О Саше

Ирина Минкина
То, что Саша Васильев («Сплин») в конце концов выкатит козу, я почему-то с определенного момента предвидела. Прежде всего потому, что те, кто считают себя патриотами своей страны и таковыми являются, не стали отсиживаться, отмалчиваться в надежде, что вот, мол, рассосется, развеется и прочая-прочая. Саша же Васильев слишком долго держал мхатовскую паузу, для того чтобы выдать что-то великое.

И вот, выдал. Во время своего выступления на фестивале «Чернозем» Васильев призвал всех присутствующих надеяться и верить на возвращение Макаревича, Текилы Джаз, Гребенщикова, ибо… И тут Саша спел про «выхода нет».

В общем и целом понятно и объяснимо, что многие возмутились, ушли во время исполнения и теперь ругаются в соцсетях. Слава Богу, что ушли и что ругаются. Еще бы и далее не ходили на его концерты. Но я, собственно говоря, не об этом.
В связи с особо оперативными заявлениями Саши Васильева (всего лишь полгода с начала спецоперации) про все происходящее мне бы хотелось отметить несколько принципиальных для меня вещей. Обобщить частное, так сказать.

Прежде всего, лично для меня к настоящему моменту УЖЕ было понятно, что Саша Васильев если и надумает высказаться, то скажет обязательно что-нибудь более или менее гадостное. Почему? Да потому что отмалчивался все это время. Возможно, и вправду ждал, что оно само как-то рассосется и от него, лично от Саши Васильева, не потребуется ни о чем высказываться. Ведь все те творческие люди, которые не могли молчать, когда Родина в опасности, когда солдаты воюют, - они сразу обозначили свою позицию.

Правда, надо отметить и тот факт, что Саша Васильев не оказался и в стане тех, кто с началом спецоперации мощно облил Россию и русских говнецом и отвалил за бугор. Саша Васильев оказался «и не друг, и не враг, а так». Тут, конечно же, невольно возникают аллюзии на библейское «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Наверное, это и есть, когда человек «и не друг, и не враг, а так». Однако ж не получилось до конца отмолчаться. Оно и понятно: быстро не рассосалось, и не рассосется. Волей-неволей приходится обозначаться.

Не знаю, как быть в повседневной жизни с людьми, которые «а так». Наверное, каждый сам должен решить для себя этот вопрос. Кому-то не претит – а кто-то не приемлет. Но то, что люди публичные, творческие, рупоры общественного мнения не имеют права быть «а так», «теплыми», для меня очевидно. Иначе у нас все общество будет тепленьким. Нулевым.

Кроме этого, еще одно наблюдение, теперь уже ближе к самому Васильеву. Дело в том, что создание и расцвет васильевской группы «Сплин» пришлись на конец 1990х и начало 2000х – на время тотального разрушения российского общества (впрочем, как и российской государственности) и протеста всех против всех. Время, в которое было модно (да и в общем-то востребовано обществом) говорить о том, как все плохо: что страна плохая, что мы не такие, что лучшие из лучших – они не те, что по течению и с большинством. Лучшие – они против всего, они самые умные в белом пальто стоят красивые. И вот на этой теме, на этом депрессивном протесте родился и, образно говоря, вырос Саша Васильев как творческая единица. Он мог только разрушать. Только осуждать. А тогда, когда время изменилось и на место разрушению пришла необходимость созидания, то оказалось, что такие, как Саша Васильев, не востребованы в новой повестке. То же самое касается и Макаревича с Гребенщиковым (с поправкой на то, что в текстах Гребенщикова вообще трудно что-либо понять). Они могли только критиковать (что успешно делают и до сих пор). Предложить же что-то взамен ни Саша Васильев, ни Андрей Макаревич, ни те, которые «иже с ними», - не способны. Для них действительно «выхода нет». Их творчество утратило актуальность. Запрос времени поменялся. Он теперь совершенно другой. А подобные «Сплину» творческие деятели остались в конце 1990х – начале 2000х.

Поэтому – поэтому – не ст;ит так уж сильно сокрушаться о высказываниях Саши Васильева. Саша Васильев продукт своего времени. Он не смог (или не захотел) перерасти это время. В том, прошлом, Саше было удобнее. Он считал себя полупророком, что-то полупонятное вещал со сцены, а мы внимали. Сейчас запрос общества стал не просто другим – он стал больше и конкретнее. Люди не хотят слушать про что вроде «орбита без сахара». Им важно слушать о будущем и настоящем своей страны. О добре и зле. О правде и лжи. Людям важно поддерживать своих солдат, воюющих прямо сейчас за свой, русский мир.

Это тоже, брат, моя земля,
Здесь дед лежат и мать,
И знай: врагу я не отдам
Ни метр и ни пядь.

Это, естественно, стихи не Саши Васильева. Это стихи из песни Александра Скляра «Ты забыл, брат». Четверостишие ,в котором понятно, доступно, но при этом глубоко и, что называется, так, как оно и есть, передана суть происходящего между Россией и Украиной. Лучше и не скажешь.

Впрочем, Саше Васильеву вряд ли это понять и объять своим талантом. Потому что он по старинке продолжает петь про «выхода нет», «нечего ждать» и «Марию и Хуану». Саша (в отличие от Александра Скляра) не вырос в Александра, оставшись Шуриком из периода разрухи. А ведь мог бы, при его таланте… Но Саша, видимо, не читал Экклезиаста с его «время разбрасывать камни – и время собирать камни». Саша по инерции продолжает разбрасывать. Камни.