Чердак тёти Мани

Галина Марчукова
                Те летние каникулы мне показались самыми интересными из всех летних каникул, которые я проводила у бабушки в маленьком городке под Киевом. То было лето чтения: не только по списку для школьной программы, а чтения для души, лето открытий, и, что особенно важно, открытий о жизни членов нашей семьи.
                Мне тогда было двенадцать лет. Двоюродная сестра Зина, жившая со своей мамой (тётей Клавой) и бабушкой, уехала на неделю к отцу в другой город, и я осталась без подружки по играм.
                И тут я сделала первое открытие: чердак! На нашем участке стоял сарай, аккуратный домик, перед которым росли георгины. Дверь в сарай была открыта, и я заглянула внутрь. Длинная лестница упиралась в открытый люк на чердак. Конечно же, я осторожно полезла вверх по лестнице, забралась на чердак и ахнула!
                Чего там только не было! И старая одежда, и горы резиновых сапог и другой обуви, и мебель, и коробки с ёлочными игрушками, и потрёпанные плюшевые медведи, и другие мягкие игрушки, и горы старых учебников, и связки разных ярких журналов. И среди этого ценного вороха старья валялся женский манекен – полтуловища, без головы.
                Я сразу назвала манекен тётей Маней и бросилась наряжать её в подходящую одежду. Из старого платка сделала голову, прикрепила её к шее, которую обмотала разноцветным шарфом. Накинула на плечи старую курточку, а на голову подобрала широкополую шляпу, скрывающую пол-лица. Усадила получившуюся даму на венский стул, штора, как юбка, складками свисала со стула. Настоящая женщина получилась, как живая!
                И я начала приводить в порядок чердак, то есть, квартиру тёти Мани.
                В течение нескольких дней я разобрала содержимое чердака. Получились и детская комната, и гардеробная, и гостиная, и кухня, и библиотека! Тётя Маня «наблюдала», как я рассматривала иллюстрации в книгах и читала школьные учебники по истории, географии, биологии, литературе. Открывала и учебники по физике, химии и математике, но их содержимое, конечно, мне было не под силу.
                А какие интересные были старые журналы! Время просто летело!
                Однажды я вслух читала тёте Мане стихи, когда услышала, как кто-то поднимается по лестнице. Это была бабушка. Увидев на чердаке чистоту и порядок, бабушка ахнула.
                Оказалось, что соседка попросила бабушку сшить для её внучки свадебное платье. Вот бабушка и вспомнила о манекене, лет двадцать пролежавшем на чердаке.
                - А ты умеешь шить? - удивилась я.
                - А как ты думаешь, я одна поднимала на ноги восемь детей после смерти мужа? Шестерых дочек и ещё двоих сыновей, они погибли на войне, - вздохнула бабушка.
                - Когда после войны твоя мама и тётя Клава работали в детском доме воспитателями, я тоже подрабатывала: шила и перешивала одежду для детей, - помолчав сказала она. - Помню, директор детдома раздобыла к Первому Мая отрез сатина синего цвета – на шаровары для мальчиков и ситца – девочкам на платьица. На красном фоне маленькие беленькие горошины.
                - Я помню эти платья! - воскликнула я. - У нас с Зиной были такие же сарафанчики.
                - Я их из обрезков материала скроила, лоскутные сарафанчики вышли, но красивые. Ни один лоскуток не пропал! - гордо сказала бабушка.
                - Как все девочки радовались тогда! Ни одного одинакового платья не было. У одной рукав «фонарик», у другой «крылышки».
                - У одной юбка в складочку, у другой «шестиклинка», - подхватила бабушка. Глаза у неё заблестели от слёз. - По шесть платьев в день шила! Торопилась порадовать детишек, успеть к празднику хотела. И успела! Какие нарядные и счастливые были наши детдомовцы, когда шагали на демонстрации.
                - И нас порадовала, - прижалась я к бабушке.
                - А сейчас порадую невесту, - оживилась она. - Ты мне поможешь. Я такой фасон придумала! Нужно вырезать шестьсот пятьдесят цветочков, я их пущу по низу платья. Невеста будет, как весна: юная, свежая, красивая. Где тут мой манекен?
                - Тётя Маня, помоги нам с бабушкой сшить свадебное платье, - бросилась я к манекену.
                - А я твоей тёте Мане сошью красивую накидку, - улыбнулась бабушка, взглянув на неё.
                Умеет бабушка дарить радость людям! Тогда, в тяжёлые послевоенные годы, скрасила жизнь обездоленным детям. А теперь и невесту сделала счастливой, потому что её свадебное платье было самым красивым, единственным в мире, созданным для неё бабушкой, внучкой и манекеном тётей Маней. С любовью.