Забытый родник

Монах Илия Каунников
(Очерк)

Памятуя о вчерашнем обещании брата Геронтия, я отправился к нему ранним утром – сразу после лёгкого завтрака. То, как встретил меня брат Геронтий, меня удивило. Возле калитки стояли два спортивных велосипеда.

— Что? Не ожидал? – спросил брат Геронтий и заулыбался. — Велосипед для монаха – излюбленное средство передвижения. И для здоровья полезно, и красоту природы рассмотришь. Не то, что эти автомобили – только всё мелькает за окном, а красота Божьего мира остаётся вдали от ока и сердца.

— Куда же мы отправимся? Здесь в твоей усадьбе, брат Геронтий, итак как в раю. Ну или как в его филиале.

— Садись на велосипед, шутник, да шустрее крути педали. Айда за мной! – и мы устремились вперёд по тропинке.

Тропинка пролегала через поле, затем появилась посадка деревьев, и вскоре мы свернули на луг. Проехав километров пять, мы остановились у холма. Брат Геронтий предложил оставить велосипеды и отдышаться. Летний воздух был насыщен ароматом медоносных трав. И мне казалось, что воздух от этого аромата был густым и вкусным, как и сам мёд или ещё вкуснее, и дышать им хотелось всё больше и больше.

Мы присели на траве в тени молодой берёзки. Вокруг пели какие-то птицы, цвели какие-то травы, но мне, жителю городских улиц, их названия были незнакомы. Я сидел, словно Адам в райском саду, и радовался жизни.

— А знаешь, – сказал брат Геронтий, – мне кажется, что Господь с нас спросит, когда мы предстанем пред ним, не наши грехи и добродетели. Господь итак прекрасно знает нашу жизнь. Я думаю, он скажет так: «А видел ли ты, Геронтий, тот прекрасный мир, что я создал для тебя? Рассветы и закаты, искрящую красоту зимы и зелёную одежду лета, пение птиц и ночные фонарики светлячков, ароматы трав и звёзды на небе – всё это, Геронтий, я создал для людей и для тебя тоже. Ты видел всё это, Геронтий?» И ведь, если мы научимся видеть всю эту красоту, то и в нашем сердце поселятся мир душевный и красота.

— А если не научимся? – спросил я.

— Значит будут жить в нашей душе уныние и нелюбовь ко всему. А знаешь что? Вот тебе чётки. Здесь, в этом райском уголке, я предлагаю помолиться словами благодарности Богу: «Благодарю тебя, Господи, за этот прекрасный мир, созданный для нас!»

Мы сидели около получаса, беззвучно и не торопясь перебирая чётки со словами благодарности Премудрому Богу. Окончив молиться, мы положили по земному поклону.

— Я расскажу тебе одну историю, мой друг, – произнёс брат Геронтий. – Мы ведь ехали не только затем, чтобы вдохнуть аромат трав и посидеть под берёзой. Здесь, на этом самом месте, когда-то бил родник. Старики о нём рассказывали удивительные вещи: будто бы, когда в нём набирали воду, видели различные изображения святых. Одни видели голову Иоанна Крестителя на блюде, другие – Георгия Победоносца на коне, третьи – распятого Господа, иные – и прочие образы. В годы богоборческой власти родник засыпали, но народ помнит это место. О роднике рассказывают из поколения в поколение. Только уж не бьёт он здесь, как ни пытались его раскопать вновь. Я люблю здесь бывать время от времени – это очень благодатное место. И молиться здесь получается легко и дышать – сладко.
Мы посидели ещё немного. Помолчали. Я думал о роднике, о тех людях, которые были свидетелями чудесных видений, о потере этой святыни.

— Не стоит грустить, – словно читая мои мысли, произнёс брат Геронтий. — Господь Бог так щедр, что вместо утраченных святынь дарит нам со временем новые. Ведь так устроен этот мир: что-то теряется в вехах истории, а что-то появляется. И мы эти новые святыни также должны беречь, а иначе и они отнимутся.

Как и всегда это кажется путникам, путь домой был быстрей и короче.

Новый Оскол, 3 августа 2022 г.