В каком году было основано Болотное? Ч. 13

Евгений Викторович Терентьев
В апреле 2018 г. в электронной газете «Интерактивное образование» была опубликована статья томича Скороходова Сергея Николаевича «О точной дате перенесения участка Московского тракта на Варюхино-Проскоково-Болотное-Ояш в первой четверти 19 века».

Автор, работая с архивными документами 1-й пол. 19 в. Государственного архива Томской области (ГАТО), писал об обстоятельствах изменения трассы Московско-Сибирского тракта и косвенно затронул тему даты основания Болотного.

Процитирую частично статью С.Н.Скороходова:

«…зеледеевскими крестьянами предлагался еще в 1810 году вариант изменения направления Большого Московско-Сибирского тракта, как он затем с некоторыми поправками почти полностью совпал. Однако война с Наполеоном, длившаяся почти три года, и голодные годы (1812-1814) отсрочили эти изменения.

В 1815 году почтовое ведомство и Канцелярия горного начальства, так как территория, где должна была произойти перемена направления Московского тракта, находилась в ее ведении, вернулись к этому вопросу. С истечением 1815 года заканчивался трехлетний срок контрактам, заключенным разными людьми на содержание на станциях положенного количества курьерских и почтовых лошадей. Канцелярия горного начальства Указом от 31 мая 1815 г. предписала чаусскому земскому управителю распубликовать «о вызове желающих к содержанию с будущего 1816 года впредь на 3 года курьерских и почтовых лошадей». При этом прилагалась «Роспись о почтовых станциях и о содержании на оных курьерских и почтовых лошадей», в которой приводились все станции в пределах всего заводского ведомства и число лошадей на каждой станции…По тракту от Тобольска к Томску назывались станции в следующем порядке: Чауск – Орский бор – Дубровино – Ташаринская – Ояшинская – Болотная – Проскоково – Варюхина – Калтайская. На каждой из названных станций должно было содержаться по 6 курьерских и 20 почтовых лошадей – наибольшее число из всего списка, приведенных в росписи станций. Как видим, после станции Ояшинской направление Московского тракта изменялось, и станции старого направления – Елбацкий, Елизаровский и Черновский станцы в росписи на 1816 год не называются. Кроме того, в этой же росписи в списке станций от Барнаула к Варюхинскому станцу отсутствует и Елгинский станец…

…Таким образом, имея ввиду все вышеизложенное, точная дата начала почтовой и прочей подводной гоньбы по новому измененному направлению Большого Московско-Сибирского тракта на перегонах от станции Ояш через станции Болотная и Проскокова до станции Варюхино является 1 января 1816 года…».

В том же 2018 г. эта статья С.Н.Скороходова была опубликована и на сайте «Библиотека сибирского краеведения» и стала широко известна краеведам и историкам Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, интересующимся данной темой.

В Болотном в это время статья Скороходова осталась незамеченной, реакции на нее в местной печати или на сайте Болотнинского районного историко-краеведческого музея не последовало.

Евгений Терентьев