Таланты надо поощрять!

Олег Бучнев
Из книги "Корреспондентские застольные".

Что делать, когда к вам едет ревизор? Смешной вопрос! Конечно же, скрывать следы «преступлений» и наводить умопомрачительный порядок как в делах, так и в интерьерах. Если успеете, конечно.

А что делать, если к вам в полк едет командующий вашим видом войск? Да то же самое! Только к делам и интерьерам добавляются территория со складами, боксами для автомобильной и прочей боевой техники, обширное подсобное хозяйство, стрельбища, непредсказуемый личный состав и масса всего, о чём на гражданке не имеют ни малейшего представления.

Если же объектом высочайшего инспектирования является полк ракетных войск стратегического назначения, то добавьте к списку ещё и стартовую позицию – сложнейший инженерно-технический комплекс, который вообще должен содержаться в идеальном рабочем порядке. Готовым к боевому применению в любой момент. Так что… сами понимаете.

И вот он едет – главком РВСН, дважды Герой Советского Союза маршал Николай Иванович Крылов. Человек, который, по сути, и создал эти грозные войска, как основу государственной безопасности страны. Воистину человек-легенда. По крайней мере, для тех, кто в силу изначальной повышенной секретности носил в чёрных петлицах на кителе эмблему в виде перекрещенных пушек. Какие, мол, ракетчики? Вы же видите – артиллеристы мы.
…В части суета. Все при деле. Каждый при своём. Начальнику клуба, например, позвонили из штаба и приказали срочно найти портрет Крылова. Да такой, чтобы не стыдно было в фойе выставить к приходу высокого гостя. А где его найдёшь-то? Начальник клуба, лейтенант-двухгодичник, немедленно вызывает к себе художника (солдата срочной службы, успевшего до призыва закончить художественное училище). Вызывает и, зная возможности своего подчинённого, говорит:

– Значит, смотри. У тебя четыре дня и четыре ночи. Как хочешь, но нужен портрет Крылова. Большой, для фойе. Найди где-нибудь в библиотеке его открытку или там плакат и вперёд. Ясно?

– Так точно.
– Успеешь?
– Постараюсь, товарищ лейтенант.
– Вот! Постарайся, Иванов. Раньше не подводил, не подведи и теперь. Ну всё. Можешь идти.

…Маршал был настроен по-деловому. Но и объективные трудности в период становления своего детища понимал. Стружку с офицеров и командования снимать не спешил. Внимательно выслушивал, записывал замечания практиков службы, их пожелания, вопросы. Сам доброжелательно подсказывал, где что можно и нужно сделать или переделать. И вот наступает время подведения итогов. В клубе части, естественно. А там беготня, последние приготовления.

В фойе выносят большой, метра в полтора высотой портрет, занавешенный пока белой тканью. (Новой простынёй). Устанавливают на специальной подставке. Начальник клуба глянул на ходу, задёрганный весь, озабоченный.

– Как получилось-то хоть, Иванов?
– Отлично, товарищ лейтенант! Вообще от открытки не отличить. Не хотите посмотреть?
–– Некогда! Вместе со всеми посмотрю. Дежурь у окна. Как увидишь, что подходят, снимай тряпку и исчезай с глаз долой.

С этими словами офицер стремительно скрылся за высокой дверью, ведущей в зри-тельный зал.

…Иванов, выглянув в окно у входа в клуб, стащил с остро пахнущей масляными красками картины простыню и исчез. Строго в соответствии с полученной инструкцией. И вот уважаемый в военной среде маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов, остановившись, с заметным любопытством и некоторым недоумением рассматривает высокохудожественный портрет... великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

– А что это у вас тут однофамилец мой делает? Юбилей, что ли, у него какой-то?

Тут бледноватый начальник клуба вперёд выдвинулся:

– Товарищ маршал Советского Союза, разрешите доложить!
– Докладывайте.
– Мы готовим тематический вечер для личного состава гарнизона. Посвящённый творчеству Ивана Андреевича Крылова.
– А что, – говорит маршал, – молодцы. Солдатам иногда и басни полезно послушать, а не одни лишь политинформации.
– Так точно!
– А портрет-то, вижу, свежий совсем. Кто рисовал?
– Да это боец тут у нас один есть. Художник. Иванов.
– Ну… Благодарность, значит, ему объявить. Талант! А таланты, товарищи, надо поощрять.

Потом, после отъезда главкома, всё, конечно, выяснилось. Солдата поощрили. Он был не виноват. Работы у него было по горло. Он и жил-то не в казарме, а практически в клубе. Да и вообще… творческий человек! Непостижимым образом известие о приезде главкома маршала Крылова до него не дошло. В то время как начальник клуба вполне обоснованно считал, что дошло. Ну как такое могло не дойти, когда вся часть на ушах?! Но… факт остаётся фактом. При постановке задачи лейтенант не посчитал нужным её детально уточнить. Лейтенанта наказали. Не слишком строго. Без занесения в личное дело. И ещё он должен был подготовить и провести тематический вечер о великом русском баснописце.

Провёл. Всем очень понравилось.

А художник потом под чутким руководством начальника клуба нарисовал портрет Крылова Николая Ивановича. Он получился даже лучше, чем портрет Ивана Андреевича. Жаль, маршал в ту часть больше никогда не приезжал.