Апология

Евгений Бриммерберг
2022г.

1.
И постиг я вдруг самое главное: расступилась передо мной красота мира и проник я в нее всем существом своим. И не ничто, и не бытие, и не какая-либо осмысленная сущность, а именно красота влечет меня. Она то пространство, которое вечно впереди меня и которое я пытался назвать разными именами. Нет в ней имени. Она безымянна, бескорыстна и любвеобильна. Это и есть та любовь, которая тоскует по вечному совершенству и преисполняется им. И она есть свет дней, явь мира и сумрак неисчерпаемой мысли. Она есть жизнь, которую в любой момент можно потерять, если не помнить о ней. И дух, вознесенный в эту красоту, правит мной.
2.
Люди, как вы иногда всплываете из веков своими лицами! Побудете ничтожно мало, тронете душу и уходите. И нет ваших лиц, ваших изумленных появлением в этой жизни счастливых лиц. Но не все лица таковы. А лишь чистые и светлые. Святые они своей непогрешимостью, своей верой в счастье и любовь земную. И нет вам замены на этом свете. Трепет Творца находит в них свое выражение. Он создал вас, чтобы вы забыли его и чтобы он пожертвовал собой ради вас. И в этом его Святая мука, которая светится в ваших лицах счастьем бытия.
3.
Лишь красота вечна. Она то бессмертное, в котором пребывает душа, пока она жива. В бездушном нет красоты. Там только целомудренная жестокость уничтожения. Красота вообще есть свойство души быть. Красота загадка для бездушных людей. Для одушевленных она откровение. Поэтому первое откровение - это красота мира. И никакого другого откровения быть не может. Остальное лишь смущение, вялость ума и импотенция души.
4.
Когда я говорю об откровении, что я имею в виду? Ясное понимание красоты мира. Именно в откровении дух впервые воспринимает акт творения, а душа располагается к любви. Так что нежность бытия составляет существо человека, расположенного к мышлению. Мышление появляется тогда, когда душа из общего одиночества возводит бога, превращая это одиночество в вечную любовь бытия.
5.
Это откровение хранит душа с начала времен. Так что и красота вечно присуща ей.
6.
Можно говорить что угодно, но наступает момент, когда мысль упирается в ловушку бытия, из которой только один выход: подлинное суждение. Нет никаких доказательств того, что отдельно от своего имени Бог существует. Нет никаких свидетельств того, что помимо него есть материал, из которого могло бы быть что-нибудь сотворено. Так что первоначальное имя. в котором он собран весь и навсегда, единственный источник Творения. Но хотя Бог и обладает всемогуществом, которое позволяет ему сотворить превыше себя, он в этом превосходстве над собой не может себя превзойти. Поэтому творение может произойти только через самопожертвование. Цель жизни в примирении человека с Богом. Ведь если в человеке Бог возрождается через самопожертвование, то и от человека требуется такое же самопожертвование, иначе он не будет творением. Поскольку в самопожертвовании Бог испытал смерть, то и человек должен ее испытать, чтобы творение через самопожертвование длилось бесконечно. Ничего не творилось бы, если бы Бог вечно пребывал в своем имени, но через забвение себя в самопожертвовании он обретает жизнь, то есть то, в чем происходит творение. Необходимо жить, чтобы творение через самопожертвование произошло. И когда приходит время самопожертвования для новой жизни, она возрождается.
7.
Человек сотворен историей своего происхождения. Это правильное понимание творения. Все, что накопило человечество в процессе своего развития, составляет его сущность. И эта сущность необратима, поскольку она произошла прежде его осознанного опыта. Оно вживлено в его сущность как априорная версия бытия, как единственная достоверность, не опровергаемая никакой альтернативой. Так что человеку легче всего признать, что его сотворил Бог, чем осознать историчность возникновения своего существа. Ведь для этого пришлось бы осознать все виды бытия, привнесенные в его личность временем, все виды существенных основоположений, заключенных в сознании его бытия. А поскольку они непосредственны и неопровержимы, их нечем заменить: в них произошло то, что произвело их в свое время. Поскольку элементы сознания существенных времен не являются результатами выбора, можно сказать, что они имеют фактическую божественную природу и, следовательно, человек сотворен Богом, поскольку он мыслит свою сущность как непосредственную данность.
8.
И нет ничего, на что стоило бы обратить внимание, поскольку все иссякло в красоте творения. Буйное вдохновение ума не ведет туда, где ничего нет. Слишком полное могущество обрело право на окончательное усилие жизни. Жизнь есть нескончаемый подвиг. То есть преодоление того, что превращает ее в пыль, в высокомерную ложь бытия, в пафос профана. То, что возносит ее в бездну над бездной, смиренно творя мир, в котором восторг устанавливает видимое присутствие красоты в ее неприступном для умаления образе.