Император Юлиан и его утопия

Артём Соломонов
Флавий Клавдий Юлиан. Так звали последнего языческого императора Рима. Он жил в эпоху уже победившего христианства, и потому за преданность язычеству потомки оклеймили его «Отступником». Но кто же он? Неудачник, возомнивший себя вторым Александром Великим? Начитавшийся Платона Дон Кихот, дерзнувший возродить классическую культуру, вернуть из пепла давно умершую Элладу? Или всё же талантливый правитель и реформатор, которому просто не хватило времени, чтобы осуществить задуманное? 

Имя этого человека давно стало главным символом богоотступничества. Много веков тень императора Юлиана не прекращает будоражить умы историков и писателей. 

В качестве примера можно назвать роман Дмитрия Сергеевича Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник» и пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин».

Итак, что же мы знаем о Юлиане? Как мне представляется, начать можно с самого детства, ибо именно тогда закладывается его неприязнь к христианству и любовь к античному миру.

Ещё ребёнком Юлиан остаётся сиротой. Мать он теряет во младенчестве, а отца жестоко убивают во время военного бунта, устроенного императором Констанцием II, чтобы уничтожить всех прочих претендентов на престол. В живых остается только шестилетний Юлиан и его старший брат, «изнеженный» Галл. 

После этого мальчиков отправляют в бывший дворец каппадокийских царей, Мацеллум, в так называемую ссылку. Там Юлиан находится под присмотром евнуха Мардония, который растит его в строгих началах стоической мудрости. Именно он знакомит Юлиана с античной философией и литературой. Мальчик запоем читает древнегреческих авторов. 

Но при этом Юлиан воспитывается в русле арианства. Поэтому он прячет сочинения Платона и другие запрещённые книги в переплёты с невинными заглавиями вроде «Посланий Апостола Павла». Да, ему с детства приходится лицемерить, он обманывает всех... Всех, кроме старика Мардония! В такой атмосфере мальчик со дня на день дожидается смерти. Но со временем он привыкает к этому чувству страха... Он знает, что за ним неустанно следят и готовится к любому исходу. 

Его брат Галл тем временем становится соправителем Констанция. Бездетный император, понимая, что наследников у него уже не будет, призывает Галла к себе и поручает ему вначале Константинополь, а затем Антиохию.  

Однако Галл управляет ими так, как считает нужным, не считаясь с мнением императора. Поэтому спустя семь лет Галла убивают по приказу Констанция за самоуправство и превышение должностных полномочий.

Таким образом, единственным претендентом на престол остается двадцатитрехлетний Юлиан, находящийся в это время в ссылке в Никомедии.

Юношу приводят к Констанцию, как до этого приводили и Галла. Констанций крайне подозрителен, он не доверяет кузену и, по одной из версий, призывает Юлиана только для того, чтобы избавиться от него. Юноша остается в живых лишь благодаря защите супруги Констанция Евсевии. 

Более того, Юлиан оказывается в благодатных Афинах. Он вдыхает сладостный воздух свободы, с упоением читает любимых поэтов и философов, посещает театральные постановки. Именно здесь юноша становится страстным поклонником неоплатонизма и приобщается к языческим культам.

Но, как это обычно бывает, всему хорошему рано или поздно приходит конец. Спустя несколько месяцев император снова призывает Юлиана к себе, и на сей раз делает своим соправителем.

После этого он отправляет Юлиана в Галлию, защищать римские границы от германцев и прочих варварских народов, в надежде, что юношу убьют на войне. Однако этого не происходит. Напротив, именно там Юлиан превращается из книжного мальчика в настоящего воина и полководца. Аскетизм, присущий ему с детства, только усиливается. Юлиан ест вместе с солдатами, спит на соломенной подстилке и не считает зазорным учиться у своих же воинов искусству войны.

И, к неудовольствию Констанция, он не просто остается в живых, но начинает одерживать победу за победой. Например, в битве при Аргенторате в 357 году. Среди легионов слава Юлиана крепнет с каждым его успехом. 

Кроме этого, он активно занимается реформами и стремится улучшить жизнь простых жителей. Юлиан сокращает расходы на содержание императорского двора, снижает налоги, реорганизует почту. 

И это даёт ему поддержку как горожан, так и легионеров.

Разумеется, Констанцию это не нравится, и он пытается отозвать от Юлиана некоторые войска. В результате в армии вспыхивает бунт, и любителя Гомера и Платона провозглашают императором. 

Война кажется неизбежной. Однако свергать Констанция не приходится. Пока Юлиан направляется в Константинополь, Констанций внезапно умирает от лихорадки, перед смертью называя юношу своим преемником. 

Узнав об этом, Юлиан выходит к войскам и, отрекаясь от навязанного ему христианства, клянётся в верности богу Солнца — Митре. Его поддерживает иерофант Максим Эфесский. Солдаты в недоумении, некоторые называют новоявленного императора Антихристом.

Став императором, Юлиан тщетно пытается восстановить многобожие. Одним из первых принятых им законов становится закон о веротерпимости, который уравнивает христианство с многочисленными языческими учениями. Это можно рассматривать как проявление толерантности. Но в то же время Юлиан справедливо полагает, что между сторонниками различных христианских течений неизбежно начнется раздор, и они будут недостаточно сильны, чтобы противостоять ему. 

Но, даже несмотря на это, возвращать языческую веру никто не собирается. Это становится ясно после приезда Юлиана в Антиохию в 362 году.

Своего рода точкой невозврата становится поджог храма Аполлона в пригороде Антиохии, Дафне. После этого Юлиан становится безжалостным. Христианские церкви разрушаются, языческим жрецам возвращаются ценности, отнятые у них при Константине Великом. 

Однако вскоре император понимает, что его идеи не смогут воплотиться, что это всего лишь утопия. Тем не менее он решает бороться до конца и устраивает поход в сасанидскую Персию, как некогда его кумир — Александр Македонский.

Здесь он и находит свою гибель. 26 июня 363 года он получает смертельную рану в печень. По одной из версий, это вражеская стрела, по другой, удар наносит солдат его же армии. Есть и мнение, что смерть Юлиана по сути является самоубийством. Иными словами, поняв, что положение его безнадежно, император ищет смерти на поле битвы.

На мой взгляд, фигура Юлиана глубоко трагична. Да, он тайно исповедовал языческую веру и стремился повернуть историю вспять. Но его трагедия, как мне кажется, состояла в том, что он слишком любил старое, если не сказать, давно отжившее.

В подтверждение можно привести слова самого Юлиана, сказанные его личному врачу Орибазию: «Право, я иногда боюсь вашего нового! Оно кажется мне холодным и жестоким, как смерть. Я говорю тебе, в старом — моё сердце! Галилеяне тоже ищут нового, попирая древние святыни. Верь мне — новое только в старом, но не стареющем, в умершем, но бессмертном, в поруганном — в прекрасном!»

Император Юлиан и его утопия (эссе)