О современной литературе с соколового полета

Владимир Дмитриевич Соколов
СТАТЬИ И РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
http://proza.ru/2023/10/10/137

1) Был миф о читающей стране, на смену ей пришла байка о нечитающей

Ее "подтверждает" тот факт, что тиражи журналов и книг мизерны. Так оно и есть. Судя по приводимой "Журнальным залом" статистике, количество печатающихся авторов сравнялось с количеством читателей. Но это касается официальной литературы, которая не учитывает ни необ'ятный океан Самиздата, ни изданное в советские времена. А здесь читательская масса громадна. Конечно, если брать читающую публику в процентном отношении к населению России, она невелика. Но когда же в число читателей входило большинство населения. Если читает 5 процентов, то это уже много. При том что пятипроцентное влияние на духовный климат общества неизмеримо перекрывает вес нечитающей массы.
 
2) Литература в наше время по большому счету никому не нужна:

а) серьезные читатели сегодня разобщены,и никакого голоса против тех, кто вопит об упадке литературы, не имеют

б) издателям не до читателей, они, кто у руля, заняты распилом бюджетного бабла, а кто внизу, элементарной грызней за выживание

в)  т. н. "обществу" же литература не нужна вообще: ведь если человек читает, он думает, а если думает, то обязательно не то, что нужно, либо вообще того чего не нужно

3) современная литература же нужна не для того, чтобы ее читали, а для того, чтобы ее не читали

в этом ее социальная роль. Так сказать, в набрасывании дерьма на вентилятор, троллить потенциального читателя. При современных технологиях это гораздо дешевле, чем содержать громоздкий, и потому неэффективный аппарат цензуры. Пусть себе пишут, что хотят, лишь бы не вякали чего не надо, а, если сдуру и вякнут чего-нибудь непотребного или талантливого, то кто это откопает в куче той дерьма, которую навараксали наши журналы или издатели

4) заметим: авторы и произведения -- это лишь видимый слой литературы. Важнее, что под ним -- т. н. инфраструктура. А инфраструктура уничтожена под корень. И, прежде всего, ее главный элемент: книга. Ее сменили не заменив цифровые технологии: телевизор, компьютер, радио, кино

5) ушел из литературы и автор, вернее его ушли. Его сменил, не заменив, редактор-составитель и робот. Соответственно, и основными жанрами стали поддающиеся роботизации:

а) центон

б) конспект-цитатник

в) псевдоперевод

Исходным материалом для "творчества" здесь служит уже ранее написанное. Благо Самиздат для этого пока необ'ятный ресурс, который с возрастающим контролем над информационным пространством, правда скукоживается как шагреневая кожа. Но кто сегодня думает о будущем? И думает вообще. Чай нечитатели, чтобы думать

6) но наряду с "литературой" журналов и издательств существуют и самодеятельные или простые авторы, которые пишут просто потому, что они пишут, ибо человеку так же свойственно выражать свои мысли, как жить. И здесь кризис литературы как таковой особенно явственный. Все традиционные жанры исчерпаны, все сюжеты разработаны, все идеи, которые только могли быть высказаны, уже высказаны, литературный язык скорее мертв, чем жив. И это не злая воля нехороших дядей, а пуще тупых редакционных теток, которые скорее питаются падалью, чем производят ее. Это об*етивный итог истории -- ее конца. Но жизнь продолжается: "вновь созиданье в безднах безграничных". И будущая литература пока нащупывает новые формы и идеи. Пока на поверхности плавают смутные наброски будущих жанров:

а) миниатюра

б) воспоминания, случаи из жизни

в) судорожный перевод