Заметки африканиста об апартеиде в ЮАР. Ч. 1

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Заметки африканиста об апартеиде в ЮАР. Ч. 1. Почему забыты события в Соуэто?
——————————————————————————————————————————————



Сообщают, что с 1 сентября этого года в школах Незалежной Украины запрещено преподавать русский язык и литературу. И «цивилизованная» Европа поддерживает это решение правительства Украины.

Как видим, тема расистской системы образования была актуальна не только для ЮАР и Намибии. Сегодня она стала актуальной и для стран, избравших путь независимого развития после развала СССР и контрреволюционного переворота в России в 1993 году.


1

Даже африканские школьники восстали против обучения на языке африкаанс более 50 лет назад в ЮАР…

Чуть более полувека назад — 16 июня 1976 года — в Соуэто, юго-западном пригороде Йоханнесбурга, африканские учащиеся вышли на улицы с протестом против замены международного английского языка обучения, на АФРИКААНС, языке, на котором не говорят более ни в одной стране мира, кроме нескольких миллионов буров, потомков голландцев. Южноафриканской полиции расистский режим приказал расстрелять юных бунтовщиков.

Весь мир тогда возмутило применение оружия против детей в Соуэто, а позднее — и против всего невооруженного африканского населения ЮАР. Началось всеобщее восстание. На многие месяцы гетто превратилось в осажденный пригород. Волнения африканской молодежи перекинулось в другие города. к концу августа более 1200 человек были убиты, тысячи ранены и арестованы.

Волнения молодежи не затухали и в последующие годы. Намерение ввести обучение на африкаанс было лишь поводом для выступления небелых жителей ЮАР за свои права.

Главные причины выступления африканских масс лежали в самой системе апартеида:
— беспощадная эксплуатация,
— безработица, мизерная зарплата,
— ужасные условия жизни и быта,
— нищета, голод, болезни,
— повышение цен на товары первой необходимости и на продукты,
— расистская система образования и социального обеспечения,
— политика бантустанизации,
— милитаризация общества,
— колониальная оккупация Намибии...

Все началось с того, что расистский режим апартеида в этой стране запретил обучать африканских детей в школах на английском языке и ввёл обучение на языке АФРИКААНС. Кровавые правители решили, что если бы африканцы не знали английского языка, они не могли понимать и читать то, что мировая пресса пишет о них, расистах и империалистах. Поэтому они надеялись сохранить свой преступный режим апартеида еще несколько десятилетий.

Что такое апартеид?

Апартеи;д, апартхейд (африк. apartheid «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканском Союзе и Южно-Африканской Республике Национальной (националистической) партией фашистского типа с 1948 по 1994 год.


2

Как вы думаете: что-то было предпринято правящей кликой расистов, чтобы исправить выявленную вопиющую несправедливость? Ничего.

Об этом говорили данные по системе образования в ЮАР за 1984 год: спустя восемь лет после событий в Соуэто:
— расходы на образования белого ребенка в семь раз превышали расходы на обучение африканского ребенка.
— Среди африканцев старше 15 лет безграмотных оказалась одна треть, среди белых – 0,72 процента.
— Доступ в вузы был открыт для 86,1 процента белых и только для 2 процентов африканцев.

Введение расистской системы образования в ЮАР и Намибии привело к следующим последствиям: во-первых, способствовало реализации плана раздела коренного населения на бантустаны, и во-вторых, оно давало по качеству образование африканцам гораздо хуже, чем белым колонистам. Таким образом у южноафриканского правительства имелось готовое объяснение, будто коренное население не готово к управлению своих стран; у них нет для этого необходимых специалистов. Поэтому, мол, рано предоставлять независимость и свободу коренным жителям Африки.

***

В те годы, когда процветал в Восточной Европе, Азии СОЦИАЛИЗМ, а в ряде африканских и азиатских государств народы избрали НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ или путь социалистической ориентации, прогрессивная общественность мира писала, обсуждала и ОСУЖДАЛА деяния кровавых расистов ЮАР. Более того, многие страны оказывали военную, политическую, экономическую помощь и политическую поддержку африканцам, борющемуся против расизма и расовой сегрегации.

Более подробно можно ознакомиться с историей апартеида на сайте — https://diletant.media/articles/35817212/

***

Ныне мир изменился настолько, что даже и вспомнить о событиях в Соуэто в СМИ считается неприличным ни в Америке, ни в Европе, ни в Австралии. В буржуазной России никто не вспоминал о борьбе всего прогрессивного человечества против расизма и апартеида даже накануне СПЕЦОПЕРАЦИИ на официальном уровне. Почему?

Почему прогрессивная интеллигенция не сравнивает события в Соуэто с похожими событиями в Украине и прибалтийских мини государствах, где правящие «демократические» режимы много лет продолжают войну против русского языка и расизма по отношению к русскому населению.

Почему Джимми Картер, бывший президент США, мог написать книгу об Израиле «Палестина: мир, а не апартеид» (2002), и заявить в ней о том, что сегодняшняя политика Израиля на палестинских территориях является «системой апартеида, где два народа занимают одну землю, но живут раздельно друг от друга, и где израильтяне полностью доминируют и подавляют насилием, лишая палестинцев их основных прав человека».

Более подробно о книге см. на сайте:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Палестина:_мир,_а_не...

Мне тоже пришлось в 1970-80-е годы опубликовать ряд статей о расистской системе образования ЮАР. В 1986 году в составе советской делегации побывать на юге Африки и посетить лагеря для беженцев и Намибии и ЮАР, созданные в Анголе.


3

Прошло полвека и вновь новые нацисты с бандеровскими знамёнами в руках зажгли очаги пожаров в незалежной Украине. Восемь лет граждане Донбасса и пытаются отстоять своё право говорить и обучать детей на родном — русском языке. Им тоже приходится на наших глазах сегодня с оружием в руках, как это случилось в Соуэто полвека назад, отстаивать своё право говорить на родном русском языке, и с пригороде Йоханнесбурга в руках отстаивать своё право на свободу и независимость.

На стороне украинских нацистов стоит вся «цивилизованная» Европа и Америка, отказывающаяся признавать Крымскую автономную республику, граждане которой на референдуме отказались от «незалежной демократии» и вошли в состав России. То есть националисты в Украине и Прибалтике ведут себя точно также как вели себя южноафриканские расисты и фашисты, как колониальные господа из «цивилизованных» районов мира.

Приходятся и на этот раз повторить мысль о том, что ИСТОРИЯ УЧИТ ТОМУ, ЧТО «денежные мешки» и нацистов она НИЧЕМУ НЕ УЧИТ!!


4

Почему делается все возможное, чтобы о тех кровавых событиях трудящиеся забыли начисто в ряде государств Европы, Америки и Ближнего Востока?

Почему буржуазные политики принимают все меры для того, чтобы люди не вспомнили о тех самых страшных месяцах 1976 года, которые наполнялись кровью детей, рабочих, мужчин и женщин в Южно-Африканской республике?

Почему сегодня молчат многие крупные политические деятели о том, что творят кукловоды, насаждающие расизм и фашизм в бывших советских республиках?

Почему молчит прогрессивная общественность Европы и Америки, не требующая от своих правительств признать Крым частью России?

Почему она не требует от украинских правителей признания права Донецкой и Луганской республик на независимость от Киева?

Или этой англо-американской общественности стыдно признаваться в своей забывчивости и вспоминать о событиях в Соуэто, ныне повторяющейся и в Америке и в Европе?

Или ей стыдно признавать свой бескомпромиссный переход в лагерь самых реакционных кругов в империалистических государствах?

Почему молчит весь буржуазный мир о кровавых событиях, происшедших в июне 1976 года в Соуэто?

Почему?