Об Александре Дугине

Историк Владимир Махнач
18 октября 2007 года

Когда я учился в 1970-е годы в университете, наука геополитика называлась в лучшем случае «буржуазной лженаукой», в худшем — «фашистской». Сейчас геополитические работы уже выходят у нас. Уже можно читать в русском переводе классиков геополитики Маккиндера, Хаусхофера. У нас есть и свой светило геополитики Александр Гельевич Дугин. Правда, он немножко путает науку с мистикой. Если бы не путал, все было бы неплохо, я бы всем студентам рекомендовал читать Дугина. Остерегайтесь его, потому что идет прекрасное, четкое изложение научного материала, и вдруг он колдовать начинает, раз, и перешел в другое качество, и колдует. И молодые люди могут не заметить этого рубежа, где кончается наука и начинается колдовство.

* * *

16 февраля 2000 года

Однажды я спросил Александра Дугина: «Вы выступаете против фашизма, то есть против корпораций, но увлекаетесь старообрядчеством. Как это можно совместить? Ведь старообрядчество ничего интересного не оставило нам, кроме одного — крепких корпораций». На то Александр Гельевич мне ответил следующее: «Я дух старообрядческий ценю бунтарский! И самыми пламенными старообрядцами, самыми достойными подражания полагаю бегунов!» Я не стал спрашивать Дугина, как человек корректный: может быть, ему нравятся еще и скопцы?