Йоханнесбург

Юрий Шель
Мы прилетели в Йоханнесбург из Кейптауна. Сразу бросилось в глаза множество памятников Нельсону Манделе. И вторая особенность аэропорта Йохе и окрестностей-продажа национальной одежды, гордость чернокожих коренных жителей города. Таких причудливых ярких узоров больше нигде не увидишь. Все это было броско, красиво, но...

-Не вздумайте ехать в центр города,- предупредил нас местный белый, сам на всю жизнь поселившийся на окраине. Йоханнесбург входит в пятерку самых опасных городов мира. И все из-за его несчастного центра.

Мы, пять человек русских туристов, развеселились. Как это? Ты что гонишь, дядя? ЮАР-давно уже супер-развитая страна. Под властью английской короны. Мы уже провели пару недель в Кейптауне, летали над ним на вертолете, видели идеальные дороги, небоскребы с представительством лучших мировых компаний. Так что нам бояться Йоханнесбурга?

-Я вас предупредил,- устало повторил гид.- Вроде не дураки с виду, а такие несерьезные. Ваши тела вряд ли вернутся домой.

Мы заселились в гостинице на севере города. Там обитали белые. Сходили в местный гастроном. Купили десять бутылок вина и вкусный сыр с дырочками.

Вышли и прилегли на травку. Немного отхлебнув из стакана, я возмутился:

- Ну, что нам предлагают? Сидеть на краю города, как мыши? Я видел картинки города, он прекрасен. Там столько старинных домов с вензелями и башенками... И всем этим разрешено пользоваться только неграм? Апартеид наоборот, уже для белых? А как же демократия, права человека?

- Не заводись. Ты слышал, что гид сказал? Не надо нам туда соваться.- Наперебой перебили меня две девушки в группе.

- А я вам и не предлагаю. Вот нас трое мужиков, мы и пойдем туда. Я, например, хочу посетить суд, в самом центре города. Приду туда, и скажу: "Принимайте меня, коллеги, чернокожие судьи. К вам адвокат из Москвы приехал. Мы же не угнетатели, мы почти свои".

Два парня слушали меня и молча пили вино. Я еще больше завелся. Никто не поддерживает, только пьют.

Мне стало так обидно, что я вылил на землю начатую бутылку:

-Я даже пить здесь не буду. Это вино для рабов. А настоящие мужики трезвыми в суд приходят, чтобы знали русских. Ну, что, Рома, поехали вдвоем? Ты машину в аренду возьмешь с правым рулем? Здесь полосы, ни как у нас, и руль другой. Я далеко не уеду. А ты по миру поездил, все умеешь.

Решительный Рома поднялся. И объявил нашей команде:

- Мы с Юрой быстро смотаемся до центра города, он посмотрит на свой долбанный суд, и вернемся. Из машины выходить не будем.

- Вы с ума сошли?-закричали девушки.- Прекратите ваши фантазии.
- Ты их отвлеки, а я сейчас,- сказал мне Рома.

- А он куда?-спрашивают у меня испуганно.
- В туалет. Успокойтесь. Скоро будет.

Через десять минут задом к нам подъехал мини-фургон. За рулем сидел Рома. Он попросил:

- Побудьте на этом месте два часа. Я по навигатору посмотрел, мы управимся. Фургон я взял для солидности. Негры уважают большие машины. Юра, прыгай.

Я сел в большую высокую машину, и за нами, не сговариваясь, последовали все остальные:
- Только не выходите из фургона, пожалуйста,- попросили нас девушки.

Тронулись, едем. Да нормально все на дороге. Вот белый за рулем, вон там и там.
Через полчаса все белые водители куда-то испарились. Мы ехали по шоссе, и каждый из пассажиров машин поворачивал голову в нашу сторону. А потом мы увидели синюю вывеску: "Центр".

И все изменилось. Вдоль дорог валялся крупный мусор. Очень много недостроенных небоскребов, которые уже тридцать лет в таком состоянии. Из красивого старинного домика вышла толстая негритянка с двумя маленькими детьми. На улице торгуют с рук фруктами и зеленью каждые пятьдесят метров. И все, абсолютно все - поворачивают свои ошеломленные лица в нашу сторону.

Один из нас, третий парень, Саша, растерянно пустил бутылку вина по кругу. Мы безропотно глотнули из горлышка. И тут я услышал свист. Какой-то черный с обочины засунул пальцы в рот, и яростно свистел нам. Его услышали и подхватили другие. А тут, как назло, красный светофор. Мы встали.

- Рома, не стой, только не стой,- запаниковали дамы. Негры угрюмой толпой угрожающе приближались к машине. Один схватился рукой за зеркало, что-то кричал, и тыкал указательным пальцем в приоткрытое стекло водителя. Второй безуспешно пытался поддеть ручку закрытой электрическим замком двери.

Рома, не дождавшись зеленого светофора, рванул вперед на красный.

-Вот он, твой суд,- Рома без настроения указал на красивое здание, вокруг которого была трехметровой высоты решетка с острыми краями. Я пораженно смотрел. Решетка была и на втором этаже. И даже на третьем. Я такого еще не видел.

Я попросил остановить машину и вышел. За мной - Саша. Так, где здесь вход? Его не видно. Суд больше напоминал тюрьму, если бы не высокая вывеска: "Суд Центрального округа".

Ну, раз не пускают, то надо хотя бы запечатлеть момент. Я дал Саше свой телефон и попросил сфотографировать меня возле Дворца правосудия. Он перешел на другую сторону улицы. Но сделать фото у него не получалось. К нему уже пристали двое высоких чернокожих, толкали, и бешеной жестикуляцией показывали, чтобы он убирался. А рядом со мной, возле суда, остановилась красивая мулатка. Она не хотела уходить, и мне показалась, что она хочет меня защитить, потому что по-английски несколько раз тревожно сказала слово "денжерес".

Я и без нее знал, что у них опасно, поэтому прижал руку к сердцу, указал на Сашу, и попросил: "фотос!" Она увидела на другой стороне дороги еще одного белого, быстро отошла от меня в сторону. Остановилась, и в удивлении сладко улыбнулась.

Наконец Саша навел на меня телефон. Он успел несколько раз нажать, прежде чем ему вдарили по руке. Он подобрал выпавший телефон, но не побежал. А медленно и хладнокровно перешел улицу. Я его ждал. Мы вдвоем, не спеша, шли к машине и оба понимали, что как только мы  побежим, то нас в два прыжка догонят. Любой признак страха был бы сигналом на добивание. Мы залезли в машину. Девчонки держались за руки. Рома был насквозь мокрый так, что у него тек пот со лба.

Он нажал на газ. Мы быстро двигались на выезд из города. Мосты и стены домов были разрисованы безобразными граффити. Возле дороги я увидел парковку машин типа наших ГАЗелей. Машины съехались в кучу хаотично, как в деревне. Вокруг стояли водители. Ситуация повторилась. Нам свистели и каждый второй показывал фак. Продавцы кидали фрукты в машину, кто-то камни, и сбоку треснуло зеркало. Когда мы в очередной раз притормозили, девчонки схватились за меня, и показали на заднее стекло.

За машиной прямо по дороге бежал негр в цветастой одежде. Рома снова дал газу. Тогда негр остановился, достал полуметровый член, что-то крикнул, и выпустил вверх струю мочи вслед нашей машине.

По-прежнему не было ни одного белого.

Мы двигались по чудесной аллее. Огромные сиреневые ветки низко наклонились к шоссе. А потом они сменились деревьями с алыми, огненными кронами. Город был изумительно красив. Лишь казалось, что его покинула цивилизация. Я не понимал, какая злость и историческая память мешают людям разного цвета кожи мирно существовать вместе? Почему в этом городе все по-злому?

Через полчаса мы увидели первого белого водителя и закричали: "Ура!". Нас расцеловали девчонки. Мы смогли. Потому что победили страх.