Жизнь прожить не поле перейти

Владимир Токунов
     Кто-то сказал, что жизнь-это вспышка на склоне мироздания!  Если вспышка, то должен быть свет от нее. Я предположил, что  цвет вспышки  должен быть разного цвета, а почему бы и нет. Почему то мне кажется, что у людей, проживших благополучную жизнь во всех отношениях, вспышка должна иметь цвет веселых, пастельных тонов и, наоборот. Ну, вот, и хочу посмотреть на свою искорку, которая так быстро пролетает и вот – вот погаснет в темноте. Мою жизнь, также,  как и всякого, можно разложить на детство,  отрочество и взрослость. Посмотрим, хотя бы вкратце пробежим лучом фонарика по страницам моей жизни! Что в ней было особенного, что радостного, печального или значимого для меня самого и окружавших меня людей?  Вот и хотелось бы посмотреть какого цвета будет моя вспышка – веселых пастельных тонов или ? 
      Итак, начали излагать. Звать меня Анатолий и в этом плане мне чертовски повезло.     Дело в том, что моего младшего братишку назвали Адольфом. А родился он накануне Отечественной войны, то есть в детские годы носил всеми мальчишками презираемое тогда слово АДОЛЬФ, которое ассоциировалось с Гитлером.  Представляю, сколько слез пролил братишка, нося такое имя, которое родители дали, совершенно не подумав.  А дело в том, что в это время наш Гениальный Учитель всех народов Сталин стал заигрывать  с Гитлером. Был заключен пакт о ненападении, наша страна регулярно направляла фашисткой Германии составы с углем, рудой и другим сырьем, в котором остро нуждалась Германия при подготовке к войне. А немцы взамен нам свои имена предложили. Поэтому нельзя  исключить, что наши большевистские идеологи спустили негласный циркуляр в Заксы, чтобы там предлагали родителям немецкие имена. Дружить, так дружить!    И пошла мода давать русским мальчишкам  имена Генриха, Адольфа.
         А как это, наверняка,  отразилось на  психику,  и характер моего брата. Сколько мальчишеских драк он перенес, сколько слез пролил. Так имя может серьезно менять характер человека. И действительно, он по жизни какой-то не уверенный в себе человек, не принимающий в жизни серьезных решений.
      Родился я в простой, можно сказать, рабоче - крестьянской семье – отец шофер, мать домохозяйка. А место моего рождения так далеко от моря, о котором я Вам хочу в дальнейшем немного поведать – Забайкальский край. И ближайшее «море» это Байкал, о котором я знал только из песни: «Бродяга Байкал переехал…».  Началась война и отца сразу забрали, и мама осталась с четырьмя маленькими детьми в доме, который стоял на каком-то железнодорожном полустанке. Дом был новый, только, что срубленный, а вот печку отец сложить не успел.        Жить в таком доме зимой в сибирские морозы, конечно, нельзя было. Хорошо приехал дедушка Евгений (мамин отец) и они вместе с мамой сделали глинобитную печь, так как кирпич достать было трудно.  Дед Евгений до революции был пасечником. После прихода к власти большевиков советская власть стала раскулачивать и ссылать более или менее состоятельных крестьян в лагеря на Колыму, Магадан и прочие «теплые» места, а некоторых и расстреливали. У деда хватило ума быстро избавиться от пасеки – часть ульев продать, часть раздать и уехать в Читу к младшей дочери Марусе, где и жил вместе с бабушкой до конца дней своих.
        Жить во время войны, как и всем было трудно, но семья не голодала, так как держали две коровы, поросенка и кур.  Кроме того, около дома была земля, и   сажали картошку.   Школа, в которой я учился,  располагалась в селе Большая Тура за 5 км от дома, и ходить  пришлось   и в грязь, и в дождь и в буран.    А в мае 1945 г умирает мама, Анна Евгеньевна, – перитонит от лопнувшего аппендицита, спасти не удалось. Четверо детей остались одни. Несмотря на такое положение отца с фронта  не отпустили. Более того, после окончания войны с немцами его отправили на войну с японцами и он еще и там повоевал. Конечно, дети выжить бы не смогли.  Спасибо, что их забрала   сестра отца  Вера  Михайловна  в село Андриановку.        А меня забрала  в Читу мамина сестра тетя Маруся и среднюю школу я уже заканчивал там.
       Надо отдать должное, что советская власть в то время организовала для подготовки рабочих кадров фабрично заводское обучение (ФЗО). Немаловажным делом в те голодные годы, что кроме обучения детей, там кормили, а это было очень кстати для молодого растущего организма. Мой младший брат Адольф рассказывал мне: «Ты знаешь, в училище я первый раз в жизни наелся хлеба!». Ну, а я не то что мечтал стать моряком и грезил о море, но надо было куда-то определяться и на семейном совете решили направить меня учиться в Мореходное училище во Владивостоке – форма добротная у моряков, кормежка, говорили, справная и, самое главное, потом можно будет поплавать, посмотреть мир и заработать прилично. Моряки  стояли отдельным привилегированным классом.   
      Вот так и закончилось мое детство и что-то вспомнить радостного в памяти не отложилось. Не помню каких-то  детских игр, детских игрушек. Практически, не получил в полной мере родительской ласки, не помню ладони мамы, гладящей мою голову!       
        Ну, далее перейдем сразу к отрочеству. Может жизнь здесь компенсировала мне то, что я не добрал в детстве? Посмотрим.          Итак, я курсант.  Давно  я не видел лета. С первыми лучами солнца мы уходим на север в общество чукчей и белых медведей, везем им  хлеб и спирт и тех несчастных, что по окончанию института и техникума должны «отбыть срок».
       Владивосток, у меня отпуск. Вчера был буран, большие сугробы, трамваи стоят.  Я поздно возвращался от моих друзей молодоженов.  Закадычный друг Лешка  получил деньги, и мы в семейном кругу отметили это важное событие. Пил я что-то очень много, они  меня пытались  уложить спать, но я вырвался. Шел страшно долго, почти достиг цели, как встретились на улице знакомые девчонки. С начала, они меня куда- то приглашали, но,  увидя, что я лыка не вяжу, свалили в сугроб, и набили за шиворот снегу. Когда я шел  дальше, то так мне жалко стало себя, такая жесточайшая обида обуревала мою душу, что я чуть не плакал и пел жалобным голосом: «Позабыт, позаброшен…»
      А недавно я написал стихи в этаком высокопарном стиле и посвятил их подружке моего товарища и послал  анонимно. А потом она ему хвасталась - вишь, какое,  мне пишут, и показывала ему язык.
     Работать,   наверное, поеду   на Чукотку, там платят больше, да и суда часто идут на ремонт за границу, а попасть в загранку мечта каждого моряка. Возвращаются обычно в шелках и бостонах, да еще и с деньгами…
          После окончания Мореходного училища много плавал, в основном, вдоль Побережья.  Вот отдельные кусочки моей жизни того времени.
      Идем на ремонт в китайский порт Шанхай месяца на 4, а потом предстоит рейс в Заполярье и уже, наверное, надолго. Вообще  эта дикая жизнь мне надоела!  Мы встали на зимний ремонт, пароход врос крепко в лед, а мы перешли к береговой жизни. Очень мне хочется в театр, но затолкали нас в страшную дыру- «Большой Камень» (бухта в Амурском заливе). И в этом забытом богом  и людьми крае только и празднуют открытие чайных. Но если судить по радости  старожилов, то очевидно этим  решаются самые злободневные вопросы быта
        В плавании работать было очень трудно, пароход старый, испытывает уже предсмертные судороги, матросы, кочегары народ не дружный, на стоянках шибко пьют и дерутся, иногда на вахту поставить некого. Словом все то, что у нас называется «тяжелый пароход». На отстое легче стало. У меня есть 2 друга -  третий помощник капитана и 4-й механик (я работаю третьим). Повсюду мы стараемся бывать вместе. Гена (механик) хорошо играет на гитаре, а «Очи черные» с таким жалостливым дребезжанием, что плакать хочется, хотя я в жизни не любил никаких черных очей! А еще его опасно отпускать  в город одного, потому, что оттуда его приносят какие-то случайные знакомые и на судно его приходиться поднимать в сетке. Когда на следующий день я начинаю его осыпать укоризнами, он сразу же переходит в наступление и просит 300 рублей взаймы. А другой друг Вовка, немножко поэт. Он уже сочинил новогодние вирши и решил их прочесть в кают - компании за праздничным столом при звоне бокалов, но вышло так, что мы оба оказались 31 декабря на вахте и все его творческие потуги  оказались напрасными.
       Я не имею никаких талантов, но когда моим друзьям срочно понадобиться  спорщик профессионал, они призывают меня, и я мгновенно с помощью  не очень сложной софистики убеждаю любого, что черное, это белое, и наоборот.
        А вот, если можно так выразиться и интимная сторона нашей жизни.   Есть и это. Совсем недавно, мой милый, мой верный друг, штурман Вовка, пригласил меня,  как он выразился,   осмотреть его невесту, ту самую деву, из-за которой он в свое время сильно простудился. А посмотреть было на что, хотя я видел ее и раньше. Она работает на нашем ремзаводе, но тогда она была в ватных брюках у станка  и точила  гайки на ; дюйма, и вообще я тогда был занят и не обратил на нее внимание. Но дома, дома совсем другое дело – я увидел прелестную девушку, ножки стройные, как кегли, нос прямой, короткий, глаза величиной со столовую ложку, черные ресницы, длиной миллиметров пятнадцать. А голос, какой грудной голос! Когда она заговорила со мной, я прямо обалдел,  и испытывал неизъяснимое наслаждение, будто кто- то так нежно  пощекотал меня за ушами.  Но плохо было то, что  у столь красивой девки было много и поклонников, и вскорости наши опасения  полностью оправдались. Вовка встретил  коварную изменщицу с другим, где- то  на улице. От его любви не осталось ничего, кроме горьких сожалений по поводу безрассудно подаренного  кольца на заре начинающихся чувств. Колечко было золотое, и Вовка  не захотел терпеть материального ущерба. Выручать кольцо отправили меня. Я долго сидел на квартире  изменщицы, что - то мямлил и никак не мог решиться заговорить о главном. Наконец, когда меня уже выпроводили на улицу, я вдруг заорал не своим голосом: «Кольцо отдай!». После чего мне его и отдали. Оно, оказывается, лежало на дне большого сундука.
        Гена тоже был влюблен. И тоже неудачно. Девушку его я видел – маленькая такая, голубоглазая и очень ласковая. Как- то раз Генка пришел к ней пьяный и попросил пятьдесят рублей взаймы. Она еще конечно не знала, что это у него болезнь такая, просто мания. С кем бы он  и о чем бы, не говорил, под конец разговора обязательно попросит денег взаймы. И она, конечно, дала бы ему денег, если бы они у нее были, но денег не было. И она попросила его обождать, пока она переоденется, чтобы пойти гулять, а он взял и убежал. И теперь Гена боится  ее встретить, стыдно ему очень, а она, наоборот, ищет встречи с ним. Гена ей нравится.
      Ну, а я  в основном радуюсь успехам моих друзей, переживаю вместе с ними их неудачи. Я же вроде никого не люблю, и меня никто не любит. Должно быть виной тому моя рыжесть. Если бы о нас написали роман в современном стиле соцреализма, то с меня можно было писать  парторга, который все думает, и спит думает о своих ближних и о судьбах страны своей многострадальной. А сам питается  заплесневелыми сухарями и забывает получать  жалованье,  что ему  причитается за свои страдания.
       Наш триумвират на время распался – Генку посадили на 10 суток за пьянство и ругань в общественном месте. Я сходил к нему и принес мандарины, но оказывается  он просто голодный – кормят один раз в день. Мандарины он проглотил и продолжал смотреть на меня  голодными глазами. Занимаются они благоустройством и расширением  тюрьмы, делают новые камеры и оборудуют их нарами. Очевидно, ожидается новый, еще более мощный наплыв матерщинников.
        Вовка же почти совсем прекратил ходить  на берег в дневное время, а если и выходит, то вечером. Не знаю, с чем это связано, но милиция в нашем районе ищет человека с приметами Вовки. Подозреваю, что Вовка ругался  вместе с Генкой, но как то ускользнул от наказания. Так вот он ночами и прогуливается и простудился. Наш судовый врач  тотчас же  принялась делать уколы, которым она отдает явное предпочтение. Вовка же  боится их до дикого ужаса. И не раз, когда я выбегал из машинного отделения навестить его, он падал на мою грудь, измазанную машинным  маслом, и истекал горькими слезами.
      Вот так, если коротко и проходила моя моряцкая жизнь. Шелков и бостонов я не заработал, да и денег особенно не накопил. И я понял, что моряцкую романтику надо заканчивать и на этом завершилось мое отрочество и становление взрослого человека. Немногим, я думаю, оно отличается от моего детства.
         И конечно меня потянуло в родные места, ближе к родным в Забайкалье.

                А на румбе снова жизни море,
                Но уже в житейском чисто плане.

          Приехал я в родную Читу, годы то мелькали один за другим, пора  было вить гнездо, что я и сделал. Женился довольно удачно. Жена  аптечный работник. Получили худо-бедно квартиру хрущевку, завели дачу. А работал  в техникуме, преподавал точные науки. Родилось двое детей. Как и у всех людей того времени велась, в основном,  борьба за хлебом насущным. Жить было очень трудно. Не мог толком помочь старому отцу, и меня постоянно  глодало сознание, что он все-таки трудновато живет, а от  меня ему никакой помощи нет, но ничего сделать не мог. Трудно было не только с питанием, но и с тряпками, в магазинах шаром покати и приходилось всякими  путями как то выкручиваться. Вот строки из  моего письма к сестре, которая в то время училась в Москве:  «…Валя, есть ли в Москве в продаже зимние пальто? Не  можешь ли ты посмотреть?  Если да, то я вышлю деньги. А у нас шаром покати!».         
       Для решения продовольственной программы пришлось обзавестись дачным участком на берегу речки Ингоды. У нас весна обычная, днем жарко, ночью холодно. На участке рос кое-какой плодово-ягодный  кустарники, выращивали, в основном, овощи. Пытался развезти садовую землянику, методом рассады. Но как только она попадала в открытый грунт, то сразу же  чахла, не климат. Урожаи, как правило, были не ахти, но нам в основном на зиму хватало.   Собирали немного  смородины  и малины. Иногда даже не могли все перерабатывать, но преодолеть свои комплексы продавать излишнее на рынке,  было трудно.  В качестве удобрения  использовали навоз. Наши совхозы и колхозы землю обильно посыпали минеральными удобрениями, а навоз бульдозером выгребали из коровников и не применяли. Ноябрь у нас месяц зимний. Я как- то раз был на участке и повалил сильный снег, я обрадовался  и стал снегом засыпать землянику и кустарники. К концу дня сильно утомился и решил заночевать в домике, а утром на улице было -30, а  в домике около нуля!
            Расположение дачного участка на берегу реки было определенным преимуществом, но были и нехорошие моменты.   Так однажды после сильного наводнения  на участке  – земля превратилась в целину, да и постройки имели повреждения. В связи с этим, пришлось  картошку и капусту покупать. Но много было варенья. Как то перезимовали.
       И вот наступили пенсионные годы и лихие после перестроечные горбачевские годы. Мой шеф разрешил мне еще немного поработать. Жить стало труднее, но кое-что можно купить на базаре и по карточкам. С промтоварами хуже –  обуви и  одежды никакой. Парники  делать перестал,  упор на картошку и капусту. Питались нормально, но все по карточкам. Плохо, что перспектив никаких! Все лето был на участке, но урожай нынче скудный. Основной овощ Забайкалья картошка уродилась скудно и на рынке сильно подорожала. Мы немного накопали, но мелковата. Срубили капусту и ждем холодов, чтобы посолить ее.      
            Вот такая моя  взрослость, подстать, детству и отрочеству. Ну, что может хватит перечислять «прелести» моей жизни. Все понятно? И какого же цвета  будет моя вспышка?      Как Вы считаете?