Гамлет на графских развалинах. Трагедия

Эгрант
                «Красиво не соврать, историю не рассказать.»
                (Цитата из фильма «Неуловимые мстители»)

Всё начинается с зарождения.
Идея побывать на спектакле этого необычного театра, зародилась у нас с женой, когда мы наткнулся в интернете на красивое названия местечка Graefinthal, находящегося на самой границе между Францией и Германией, точнее между Лотарингией и Саарландом. Как перевести это название? Дословного перевода нет, но возможно это звучит так «Графство». В этом местечке, на натуральной сцене, в развалинах старинного замка, разыгрывались представления. В основном это были дневные спектакли, сказки для детей. Но раз в сезон там давали классические постановки для взрослых.

И было это в конце августа месяца, когда мы направились туда, чтобы увидеть трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет».

Приехали мы в Графство в 21 час, что было за час до начала действа. Смеркалось. Вечер был тёплый, на чистом небе лишь несколько небольших, словно разбросанные клочки ваты, облачков. От стоянки, где мы оставили наш автомобиль, шли по красивой аллее из высоченных каштановых деревьев. В старинном здании сторожевой башни, выложенной из огромных валунов, находилась касса. В кассе же можно было взять брошюрку с перечнем актёров, участвующих в спектакле, а так же текстом пьесы на английском, немецком и французском языках.

Сцены, как таковой, не было. Перед устроенными амфитеатром, длинными, узкими скамьями, была лишь небольшая площадка, отделяющая зрителей от натуральных декораций, развалин замка. Чтобы было мягче сидеть, можно было взять, лежащие тут же, рядом, мягкие подушки, а чтобы не замёрзнуть, имелись и, сложенные в стопку одеяла. Но надо тут сказать, что почти все зрители пришли на спектакль либо с рюкзаками, либо с большими сумками. С собой они принесли свои подушечки для сидения и пледы, чтобы укрыться от ночной прохлады. Кроме того, извлекалось из сумок всевозможная еда для перекуса, и вино, чтобы утолить жажду. Места постепенно заполнялись народом. Поскольку определённых мест никто не имел, то занимали места те, какие свободны. Слышалась французская, немецкая речь.
Кругом шуршание пакетиков, смех, запах поедаемых вкусностей. Наверно мы одни были такие, «невооружённые». Но нам простительно, мы впервые в таком театре. И тут, сидящий рядом с нами, усатый, с длинным носом молодой мужчина, протягивает нам с женой стаканчик наполненный красным вином, а его девушка, подаёт длинный французский багет, поясняя при этом, что-то по-французски. Ну, как можно было отказать хорошим людям.

И вот уже, незаметно, время подошло к 22 часам. Свет над трибунами зрителей погас. Люди все затихли от увиденного. В темноте, подсвеченные лишь голубым ярким светом настоящей луны, светящей с настоящего небосклона, на котором сияло множество настоящих звёзд, резным орнаментом выступали развалины средневекового замка с пустыми глазницами окон, в тех стенах, которые пощадили враги и время.

Включают прожектор, который выхватывает из темноты площадку перед замком, оставляя всё остальное пространство перед трибунами погружённым во тьму.

Акт 1 Сцена 1
Замок Эльсинор.
В лучах прожектора под стеной замка четверо: Бернардо – офицер. Солдат стражи дворца. Друг Гамлета, зовущийся Горацио, державший на коротком поводке огромного черного королевского дога. (Собака, с которой он появлялся и в остальных сценах пьесы, очевидно, должна была подчеркнуть близость Горацио к королевскому двору)

Слышны звуки скрипки и флейты. Спектакль начался с мизансцены, где офицер, в присутствии друга принца Гамлета, спрашивает солдата, стоящего на посту:
- Не видел ли ты призрака, которого уже дважды замечали замковые стражники. Горацио же находит это просто игрой вашего воображения.

Неожиданно гаснет свет, и в одном из окон замка, подсвеченного сзади светом луны, все увидели появившегося призрака.
Горацио, заметив невозможное сходство появившегося с покойным королём, с ужасом в голосе, спрашивает у духа, кто он, но тот, очевидно, оскорбившись вопросом, исчезает.
Горацио решает рассказать об увиденном Гамлету.

Сцена 2
Прожектор переносит свет в другой угол, ближе к зрителям.
Зал для приемов в замке...

Не буду пересказывать здесь всю пьесу, поскольку, уважаемый читатель, наверняка, знаком с её содержанием, а перейду прямо к...

Акт 5 Сцена 1
Прожектор ударяет светом в самый угол развалин, выхватывая из темноты, на холме: кресты, кресты, кресты. Кладбище. Могильщики копают могилу для Офелии, обсуждая, можно ли погребать самоубийцу по христианскому обычаю. Видя выброшенные могильщиком черепа, Гамлет раздумывает над тем, кто были эти люди. Могильщик показывает принцу череп Йорика, королевского скомароха. Взяв его в руки, Гамлет обращается к Горацио:
«Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия».

Ощущение было такое, что зрители, даже те, кто ничего не понимал из произнесённых на немецком языке монологов, перестали дышать, следя за движениями принца Гамлета. И он, понимая свою теперешнюю власть над публикой, держа в руках череп, резко поворачивается всем телом в сторону трибун...
И тут, череп бедного Йорика, выскальзывает из рук Гамлета. Удаляясь от принца, он, увеличивая скорость, высоко подпрыгивая на камнях с характерными для резинового мяча звуками, – чпок, чпок, чпок, устремляется вниз, в сторону первых рядов зрителей. Наш Гамлет, произнеся громко: - Ой!- так и остался стоять, в растерянности разведя руками.

Другое дело королевский дог - который полагал, что мяч брошен ему…
Горацио, совсем не желая того, увлечённый, кинувшимся вслед за прыгающим по камням черепом, псом, бежал вниз по склону. Но Горацио оказался не столь проворен, как собака. Споткнувшись, он падает, тем самым, словно якорь корабль, удерживает раздосадованного, рвавшегося с поводка дога.

Народ ожил, раздался весёлый смех. А тем временем, развеселивший так публику череп придворного шута Йорика, доскакал до самого низа, остановившись перед сидящим в первом ряду, дремавшем под пледом, мальчишкой, лет одиннадцати. В полумраке ребёнок увидел у своих ног просто светлый резиновый мяч, который, как он понял, совершенно случайно выпал из рук того парня, стоящего на пригорке. Чувствовалось, что спектакль не очень увлёк мальчишку, но теперь же совсем другое дело, появилась возможность проявить себя.

Ну, а что бы сделали вы, находясь на месте этого юного французского футболиста?