Прежде чем постучаться в дверь

Магда Кешишева
   Не знаю, как в вашем городе, а у нас, в Ереване, немало тех, кто именуют себя  свидетелями Иеговы. Скромные с виду, приветливые и улыбчивые, они ходят небольшими группами в 2-3 человека, как правило - с тоненькими книжками в руках. Но, если бы они просто гуляли, я и не заговорилабы о них. Но они ведь подходят к людям, заговаривают с ними, задают "философские" вопросы, пытаются, мягко говоря, дать им какие - то брошюры, книжки.
   Сегодня, когда так много разного рода проблем и бед на планете, народ настолько всем этим удручён и озабочен, что люди неоднозначно реагирует на этих свидетелей. Одни их игнорируют и даже не удостаивают взгляда, другие - демонстративно отмахиваются, бурча под нос что - то, третьи - срываются на брань, оскорбления. Надо сказать, что СИ никогда не отвечают, тихо удаляясь.

   Недалеко от моего дома есть небольшой парк с бассейном, аллеями, удобными скамейками. Здесь всегда многолюдно: гуляют мамы и папы с детишками, бабули на скамеечках беседуют, вяжут или просто дышат свежим воздухом, дедули играют в шахматы или нарды, молодые люди медленно прогуливаются, взявшись за руки... Две скамейки выбрали для себя СИ. Дело в том, что моя дорога к супермаркету, где я делаю покупки, лежит через эту аллейку. Несколько лет назад женщины обратились ко мне с каким - то вопросом и протянули брошюрки. Я остановилась, поздоровалась, сказала, что по - армянски не читаю, а мой Бог - моя совесть. Одна из них сказала, что может дать книжку на русском, но я отказалась. Женщины не стали настаивать и, простившись, я ушла.

   С тех пор, проходя по аллейке мимо "моих" свидетелей, я с ними здороваюсь. Они, ещё издали заметив меня, улыбаются. Недавно, когда я проходила мимо них, одна из женщин спросила:
 - Извините, пожалуйста, почему вас долго не было? У вас всё в порядке? 
 - Спасибо, всё хорошо. Нас просто не было в городе, мы отдыхали.

   Надо сказать, что в Ереване невероятное пекло, +40-42 градуса. После 11-ти утра и до 6-ти вечера люди стараются не выходить из дома.
   Пару дней назад неожиданный, настойчивый стук в дверь заставил меня вздрогнуть. Посмотрела в глазок - стоят две молоденькие давушки. Открыла, поздоровалась:
 - Здравствуйте, девушки! А почему вы не позвонили, а постучали в дверь?
 - Мы ... можно войти?
 - Может быть, скажете, кто вы и с чем пришли?
 - Мы ... хотим задать вам несколько вопросов.
 - Я поняла. Вы - свидетели Иеговы... Проходите, садитесь... Сегодня очень жарко. Я сейчас вам дам что - нибудь холодненькое... Вот вам сок... Вот тарелочки, берите фрукты...
 - Спасибо, спасибо, не надо, - прервала меня одна из девушек.
 - Как не надо? Надо, надо... Я бы вам посоветовала брать с собой холодную воду. Ходить по жаре с непокрытой головой часами не очень хорошо... Пейте, пейте, а пока мы с вами будем разговаривать, я поставлю в холодильник две бутылочки с водой и дам их вам.

 - Спасибо, - проговорила другая девушка. - Вы нас пригласили домой, а другие нас гонят и ещё ругают...
 - Не гневите Бога. Вы же знаете, как трудно сегодня людям. Как там говорят - не судите, да несудимы будете... Выпили? Вот и хорошо. Может быть, вы хотите умыться?
 - А можно?
 - Нужно. Вы проходите, а я вам принесу чистые полотенца.

 - Девушки, вы хотели задать мне вопросы, верно?
 - Да, только один вопрос.
 - А, можно, я задам вам один вопрос?
 - Да.
 - Вот вы на своих собраниях изучаете Библию, делаете доклады, идёте, скажем так, в народ и проповедуете. Правильно?
 - Да, а откуда вы это знаете?
 - Долго живу, - улыбнулась я. Скажите, пожалуйста, сколько лет вы изучаете Библию?
 - Уже три года.
 - Значит, вы должны знать ответ на мой вопрос. Скажите, когда Библия была переведена на армянский язык?
   Наступила тишина. Девушки переглядывались, пожимали плечами, делали большие глаза, сжимали губы и ... молчали.
 
 - Как же так? Забыли? Я вам напомню. Армянский алфавит был создан  в 405 году, правильно? И после этого Библию перевели на армянский. С какого языка?... С сирийского. Это был первый перевод. А второй перевод случился в 431году. И кто это осуществил? Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, и несколько других людей, имена которых вам известны. Ну, вспоминайте: Корюн, Саак Партев, Овсеп Пагнаци и другие.

   А, как вы думаете, на каком языке был этот перевод?
 - На грапаре, - почти в один голос ответили девушки.
 - Умницы! Да, на древнеармянском языке. А, знаете ли вы, что грапар и сегодня - официальный язык Армянской апостольской церкви?
   Может быть, вы помните, где напечатали первую армянскую Библию?... Забыли?... В Амстердаме, тиражом 5тысяч экземпляров. А было это в 1666году.
 
   Девушки переглянулись, открыли свои сумочки, достали тетради и ручки и стали что - то записывать.
 - Девочки, а что это вы пишите?
 - Вы так интересно рассказываете...
 - Но всё это есть в интернете. Вам, простите, можно пользоваться интернетом?
 - Можно, но у нас нету времени.

 - Тогда я поделюсь с вами ещё одной, пожалуй, самой интересной информацией. Две книги первого издания - особенные. Переплёты Библий были сделаны вручную, а на корешке - изображена Богоматерь с Иисусом Христосом на рукам. Эти две Библии были подарены Папе Римскому Клементу IX и королю Франции Людовику XIV. Вот так, дорогие мои.
   Девочки, я хотела бы дать вам один совет, хотя, признаться, не люблю этого делать. Но тут другое. Вы останавливаете людей на улице, стучитесь к ним в дверь. И поэтому, мне кажется, и вы должны быть готовы ответить на вопросы, которые вам могут адресовать. Вот, например, в Библии очень мало сведений об Иуде: неизвестно, как он выглядел, кто его родители, была ли у него семья... Все его воспринимают как предателя Христа. А можете ли вы рассказать что - то о человеке, чьё имя стало нарицательным? Не думаю. И я хочу вам посоветовать прочесть повесть Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она небольшая по объёму и ВАМ будет полезна.
   Согласитесь, что трудно представить себе, например, певца, который не знает, что такое крещендо, или врача, не знающего, сколько пар хромосом у человека. А учиться никогда не поздно.

 
   Девушки переглянулись, несколько секунд молчали, потом одна из них нерешительно спросила моё мнение о том, как и когда можно добиться мира на планете.
 - Девочки, хорошие мои, ... если бы я знала ответ... Это волнует всех честных людей на нашей планете... Если бы я была в силах остановить взбесившихся, неадекватных, близоруких западных правителей и их военных, ежедневно посылающих на смерть чьих - то мужей, отцов, сыновей ... Остаётся только с надеждой ждать, что в помутнённом разуме тех, для кого человеческая жизнь ничего не значит, а личные амбиции выше всего, что - то изменится... Вот тогда и наступит мир и покой на планете...

  P.S.На фото - первая армянская Библия, хранящаяся в Матенадаране г.Еревана,
      Хранилице древних рукописей им.Месропа Маштоца.