Строго табуированные мысли

Анатолий Апостолов
               
                СТРОГО ТАБУИРОВАННЫЕ  МЫСЛИ
               
                Светлой памяти протоиерея Вячеслава РЕЗНИКОВА

        Что следует сегодня понимать под уточнением судьбоносных дат и событий, знаковых имен и чисел, смыслов и понятий? Строгую ревизию своего прошлого? Или аналитическую (подготовительную) работу для написания  заново  объективной и честной (непредвзятой) истории? И что понимать под  негласно табуированными («закрытыми», нежелательными) темами? И как   при этом понимать (принимать, не принимать)  чужое мнение, а заодно и строго  табуированные мысли? Как мысли вредные и «несвоевременные»  как у Максима Горького,  или  как  продукт праздного ума, бесконечных заблуждений и иллюзий? Как показала мировая история, запретных тем у всех народов мира всегда хватало. Ничуть не меньше их и сегодня. При всяком правящем режиме есть неизменный набор запретных тем, касающихся обычаев и нравов социума,  природы общества и власти, всего того, о чём желательно не думать про себя и говорить вслух. Одной из  таких нежелательных тем  является критика  догматического богословия и вульгарного догматического, государственного (имперского) социализма. А также личное мнение и критика общественных явления, сакральных дат и годовщин, религиозных праздников и светских празднеств. Как сегодня мы воспринимаем «красный день календаря» — 7 Ноября? Как начало нового мира или как начало  второго  кромешного Смутного времени в России? И как сегодня мы понимаем и трактуем  другие события в советской и постсоветской России? От того, как человек понимает и как, в каком аспекте  трактует то или иное историческое событие, в тоталитарном государстве зачастую зависит его судьба. Было время, когда запрещалось говорить о религии вообще, запрещалось читать и передавать другим религиозную литературу, отмечать прилюдно (и даже формально) религиозные праздники. Бывали случаи, что уголовному наказанию  подвергались люди за свои «неправильные» мысли и  «внутренние враждебные убеждения».  Не будем обманывать себя, сегодня тоже можно пострадать за «неправильные» мысли относительно непогрешимости  нынешнего правящего режима   или за что-нибудь иное, не подлежащее обсуждению вообще. Сегодня  для правящих элит крайне нежелательна критика имперской идеологии, любую критику в  свой адрес они считают как покушение на устои государства и благоденствие страны. Любое стремление стать независимо мыслящей личностью считается порой злым умыслом и  чуть ли  ни государственным преступлением. Даже стремление  человека самостоятельно  стать лучше вопреки жёстким обстоятельствам и путам, воспринимается как бунт против социума.
     Запрет жить своим умом и сердцем, запрет знать, думать и  самостоятельно мыслить убивает в людях логический интеллект, их стремление к саморазвитию и совершенству.

       Как понимать сегодня установленный  ещё в IV веке христианский праздник Преображения Господня? Как проявление  Божественной силы сына  праведного плотника или, если верить измышлениям апокрифических книг, современным басням и гипотезам, как очередное «чудо» бродячего  философа, мага и кудесника, гениального ученика индийских йогов,      У каждого из нас в меру своей  веры и неверия  в благодать  свой взгляд на чудо Преображения Сына Человеческого.  У одних (с окаменевшими сердцами) Преображение Иисуса — одно ряда его предыдущих чудес, таких как хождение поводам, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешение «смердящего, пятидневного» Лазаря. Окаменевшее сердце в  окамененном  своём нечувствии,  как правило, не вразумляется   чудом над пятью хлебами и хождением  по водам, оно привыкает к чудесам, как и  предметам первой необходимости, оно  не способно  удержать все чудеса мира  в памяти, и  усвоить уроки прошлого. ( протоиерей Вячеслав Резников) Это относится не только к одним   атеистам и воинствующим безбожникам, но и к христианам-еретикам. На Руси в конце пятнадцатого века существовала «ересь жидовствующих», адепты которой всячески  умаляли  Христову  жертву, отрицали  сам факт  Преображения Иисуса и его Божественную сущность.
         У других людей, с  чувствительной душой и сердцем  Преображение Иисуса — это наглядное проявление Божественной сути  Богочеловека, принявшего  от Бога Отца величие, могущество, честь и велелепную славу. По свидетельству современников Иисуса, апостолов Петра, Иоанна и Иакова во время молитвы на горе Фавор близ Вифсаиды в момент Преображения лицо Иисуса светилось, как солнце, его одежды стали белыми, как свет. (Мф.17:1-9)
   Божественное чудо  Преображения Иисуса не имеет ничего общего с процессом  материального преобразования природы и социума к лучшему, к превращению одного вида материи в другой, из одной формы в другую. 
       Преображение Иисуса не имеет ничего общего с воспитанием человека человеком и тем более с изменением  человеческой  природы с помощью насилия и принудительного (ударного, подневольного) труда. Утверждения большевиков о том, что советский человек и коммунист — покоритель и преобразователь природы, что социалистический труд преображает человека и делает  его  лучше — лживые  утверждения от Лукавого.
       Преображение Иисуса не имеет ничего общего с природной  метаморфозой, (когда юноша преображается в мужа, а отроковица в деву),  и тем более  не  с метафизической инкарнацией (проявлением души в материальном теле)  и не с  оборотничеством (когда оборотень  преображается  из человека в медведя,  из вепря в волка, из волка в голубя). 
     «Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь  является  ученикам Своим ещё ЧЕМ-ТО  ДРУГИМ, сверх того, чем видели  Его  прежде». (Святой Иоанн Дамаскин)
      Преображение — это  сакральное изменение своего вида Христом Спасителем в  пользу жизни вечной и  бессмертия, зримый «переход» из  косной материи в  мир духовный, нематериальный, на «нейтральной полосе» между макромиром и микромиром. На глазах живых свидетелей  человек подобный нам (кроме грехов)  стал  иным, богоподобным.  Русские религиозные философы, ( в том числе пассажиры «философского парохода») считали Преображение Иисуса дорогой к Небу, превращением косной материальной сущности в сущность  духовную, в слепящий и тихий свет, который не объяснить  словами и не изобразить   красками на холсте и штукатурке.
       Попытка гениального Рафаэля Санти (1483-1520) изобразить  Преображение Иисуса на горе Фавор в красках, оказалась безуспешной и мало убедительной — на его картине,    Иисус не возносится лучом божественного света в горние  вершины, а висит,    словно космонавт  в невесомости.   Увы, не всё этом мире можно  внятно объяснить и изобразить… Многое навсегда останется за рамками нашего понимания.
     Евангельское предание о Преображении Сына  Человеческого есть самое утешительное  из всех преданий  и гипотез  антропогенеза. 
   Преображение Иисуса даёт надежду  человеку стать завтра немного лучше, чем сегодня и вчера, «отложить  прежний образ жизни  ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА, истлевающего в обольстительных похотях, ОБНОВИТЬСЯ  ДУХОМ УМА, облечься в НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, созданного по Богу, в праведности и святости Мысли». (Еф.4, 22-24). Преображение Иисуса стало основной идеей всегда живой Легенды о  совершенном Человеке.
       Одним словом, Преображение Господне дает всякому человеку не потерять  веру в себя на путях мучительного  восхождения к доблести и совершенству.
   
  …Прощай, лазурь Преображенская,
   И золото второго Спаса,
   Смягчи последней лаской женскою
   Мне горечь рокового часа.
   ……………………………………………………….
   Прощай, размах крыла расправленный,
   Полета вольное упорство,
   И образ мира, в слове явленный,
   И творчество, и чудотворство.
               
                (Борис Пастернак, «Август»)



19.08.2022, Преображение Господне