Спящие боги, гл. 80 Обыденное и духовное

Владимир Пяцкий
СОЕДИНЕНИЕ ОБЫДЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Скомбинировать обыденное поведение с практикой йоги и медитации – великая мечта любого серьёзного практикующего.
Я выделю несколько ключевых моментов, учёт и освоение которых приближает к достижению единства обыденного поведения и самосовершенствования.
Во-первых, стоит помнить о том, что наиболее важное умственное или телесное переживание всегда само напоминает о себе, не ожидая того, чтобы мы заинтересовались им. Это может быть удовольствие, боль, расслабленность или напряжение и ещё тысяча вещей, которым нужно аккуратно находить правильные имена.
Во-вторых, надо достичь уверенности в том, что принятие решений – это привилегия, а не наказание. Это – жизненно важная точка правильного воззрения. Даже принятие решений в ситуации выбора меньшего из зол позволяет облегчать страдания, а не усугублять их. Отсутствие выбора хуже, чем даже неприятный выбор.
В-третьих, наилучшее развитие силы воли происходит благодаря преодолению недостатков характера.
В-четвёртых, наилучшее избавление от тягостных состояний – это продолжение благих действий.
В-пятых, стоит целенаправленно обдумывать лишь то, что приносит благо. Какой бы умной и тонкой ни казалась мысль, противостоящая доброжелательности и состраданию, нужно отвергать её. Для обращения с мыслями хорошо взять пример с банкира, который склонен давать взаймы лишь тем, кто способен принести ему прибыль. Прибылью от использования силы размышления должны стать покой, удовлетворённость и мудрость.
Эти правила по энергетическим параметрам соответствуют пальцам кисти руки: первое – большому пальцу, второе – указательному и т.д.
Однажды ко мне в сторожку, находящуюся на территории предприятия ставшего во время выходного безлюдным, как летний школьный двор, приехал посетитель. Он договорился о встрече со мной, узнав о моей деятельности от общих знакомых. Встречая у ворот парня, подъехавшего на автомобиле-жуке, я радовался возможности познакомить его с вдохновляющими тишиной и простором места моей службы.
Парень сразу начал рассказывать о себе. Около часа я, не перебивая, слушал его рассказ, суть которого передам кратко. Парень с юности имел устремление к духовному совершенствованию. Его растила мать-одиночка, и он помнил трудности, пережитые ею. Он много читал, посещал длительные и трудные тренировки в секции айкидо, боролся с болезненными состояниями духа и тела. Он полюбил женщину, которая была значительно старше его и женился на ней. У женщины была маленькая дочь от первого брака, а в настоящий момент они ждали рождения второго ребёнка. При мысли о будущем своей растущей семьи парень испытывал сильное беспокойство. У него не было уверенности ни в заработке, ни в перспективах достижения внутреннего покоя. Под влиянием чувства тяжёлой ноши ответственности он стал часто ссориться с женой, чувствовать нетерпение в отношениях с приёмной дочерью. Большое место в его размышлениях занимали мечты о жизни где-то в глухом лесу в деревянном домике, вдали от всех проблем торопливого, быстро меняющегося мира. Наблюдая внешность и поведение своего собеседника, я составил себе также и некоторое представление о его прошлом существовании. Передо мной сидел гордый и суровый аскет, который сейчас пытался приспособиться к обычной земной жизни. При этом его действия, кажущиеся обыденными, были подчинены требованиям воли. Он тренировался не ради силы, как большинство занимающихся, а ради воспитания характера. Полюбил ту женщину, которой была нужна его нравственная сила. Он хотел жить земной жизнью, сохраняя отрешённость, так как хорошо помнил ценность покоя. При этом картинка настоящего всё же никак не совмещалась с благими устремлениями. Из услышанного от него и из своих наблюдений я сделал вывод, что он приехал ко мне, чтобы научиться совмещать свои устремления с действительностью. 
Я объяснил своему посетителю практику подношения мандалы Чистой Земли. В центре мандалы – дом, тот самый домик на земле, о котором он мечтал. На востоке – дерево, тот самый лес, в котором он хотел спрятаться от шума жизни. На севере – гора, с которой он может увидеть путь в своей жизни. На западе – река, которая даст ему силу жить. На юге – спокойное озеро, в котором отражается вечный покой небес. В этой мандале парень легко распознал свои устремления. Это был, безусловно, именно тот мир, к которому он стремился. «Сделав мандалу из камней, веточек или пластилина, ты должен поднести свою мечту тем, кто нуждается в ней больше тебя» – сказал я, зная, что аскет поймёт меня. «Кто же это?» – спросил он.
«Это бесплотные духи скитальцы. Они называются также голодными духами. Возникнув в образе бесплотного духа под влиянием неудовлетворённых желаний, они снова и снова переживают отчаяние. Путь представляется им подобным пути бредущего через бескрайнюю пустыню. Ум почти непрерывно беспокоится о том, найдётся ли вода и пища, а сознание смущаемо миражами.
Однако несчастья духов-скитальцев не ограничиваются этим. Набредая на любой источник воды и пищи, духи видят, что они отравлены, нечисты, смешаны с гноем и кровью. Иными словами, их собственные жажда и неудовлетворённость следуют за ними, как тень.
Пребывая в ошеломлённом состоянии, они пытаются понять, какая сила портит и отравляет всё вокруг и с удивлением обнаруживают, что ядовитый грязный пот выделяется из пор их собственной невидимой глазу кожи, а гной и кровь сочатся из многочисленных ран в теле. Неудовлетворительность умственного состояния выражается во всех взаимоотношениях с окружающим миром. Но и этим не ограничиваются страдания духов-скитальцев. Вещи поистине ядовитые и грязные они не сознают как таковые. Порочные качества ума кажутся им естественными. Они чувствуют как будто всё их тело изломано и разбито изнутри.
С сожалением или самодовольством думая о прошлом, с отвращением или вожделением о настоящем, со страхом или надеждой о будущем, они находятся в очень уязвимом положении. Зная это, они ищут выход из царства страданий, созданного собственным воображением, но увы! Чем более они порываются выйти из него, тем более увязают в его пространстве, подобном болоту; чем глубже пытаются скрыться в каком-либо убежище, тем более беззащитными чувствуют себя в сжимающемся мире.
Каким образом освобождать ум из этого состояния? Поскольку весь кошмар мира голодных духов порождён влечением к приятному и отвращением к неприятному, нужно использовать силу самого этого влечения верным образом. Верное использование этой силы состоит в том, чтобы постоянно делать для себя приятным правильное поведение тела, ума и речи, а также постоянно делать для себя неприятным неправильное поведение тела, ума и речи. Так оковы мира голодных духов изнашиваются и распадаются.
Поэтому, поднося мандалу духам-скитальцам, ты проповедуй им, чтобы и они обрели свободу, поднося эту мандалу всем, кто ищет убежища».
Мы сидели возле мандалы, сделанной из строительного мусора на тёплом асфальте во дворе завода. Мой собеседник слушал внимательно и узнавал в духах-скитальцах состояния собственного ума.
Он достиг большого успеха в подношении мандалы. Его поведение по отношению к жене и детям стало спокойным и уверенным. Он научился принимать свой собственный жизненный выбор. Спустя более десяти лет я присутствовал при его общении с выросшей приёмной дочерью и увидел, что он стал для неё настоящим, достойным отцом.
В этой истории ясно прослеживаются все пять пунктов успешного объединения практики и обыденного поведения, упомянутые мной. Во-первых, парень принял происходящее с ним. Во-вторых, он сумел понять, что служение семье – это избранная им привилегия, а не наказание. В-третьих, он почувствовал, что принятые им решения уменьшают его эгоизм и делают его волю сильнее. В-четвёртых, поднося мандалу, он углубил понимание непостоянства обладания чем-либо и уменьшил страдания от привязанности к кому-либо и чему-либо. В-пятых, он дисциплинировал своё мышление, размышляя о даянии и избегая мыслей, которые привели его к состоянию духа-скитальца.