Свадьба

Аглая Львова
Потеряв мать и пожив пару лет с мачехами, Елена мечтала как можно скорее вырваться из отчего дома – из-под власти ненавистной мачехи. Для этого надо было выйти замуж. Елена была завидной невестой, от женихов отбоя не было, – когда ей исполнилось 18, к ней начали засылать сватов не только парские парни, но и женихи из соседних деревень. Бабакины насчитали сорок сватов.
 
Среди женихов был и Илья Гребенников. Илюша говорил своей матери: «Если мою невесту просватают, то я никогда не женюсь!» Но Елена из всех женихов выбрала именно Илью. Причем, выходя замуж, выбирала не только мужа, но и свекровь, которая стала бы ей как мать. Лучше Фёклы Григорьевны никого в Паре не было. Она всегда тепло относилась к Лене – ведь Лёнка была дочерью Ермолая Ивановича, которого Фёкла не переставала любить.

Лена знала о том, что Ермолай сватался к Фёкле и та дала ему согласие, но родители отказали…

И всё-таки Фёкле и Ермолаю суждено было породниться – через своих детей. Видимо, Фёкла Григорьевна передала своему старшему сыну любовь по наследству.

Лена же знала себе цену и, хотя ей несомненно нравился Илья, – скорее, «позволяла себя любить». Эгоцентрическая сосредоточенность на себе самой была ей свойственна, как и большинству Загородниковых.

Самым большим оригиналом среди Загородниковых был брат Лениной матери – Степан. В Паре долго вспоминали его свадьбу…

 Сосватали Стёпу с хорошей девушкой, назначили день свадьбы, гостей пригласили, столы для свадебной трапезы накрыли, молодых привели в церковь венчаться…

Уже прошло обручение, жених и невеста получили благословение священника и обменялись кольцами…
И вот с зажжёнными свечами в руках брачующиеся входят на середину храма… Им предшествует священник с кадильницей. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество…

Жених и невеста становятся на белый плат, разостланный перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли, Степан, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию Дарью, юже зде пред тобою видиши?».
И жених неожиданно для всех отвечает: «Не имам!»

Священник вновь спрашивает жениха (дословный перевод): «Имеешь ли ты, Степан, искреннее и непринужденное желание и твёрдое намерение быть мужем этой Дарьи, которую видишь здесь перед собою?» - «Не имею!» - отвечает Степан.

Священник в третий раз спрашивает: «Имаши ли, Степан, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию Дарью?..». И Степан вновь отвечает «Нет!»

До следующих вопросов уже не дошли…
Так и не обвенчали их.

Конечно, все жители Пары были в недоумении: как это? – сказать «не имам» священнику во время венчания, когда все брачующиеся говорят: «имам, честный отче!» Сочли, что Степан с приветом. А он после говорил в своё оправдание: «Не нравится она мне. Зачем я буду на ней жениться?»

Ну действительно, зачем жениться, если девица не нравится? Только «нет» надо было говорить немного раньше – до свадьбы. Но, видимо, родители сосватали, мнения сына не спросили, а он, в отличие от Фёклы, смог сказать «нет» – пусть даже в самый последний момент – и не стал себя на всю жизнь связывать узами нежеланного брака. Далеко не каждый способен был так поступить в начале 20-го века при патриархальном укладе…

Зато впоследствии Степан нашёл себе невесту по сердцу, женился, у него родились дочери Елена и Надежда. Есть и внуки, которых судьба занесла в подмосковные Люберцы…

Первую невесту, которой отказали прямо от венца, конечно, по-человечески очень жалко – это ж какой позор для девушки и для всей её родни! Но Степан Загородников – пример человека, у которого собственные интересы и собственное счастье в приоритете и ему нет дела до чужого мнения и посторонних пересудов. А то, что его записали в чудаки, возможно, во времена репрессий спасло ему жизнь. Поскольку в колхоз он не вступал и новую власть не признавал. Других Загородниковых за это расстреляли или «угнали в Америку», а Степана не тронули – он же чудной, что с него взять? Просто персонаж Шукшина, ещё на тот момент не родившегося, – один из чудиков.

Другие дети Ермолая Андреевича Загородникова и его жены Анисьи, родителей Марии и Степана, – Кирилл, Семён, Алексей, Федосья, Евдокия и Наталья.


Ермолай Андреевич Загородников, дедушка Лены, был награжден Царской грамотой и Библией с золотыми буквами и именной надписью – за службу в царской армии. Эту Библию впоследствии как реликвию хранила его старшая дочь Федосья. Когда Ленин брат Саня Бабакин попросил тётку, чтобы дала почитать дедову Библию, Федосья отказала племяннику: «Зачитаешь ещё или испачкаешь…»

Вот такие родственники были у Елены по линии Загородниковых. Умели говорить «нет».
Умела говорить «нет» и Лена. Её нельзя было заставить делать то, чего она не хочет. Однако она совсем не была эгоисткой. Всегда спешила прийти на помощь тем, кто в помощи действительно нуждался, была добра, отзывчива, трудолюбива, добросовестна и очень нравственна, жалела животных. Все родные её любили и ценили.
 
Несмотря на высокую самооценку, Елена была скромной и даже застенчивой. И крайне беспокойной по натуре. Она всё принимала близко к сердцу, всегда за всех волновалась, была очень тревожной. Илья, напротив, был внутренне гармоничен и спокоен. Он был по гороскопу Лев Кот, она – Близнецы Змея.

Илья и Елена поженились, когда ей было 18, ему 20 лет. Свадьба состоялась в ноябре 1935 года, после уборки урожая. А в 1937 году Илью Васильевича призвали в ряды советской армии. Служба в армии продлилась до 1940 года. В сентябре 1939 года Илья Гребенников в составе Красной Армии участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии, до начала второй мировой войны входивших в состав Польши.

___________________________________________________

Фото из личного архива. Илья и Елена Гребенниковы


http://proza.ru/2022/09/07/1280