Строго табуированные мысли
СТРОГО ТАБУИРОВАННЫЕ МЫСЛИ
Светлой памяти протоиерея Вячеслава РЕЗНИКОВА
Что следует сегодня понимать под уточнением судьбоносных дат и событий, знаковых имен и чисел, смыслов и понятий? Строгую ревизию своего прошлого? Или аналитическую (подготовительную) работу для написания заново объективной и честной (непредвзятой) истории? И что понимать под негласно табуированными («закрытыми», нежелательными) темами? И как при этом понимать (принимать, не принимать) чужое мнение, а заодно и строго табуированные мысли? Как мысли вредные и «несвоевременные» как у Максима Горького, или как продукт праздного ума, бесконечных заблуждений и иллюзий? Как показала мировая история, запретных тем у всех народов мира всегда хватало. Ничуть не меньше их и сегодня. При всяком правящем режиме есть неизменный набор запретных тем, касающихся обычаев и нравов социума, природы общества и власти, всего того, о чём желательно не думать про себя и говорить вслух. Одной из таких нежелательных тем является критика догматического богословия и вульгарного догматического, государственного (имперского) социализма. А также личное мнение и критика общественных явления, сакральных дат и годовщин, религиозных праздников и светских празднеств. Как сегодня мы воспринимаем «красный день календаря» — 7 Ноября? Как начало нового мира или как начало второго кромешного Смутного времени в России? И как сегодня мы понимаем и трактуем другие события в советской и постсоветской России? От того, как человек понимает и как, в каком аспекте трактует то или иное историческое событие, в тоталитарном государстве зачастую зависит его судьба. Было время, когда запрещалось говорить о религии вообще, запрещалось читать и передавать другим религиозную литературу, отмечать прилюдно (и даже формально) религиозные праздники. Бывали случаи, что уголовному наказанию подвергались люди за свои «неправильные» мысли и «внутренние враждебные убеждения». Не будем обманывать себя, сегодня тоже можно пострадать за «неправильные» мысли относительно непогрешимости нынешнего правящего режима или за что-нибудь иное, не подлежащее обсуждению вообще. Сегодня для правящих элит крайне нежелательна критика имперской идеологии, любую критику в свой адрес они считают как покушение на устои государства и благоденствие страны. Любое стремление стать независимо мыслящей личностью считается порой злым умыслом и чуть ли ни государственным преступлением. Даже стремление человека самостоятельно стать лучше вопреки жёстким обстоятельствам и путам, воспринимается как бунт против социума.
Запрет жить своим умом и сердцем, запрет знать, думать и самостоятельно мыслить убивает в людях логический интеллект, их стремление к саморазвитию и совершенству.
Как понимать сегодня установленный ещё в IV веке христианский праздник Преображения Господня? Как проявление Божественной силы сына праведного плотника или, если верить измышлениям апокрифических книг, современным басням и гипотезам, как очередное «чудо» бродячего философа, мага и кудесника, гениального ученика индийских йогов, У каждого из нас в меру своей веры и неверия в благодать свой взгляд на чудо Преображения Сына Человеческого. У одних (с окаменевшими сердцами) Преображение Иисуса — одно ряда его предыдущих чудес, таких как хождение поводам, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешение «смердящего, пятидневного» Лазаря. Окаменевшее сердце в окамененном своём нечувствии, как правило, не вразумляется чудом над пятью хлебами и хождением по водам, оно привыкает к чудесам, как и предметам первой необходимости, оно не способно удержать все чудеса мира в памяти, и усвоить уроки прошлого. ( протоиерей Вячеслав Резников) Это относится не только к одним атеистам и воинствующим безбожникам, но и к христианам-еретикам. На Руси в конце пятнадцатого века существовала «ересь жидовствующих», адепты которой всячески умаляли Христову жертву, отрицали сам факт Преображения Иисуса и его Божественную сущность.
У других людей, с чувствительной душой и сердцем Преображение Иисуса — это наглядное проявление Божественной сути Богочеловека, принявшего от Бога Отца величие, могущество, честь и велелепную славу. По свидетельству современников Иисуса, апостолов Петра, Иоанна и Иакова во время молитвы на горе Фавор близ Вифсаиды в момент Преображения лицо Иисуса светилось, как солнце, его одежды стали белыми, как свет. (Мф.17:1-9)
Божественное чудо Преображения Иисуса не имеет ничего общего с процессом материального преобразования природы и социума к лучшему, к превращению одного вида материи в другой, из одной формы в другую.
Преображение Иисуса не имеет ничего общего с воспитанием человека человеком и тем более с изменением человеческой природы с помощью насилия и принудительного (ударного, подневольного) труда. Утверждения большевиков о том, что советский человек и коммунист — покоритель и преобразователь природы, что социалистический труд преображает человека и делает его лучше — лживые утверждения от Лукавого.
Преображение Иисуса не имеет ничего общего с природной метаморфозой, (когда юноша преображается в мужа, а отроковица в деву), и тем более не с метафизической инкарнацией (проявлением души в материальном теле) и не с оборотничеством (когда оборотень преображается из человека в медведя, из вепря в волка, из волка в голубя).
«Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим ещё ЧЕМ-ТО ДРУГИМ, сверх того, чем видели Его прежде». (Святой Иоанн Дамаскин)
Преображение — это сакральное изменение своего вида Христом Спасителем в пользу жизни вечной и бессмертия, зримый «переход» из косной материи в мир духовный, нематериальный, на «нейтральной полосе» между макромиром и микромиром. На глазах живых свидетелей человек подобный нам (кроме грехов) стал иным, богоподобным. Русские религиозные философы, ( в том числе пассажиры «философского парохода») считали Преображение Иисуса дорогой к Небу, превращением косной материальной сущности в сущность духовную, в слепящий и тихий свет, который не объяснить словами и не изобразить красками на холсте и штукатурке.
Попытка гениального Рафаэля Санти (1483-1520) изобразить Преображение Иисуса на горе Фавор в красках, оказалась безуспешной и мало убедительной — на его картине, Иисус не возносится лучом божественного света в горние вершины, а висит, словно космонавт в невесомости. Увы, не всё этом мире можно внятно объяснить и изобразить… Многое навсегда останется за рамками нашего понимания.
Евангельское предание о Преображении Сына Человеческого есть самое утешительное из всех преданий и гипотез антропогенеза.
Преображение Иисуса даёт надежду человеку стать завтра немного лучше, чем сегодня и вчера, «отложить прежний образ жизни ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА, истлевающего в обольстительных похотях, ОБНОВИТЬСЯ ДУХОМ УМА, облечься в НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, созданного по Богу, в праведности и святости Мысли». (Еф.4, 22-24). Преображение Иисуса стало основной идеей всегда живой Легенды о совершенном Человеке.
Одним словом, Преображение Господне дает всякому человеку не потерять веру в себя на путях мучительного восхождения к доблести и совершенству.
…Прощай, лазурь Преображенская,
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
……………………………………………………….
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
(Борис Пастернак, «Август»)
19.08.2022, Преображение Господне