До Усть-Рек 8

Николай Валентинов
Начало повествования:

Остается позади Тепеньково и Шаповское вместе с Копанцем. Проплывает мимо нефтебаза. В советское время вся площадь над обрывом была заставлена громадными цистернами. По весне, пока вода большая, стояли у берега и раскачивались танкер за танкером. На целый год топливо запасалось. Сейчас всего несколько емкостей.

Впереди деревня Ефимово. Скучились домики по угору вдоль озера-строречья и выходит краем к самой реке. Несколько лодок приткнуто к берегу. В основном это местного производства, длинные и узкие лодки-варенки. Ефимовцы народ практичный. Лодки нужны не для праздного катания, а для рыбалки. Им и в летнее время, по малой воде нужно плавать.

Где то около Ефимовой на берегу реки есть местечко под названием Чудаки. Якобы в том месте жили чудской атаман с дружиной. Не та ли дружина, которую побили новогородцы у Копанца?

Широкое поле (наволок) между староречьем под деревней и рекой называется носит название Нойдаш. Трактуют в книжках перевод этого названия, как "колдун". От чуди название осталось?

Плавный поворот реки. Вдалеке виднеются крыши домов. Это на противоположной стороне и далеко от Пинеги деревни Бор и Лохама. Когда то давно стояли деревни на берегу Пинеги. От тех времен осталось высохшее русло – Лыва. Только по весне заливается она водой и снова кажется, что Бор на берегу широкой реки стоит. Река давно ушла, да между делом еще и Ефимову упихала далеко в лес. Над деревней Бор головным убором стоят высокие лиственницы. Отец рассказывал, что сажала те лиственницы старуха Матюгина, когда молодой девкой была. Привозила откуда то с Пуровских. Сколько лет этим лиственницам, если отец в своем детстве запомнил Матюгину уже древней струхой?

Вообще по деревням не было обычая сажать деревья. Поговорка "У дома кУсты – в доме пусто" не из пустого места пошла. Люди с трудом отвоевывали у леса клочек земли для дома и пахоты. А вот лиственницы и ели во многих деревнях сажали и выращивали специально. Только что бы не абы как росли, а высокими и красивыми. Ель – дерево Велеса. А лиственница? Тоже, наверное, какому то языческому божеству посвящалась.

Следующая страница: