Хорошенькое дельце!

Галина Балдина
Аглая Павловна, по собственному разумению, зажилась. Солидную циферку свою помнит и, если у неё ничего не болит, считает - умерла. Но, как правило, утром в голове кружение, ногами по пути в кухню заплетается; при этом если помятое старенькое личико ещё и не очень хмурое, значит - живая! А тут прознала бабаня, что и у них в местечке действует служба помощи нуждающимся. И голосом Рины Зелёной из к/ф "Подкидыш" тренькнула: - "Хорошенькое дельце!" Кстати, она сама о себе возомнила, что может изобразить непревзойдённую из прошлого века артистку, ибо мать Аглаи обладала даром имитировать разные голоса. Дочери же своей талант не оставила, а наградила неудобоваримыми качествами, при случае подчеркнув: - "Аглая у нас поперечная!" Вот ведь казус какой!

Взрослея же, Аглая не думала, что унаследует  столь бесценное имущество, лишь уже изрядно пожив, убедилась, что генетика - особа своенравная. В споры не вступает, на своём, однако, настоит. К слову, мать в околотке своём дюже уважаемой слыла. Чего не скажешь о дочери. Но Аглая не сетует. Всяко уж понимает, что околотки у них разновременные. Матери уже давно нет. Аглая же с каждым годом всё ближе и ближе к её возрасту. Хоть и не достигла ещё края, но часто хандрит. Хандра обострилась, когда хозяин ушёл. Полвека глядел на неё, а с собой не взял.  - "Как же так?"- вопрошает она.   - "Столько лет вместе, а теперь мыкайся одна?" Вот и мыкается. Прошлым летом ещё гуляла без палки, пока не упала. Хорошо, что ничего не повредила. Палочку, однако, взять пришлось.

Когда же предложили ей помощь, согласилась не сразу. Услуга платная, а пенсия ...  - "Обойдусь пока!" - буркнула. Но оказалось, что Аглая Павловна льготу имеет. Тогда и решилась бесплатный сыр отведать сама. И закурлыкала уже в другой тональности: - И чего ты, Аглая, ерепенишься? Разве твои родные в стольном граде налоги не платят? Платят, регулярно платят! Так что пользуйся тем, что дают!

И стала к ней приходить Алла Юрьевна - приятная во всех отношениях дама.         - Хорошенькое дельце! - воскликнула Аглая Павловна, пообщавшись с этой улыбчивой многодетной мамой. Четверо детей, семья, но всегда на позитиве, сама за рулём. Одно слово - умница! Только вот жила эта славная помощница в другом районе. И посещать Аглаю Павловну ей было несподручно. Делилась, что своих подопечных у неё  много. А месяца через три Аллу Юрьевну сменила Ника, живущая  поблизости.  Аглае Павловне и Ника приглянулась.На прогулку с Аглаей выйдет, по пути и отоварятся. Магазины в шаговой доступности. Узнав, что и у Ники трое ребятишек, Аглая Павловна, если чувствовала, что добредёт одна, уже на полдороге говорила: - Ника, иди домой! Если сумка была тяжеловата, Ника провожала её. Если же груза не было, с охотой поворачивала к своей панельке! Это летом. Зимой же Аглая Павловна выходить на улицу перестала. Ника, быстроногая, в магазин сбегает, купит, что Аглая закажет, и ладно! 20-30 минут и она уже освободилась!

 Аглая же так дома насиделась, что ждёт-не дождётся - когда дороги ото льда освободятся. Зима-то рано пришла и поздно ушла. Что же касается Ники, то, кроме магазинов, редко по пустякам Аглая обращается к Нике, неловко ей! А вот в бумагах Ника очень пунктуальна. Месяц едва за половину перевалил, а Ника уже бумаги на подпись принесла. Бумаг много, а чтобы не задерживать помощницу, Аглая Павловна не глядя, чирк, чирк. Где у Ники в бумагах точки стоят - там и чиркнет. Когда же  пришло тепло и прогулки возобновились, примечать стала Аглая Павловна необязательность своей помощницы. То погода не та, то самочувствие у Ники неважное, то другой подопечный её ждёт.

До поры, до времени Аглая Павловна молчала. А Нике-то бумаги надо подписать, от этого денежки ей капают. Зарплата же у неё - не жалуется. Да за такую непосильную работу хороший доход - норма. И радуется, что не за копейки работает. Устаёт, правда, ну-ка стариков ублажать? Однако, терпит! Не все же у неё беспомощные. Иные очень даже ничего! Только вот Аглая Павловна почему-то недовольство выразила, сказала ей, что заранее бумаги подписывать не станет. И чего ей в голову взбрело? Ну, не пришла Ника пару раз в определённое время - что ж из того? Ишь, персона какая! Быстрей бы в отпуск уйти!

Аглая Павловна доставлять неприятности Нике не хотела, жаловаться она не станет, никогда этим не занималась, просто скрывать от неё ничего не стала. А городок стареет. И то сорока на хвосте принесёт, то одинокий ворон каркнет, что услуги-то нередко выполняют кое-как; и кое-каки такие влетают кому-то в кругленькую сумму. Прочла Аглая Павловна и договор, какой подписала в самом начале тоже не читая. Договор, куда ни шло, типовой. А вот Перечень предоставляемых услуг был составлен так ловко и хитро, что изрядно повеселил её. Ибо понять - что автор имел ввиду, обозначив  так замысловато простую работу, она не сумела. Уяснила одно, что и эта отрасль бумаги пишет "под себя!" По-русски - очковтирательство!

Ну, да ладно, смирилась, тем более, что Ника в отпуск ушла. И Аглая Павловна познакомилась с Катей, принятой  временно на замену отпусков. И вот эта маленькая Катя, ростом с Дюймовочку, так бережно водила свою подопечную - большую фигуру... (упустим слово из четырёх букв и в рифму его не скажем) - это надо было видеть! Как-то отправились они на прогулку, но погода решила проверить их на прочность - ветродуй разгулялся и дождь не заставил себя ждать. Аглая Павловна в любимых туфлях времён поздней перестройки, которые от старости скособочились и, мягко говоря, напьются из каждой лужи, сразу воскликнула: - "Катюша, пойдёмте домой!" Тем более, что надлежало пройти им через лужу на дороге, а у неё, как на грех, пятка выскользнула из  обутки. Самое то домой вернуться, благо ещё недалеко!

 Но маленькая Дюймовочка тут же нагнулась, и своевольная пятка вернулась на место. Катя же, ступив беленькими кроссовками в лужу, крепенько взяла Аглаю под руку и ловко, шагая по самому глубокому месту, подопечную свою из лужи вывела. Аглая Павловна даже не поняла - как эта крошечная женщина, по виду совсем девочка, так споро и незаметно вывела большую тётю на сухое место. Сама она кроссовки, похоже, хорошо промочила; и в блузочке лёгкой дождик встретила, но ни словом не обмолвилась, что промокла. Стояла и улыбалась. Аглая Павловна тоже улыбалась, ибо ступив в лужу, в подсознании высветился Георгий Вицын и его фраза: "Заболею я!" А дальше "Джентльмен удачи" Крамаров с иронией добавил: - "Только что вешался!"

И ещё один эпизод: она, Аглая Павловна в этой ситуации видела себя  большим чёрным Кротом, вылезшим из-под земли и пытавшимся догнать сказочную Дюймовочку. И если бы не Ласточка...   А реальная Дюймовочка-Катя её - старого крота держала так крепко и надёжно, что Аглая Павловна долго будет помнить эту картинку! Два дня в неделю по часу  Катюша проводила с опекаемой. На каждой прогулке разговоры добросердечные, то Аглая чем-то делится, то Катюша что-то неординарное из своей жизни расскажет. А слушать Аглая Павловна умеет!

Вот уже и месяц пролетел. Из отпуска Ника вернулась.  Появившаяся в отношениях трещинка затягиваться не торопится. Ника осталась прежней и Аглаю Павловну не переделать. В ней же поперечина её природная, сроднившись с беспокойной душой, с давних пор уважает справедливость. Не остепенилась и с возрастом, не стала равнодушной. Быть может, поперечина эта надломила сук, на котором и она сидит, но тут уж ничего не попишешь! Ника по долгу службы обязана бывать у неё, Аглая же, известив Нику, отмечает - какая проделана работа и время. И всё же Аглая Павловна больше себя винит: - "Может, всё ещё наладится?" Хотя вряд ли. На очередной прогулке обе, как воды в рот набрали. Шагая рядом, с заходом в магазины обогнули квартал и, оставив продукты на столе, Ника упорхнула. Во вторник это было. А в пятницу Ника, позвонив в квартиру, услышав от Аглаи: - "Сегодня гулять не пойдём, жарко!"  - ответила: - "Естественно! Теперь по пятницам на прогулку ходить не будем, только по вторникам!"   - Почему?    - "У меня в пятницу загруженный день! Если в магазин надо, схожу."    - Не надо! - пыхнула Аглая Павловна.

И теперь Аглая Павловна раздумывает - что она будет делать? И ведь не поспоришь! Хитро и ловко составленный "Перечень услуг" нашептал: - "Ну, что, повеселилась? Учти, если будешь возникать - себе дороже!" Пока же дома сидит. На улице - ПЕКЛО!

 Чем занимается? Порой читает, больше о природе. Телевизор смотрит, но не часто. В современных фильмах мало что понимает! И щёлкая кнопками, может задержаться на канале, где по выходным дням в 18 часов идёт полюбившаяся передача. В прошлую субботу до конца смотрела. За столом рядом с ведущим сидят и участники передачи. А на сцене поют и танцуют, как известные, так и самодеятельные артисты. И чаще песни того - Двадцатого века. Кого-то она узнаёт, многие же слова из песен всё ещё помнит. Но кто-то изменился до неузнаваемости. Так ведь и она, кандёхая в коридоре мимо зеркала, специально перед ним не торчит; а, взглянув мимоходом, не ропщет, что время и на ней погуляло вволю, но от себя не отказывается. Разве станет на зеркало пенять, коли оно правду кажет?

Когда же ведущий объявил фамилию артиста, который всю передачу скромненько сидел за столом и ждал выступления, Аглая Павловна прозрела. А со сцены уже лилось:
       Спрячь за высоким забором девчонку, выкраду вместе с забором!
Конечно же, узнала Яшку-цыгана из "Неуловимых..."  Кадры того 16-летнего Яшки и нынешнего чередовались. Она же смотрела, не отрываясь, словно получила весточку из Советского Союза, откуда родом и она, и Яшка-цыган, и большинство приглашённых в студию; и много много зрителей, сидевших у телевизоров. Ещё заметила, что время и над Яшкой хорошо поработало. Но он пел и каждый куплет отзывался памятью! А Яшка-цыган - ноги в сапогах, отплясывая, никого не опасаясь; и нынешний - он же,   получил заслуженные аплодисменты. Разве могло быть иначе, если со сцены звучало:

 Спря-ячь за-а  вы-ысо-оким  за-а-бором  дев-чо-он-ку,
 Вы-ыкра-а-ду  вмес-т-е  с  за-а-бор-ом!!!

Расчувствовавшаяся Аглая Павловна вместе с публикой проводила Яшку аплодисментами. Всё испортила поперечина: - Ну, может, и выкрадешь! А что дальше?

- "Шла бы ты спать!" - турнула Аглая поперечину. А сама ещё долго пребывала в той, первой жизни.

  2022 год