Постный кефир

Монах Илия Каунников
(Очерк)

В праздник Преображения Господня, который празднуется, как известно, в дни Успенского поста, я пришёл в гости к своему замечательному другу — монаху брату Геронтию, подвизавшемуся в одиночестве в небольшом домике с приусадебным участком. «Мой маленький скит» — так называет брат Геронтий своё жилище.

— Христос между нами! — по своему обычаю произнёс мой друг, приветствуя гостей. Усадив меня в тени под яблоней, он принёс чашку холодного кефира: «Угощайся и не смущайся!»

— Как же тут не смущаться? — удивился я. — Пост, а ты кефиром меня угощаешь. Сам нарушаешь, ещё и меня соблазнить решил. Не стыдно, брат Геронтий? А ещё имя у тебя старческое, сам хвалился.

— Обличил? Ну теперь слушай! Во-первых, отказываться от угощения —  неуважение к хозяину. Сам Господь никогда не отказывался и нам заповедал соблюдать сие. Во-вторых, на праздники всегда по уставу полагается послабление поста. Обычно этим послаблением является вино. Но! Видишь ли, в чём загвоздка, мой друг: в сознании как верующего, так и невоцерковлённого, но всё же воспитанного нравственно, человека пост – это отказ от пьянства, сквернословия, курения и прочих пороков. И для мирян вызывает большое удивление тот факт, что в пост можно хоть и немного, но побаловать себя алкоголем.

— Интересно ты мысли излагаешь, брат Геронтий. Значит, ты решил вместо вина побаловать себя кефиром?

— Абсолютно верно. Кефир и дешевле (а мы, монахи, —  люди небогатые) и полезнее для желудка. Да и соблазна людям меньше. Пусть увидят монаха, пьющего кефир, чем пьющего вино. «Прекрасный дар — вода. Она не нарушает ясность мысли. Вина ж бокал испитый замутняет ум», — так писал в своих двустишиях Григорий Богослов. Соглашаясь с ним, скажу тоже: «Прекрасный дар — кефир!»

— А как же тогда Святое Причастие? — спросил я.

— Смотрю, кефир-то ты выпил, а он хорош. И про Причастие расскажу тебе тоже.

Я посмотрел на чашку и, к своему удивлению, заметил, что незаметно для самого себя она оказалась пуста.

— Что ж, брат Геронтий, наливай ещё. Действительно хорош твой постный кефир.

— Постным должен быть не кефир, а душевный настрой. Что толку от всех этих новомодных якобы молочных напитков из сои, овса и прочего, если в твоей душе нет молитвы и покаянных помыслов? Что толку от сухарей и иван-чая, если ты зол на весь мир и осуждаешь каждого встречного? Что толку от праздника, если ты пьёшь вино, заедая освящёнными яблоками, и смотришь телевизор, потому что работать грех в этот день, тем самым превращая праздник в день празднословия и лени?

Я призадумался. Действительно, в словах брата Геронтия ощущалась та самая реальность духовных заблуждений, которые я сам часто принимал за истину.

— А всё же, почему причащают вином, если оно — такой соблазнительный напиток?

— Видишь ли, мой друг, Христос пришёл в этот мир в той стране и в ту эпоху, где вино и белый хлеб были ежедневными продуктами для всего населения. Вполне возможно, что если бы Он родился где-нибудь в России в 15 веке, то вместо белого хлеба и вина Он преломил бы хлеб чёрный и дал ученикам пить квас вместо вина. Но всё случилось так, как Господь задумал. Долгое время учение Христово распространялось по Римской империи, где вино было ежедневным напитком, где рыба считалась пищей бедных, а мясо — пищей богатых. Оттого и в церковных уставах в пост разрешается есть рыбу, а мясо —  вне поста. Сейчас-то всё наоборот: цены на рыбу повыше, чем на мясо.

— Как же поститься, брат Геронтий? Дай совет. Ведь ты правильно подметил: рыба сейчас дороже мяса, фрукты дороже рыбы, а цена на мёд — и вовсе улёт.

— Всё должно быть по совести, мой друг. Пища должна быть простой, молитва искренней, помыслы чистыми, ну а кефир холодным.

— Кефир? Ну ты шутник!

— Да, мой друг, без шуток нельзя. Они помогают избавиться от уныния, а оно – страшный и смертный грех. Так что? Ты всё ещё обвиняешь меня в распитии кефира в постный день?

— Как же я могу тебя обвинять, брат Геронтий?! Теперь-то я точно буду знать, какие гостинцы тебе в пост привозить!

Новый Оскол, 19 августа 2022 г.