Дорожные впечатления

Татьяна Небыкова
               
            Утром и вечером по дороге с работы домой я наблюдаю за пассажирами. Мне кажется, что про незнакомых людей, с которыми я встречаюсь только в автобусе, я все знаю. Может быть, я ошибаюсь. Очень высокий парень – инвалид выходит на «Заводе шампанских вин». Похож на инженера технического отдела. Не молод, наверно, живет с мамой. На остановке «Дворец культуры завода «Красный Аксай» выходит с начинающейся плешью молодящийся мужчина. Похож на руководителя ансамбля художественной самодеятельности дворца культуры. Так и вижу в его руках баян! На площади садятся женщины – верующие, едут в церковь. Их видно издалека, вера накладывает свой отпечаток. В последнее время на остановке появилась женщина, безостановочно ведущая внутренний диалог. Иногда у нее слова вылетают наружу. Глядя на нее, напрашивается определение «гонимый амоком». Каждую минуту она заглядывает в телефон или звонит. Обращает на себя внимание женщина с воткнутыми в уши наушниками. Она старается расположиться на двух сиденьях сразу. Иногда ей это удается. Демонстративно закидывает ногу за ногу. Нет, она не женщина легкого поведения. Она учительница. Что делать, если учителям приходится так демонстративно себя вести, чтобы на них обратили внимание! Берегитесь те, кто обратил!
       Люди, бывает, исчезают из автобуса. Пожилой мужчина с больными ногами некоторое время держался за работу. Едва взбираясь по ступенькам, и цепляясь за поручни, он настаивал на том, что он еще ничего! Но в конечном итоге сдался и исчез. Женщина – инженер завода похоронила мужа. Об этом сообщила черная повязка на голове. Недолго поработала и ушла, хотя на вид еще крепкая. Значит, дочь сказала: -Хватит, мама, сиди дома-. Исчез рабочий завода с обгорелым после травмы лицом. Преподавательница училища сначала ушла на дистанционку, потом исчезла. Исчезла главный бухгалтер завода шампанских вин, самая ярко и дорого одетая в автобусе.
    Итак, мы едем на работу. Парень –инвалид и руководитель ансамбля Дворца культуры никогда не садятся. Очень полный мужчина с остановки «Днепровский» садится только, когда все выходят. Понимает, что сидеть с ним тесно, не напрягает людей. Попадаются не интеллигенты. Заходит на «Домиках» толстяк в шортах и садится, не взирая на, свою полноту. И настаивает, что с ним все в порядке. Не выбирает тех, кто спокойно реагирует на то, что он занимает полтора места. Его соседка нервно уперлась сумкой в его разбросанные ноги. Толстяк не отреагировал!
       Каждый год осенью на повороте на улицу Вятскую останавливает взор красивый клен. Необыкновенно красивый. Покрытый резными ажурными листьями. Возвращаясь домой, я давала себе установку, не забыть полюбоваться кленом. Этой осенью на его месте воцарилась реклама: «Интернет не доктор». Фонендоскоп с глазами закрыл клен.
          Только открываю дверь в кабинет, звонит Лера, директор частного детского центра, где я подрабатываю по вечерам. Недавно она сообщила, что они с мужем решили взять ребенка из детского дома. У них своих двое детей: девочки 14 и 7 лет. Сбивчиво и волнуясь, она говорит, что дети из детского дома у них, двое мальчиков – братьев и просит им сегодня уделить время. Вот это новость! Я, честно говоря, не верила, что они решаться на это! Думала, поговорят – поговорят, и на этом все закончится. Лера говорит, что хотели взять троих, но попечительский совет разрешил взять двоих. Думаю о том, зачем они это сделали.
           Вечером по дороге домой продолжаю наблюдать за людьми. Мимо проходит заведующий с сумками, он успел заскочить в Пятерочку и купить продукты. Молодец, кормит семью. Как только целый день он выдерживает ничего не делать на работе! На площади садятся продавцы рынка, так называемые, менеджеры по продажам: семейная пара из моего дома, конфликтные психопаты. С ними рядом всегда даже стоять опасно. Она может прицепиться, придумав всякую ерунду, и начать громко скандалить. В последнее время они вести себя стали тише. Наверно, снижается витальность. Часто я наблюдала одну и ту же сцену. Преднамеренно позволив присесть на свободное сиденье женщине помоложе они начинали громко обсуждать;
- Прыгнула, ты гляди, самая уставшая! Постарше тебя стоят!- вдруг громко на весь автобус говорит она, психопатка.
 - Сука! – добавлял психопат. Опешившая женщина теряла дар речи. Если она начинала дрожащим голосом что -то объяснять, они реагировали, как будто слышали в свой адрес оскорбление. Выливали на голову жертвы весь свой ушат и выходили с гордо поднятыми подбородками. Такое же случалось, если нечаянно их задевали, толкали в автобусе. Я думаю, что не только я их изучила. Судя по тому, как поспешно их старались обойти, их изучила многие.
           Я знакомлюсь с детьми. Старшему семь лет, младшему пять. Они из неблагополучной семьи, родители пили, с детьми обращались грубо. Старший мальчик после жестоких побоев в очередной запой родителей ушел из дома.  После чего они были оформлены в детский дом. Младший выглядит внешне года на два, оба отстают в развитии.
           Утром было прохладно, люди переоделись в теплую одежду, их не узнать. Разглядываю людей, меня тоже разглядывают. Коллектив формируется не только на работе, но и в транспорте. Я вспомнила, как однажды мужчина, сидящий в автобусе напротив, вдруг перед выходом пошарил по карманам и говорит: - Кошелек забыл! Женщина, - обращаясь ко мне, -займите до завтра 20 рублей -. Было смешно. Я заняла, он на следующее утро отдал. Заведующая магазином «Ткани» - высокая, полная блондинка, сегодня в новом пальто красивого вишневого цвета. Любит менять именно пальто.  Волосы подкрашены, хорошо выглядит. Наверно, отдохнула на выходных. Похоже, часто приходится сидеть с маленькой внучкой, дочь учится. В этот выходной с внучкой сидела бабушка по папиной линии, худая и болезненная. Девочка не любит с ней оставаться. Я уверена, заведующую зовут Татьяна.
              Вечером Костя - старший и Данил - младший пытаются освоить то, что должны были знать несколько лет назад. Данил, когда у него не получается, гладит меня по руке и спрашивает: - Скажи, как надо.- Косте нравятся интеллектуальные игры, но руками он владеет плохо, не может даже застегнуть пуговицу.
              На проспекте 50–летия РСМ садиться семейная пара работников налоговой. У них сын старшеклассник. В этом году он заканчивает школу, они решают, куда идти учится. Родители хотели бы, чтобы он продолжил их дело. Мальчишка увлекается музыкой. «Музыка  - не специальность» - слышу я, как  они обсуждают по телефону эту тему. Не удастся мальчишке настоять на своем! На площади садиться швея фабрики женской одежды «Элис». Раньше она в транспорте всегда сидела с книжкой, читала постоянно. Теперь, как все сидит, уткнувшись в телефон.
            Лера вечером приводит детей. Сидим, общаемся. Я больше на ее вопросы отвечаю, чем с детьми занимаюсь. С недоверием смотрит на меня, когда я говорю: -Хвалите больше!-.
            В автобусе подорожал проезд, некоторые платят прежнюю сумму, водитель тычет пальцем в надпись с ценой на стекле, ругается. Люди даже не огрызаются.
            Лера принесла видео дня рождения Кости, который они отмечали в парке аттракционов в Сочи, катались на воздушном шаре, плавали на катере. У детей впечатлений! Одни восторги! Младшая дочь Леры Анастасия рассказывает о тех, «кто вел себя, как последний трус», на шаре. Данил показывает, как Костя закрывал все время глаза от страха и боялся смотреть вниз. Костя рисует стол, на котором стоит огромный торт и себя с Данилом за столом. Остальные члены семьи рядом. Я спрашиваю, почему торт только перед ними. Он отвечает, что это подарок для них, остальные это не ценят.
           Если портится погода, город становится в пробках. Зимой бывали дни, когда я по два часа добиралась до дома. Я успеваю выспаться. Что называется, «свежая и отдохнувшая» иду на вторую работу. Я привыкла и, если случается вернуться домой сразу после первой работы, чувствую себя «не в своей тарелке».
            Лера постоянно присутствует, когда я занимаюсь с детьми, не дает понять усвоили они материал или нет. Сама отвечает на заданные им вопросы. Ставит себя в пример. Обычно я возвращаюсь из детского центра бодрой, а сегодня пришла расстроенной.
              Как быть не мрачным и злым!? В пятницу вечером еду в автобусе. Вдруг, суровый голос диктора:
-Внимание!- -
Все тревожно вздрагивают и отрывают глаза от телефонов.
- Не оставляйте пакеты с мусором на улице!-
- О Боже! Нет! Не конец света!-
-Административноеправо…-

           Лера вечером жаловалась на Костю, кричала, что она старается для них, а он этого не ценит, балуется на уроках. Жаловалась учительница рисования и учительница пения. Торжественно отпраздновали годовщину совместного проживания, а Костю подстригли наголо в наказание за поведение. Мне кажется, что он спокойно переносит это наказание, но стесняется своего всегда избитого лица.
              А как же без городских сумасшедших: спеша, толкаясь и нервничая утром садится старуха с сумками. Она не похожа на работающую пенсионерку. Выходит всегда на разных остановках. Я долгое время недоумевала: куда она утром спешит, где и кем работает. Пока однажды не увидела ее в выходной день вечером. Она такая же спешащая и деловая, остановилась около супермаркета, и стала кормить кошек, выкладывая им из разных пакетов различный корм. И все стало на свои места: как ушла на пенсию, лет пятнадцать назад, так и продолжает утром спешить, чтобы в разных местах покормить кошек.
            Лера детей отправила в санаторий, и стала похожа на саму себя. Дети присылают фото и видео с веселыми лицами.
             На «Молочном» садиться рыжая девчонка лет десяти со строптивым характером. Заходит со включенным вацапом, зевает в телефон, вытирает варежкой нос и дорогу переходит, глядя в телефон. Могла бы справится и без телефона. Очень самостоятельная.
               Все началась, когда дети вернулись. Оказалось, опять Костя отличился: бесился в тихий час, матом ругался, подрался с мальчиком из другой группы. В художественной школе предложили присутствовать на уроке взрослым, чтобы поведение контролировать. В музыкальной сделали замечание.
            На 29 линии садятся двое мальчиков – близнецов. Они симпатичные, дружные, несколько флегматичные. Я их помню, когда они пошли в первый класс, сейчас они в восьмом. Они всегда сами, без взрослых.
           Данил, с глазами старой, больной собаки, сообщил мне, что Костю будут возвращать в детский дом, а у него будет другой брат. Вытер хлынувшие слезы. Засмеялся. А слезы все лились, когда он вел пальцем по лабиринту, ведущему белочку к орехам, и заливали лабиринт, делая неразличимым путь к выходу.
        Я заканчиваю занятие и ухожу домой. Я разочарована и устала.