Дело труба, но улыбаются все

Александр Дед
   Зима ,очередной приход в Питер,год наверное 1996. За короткую стоянку нужно решить, кроме семейных, (просто повидаться с семьей), несколько других проблем. Сразу, и как можно скорее, заменить текущую в колене трубу на масло-холодильник главного двигателя. Она уже вся в заплатах и хомутах и держится на честном слове. В любой момент ее может оторвать от фланца и машину «слегка» притопить. С прямыми участками труб проблем нет, моторист Сергей, по прозвищу «Комарик», легко справится с задачей. Отрежет старые фланцы и приварит их к новой трубе. Благо бесхозных труб разного диаметра мы уже набрали с берега во время стоянок на Кировском заводе. Но трубогиба на борту нет, колено выгнуть нечем, приходится решать эту задачу на берегу. За время работы в Пароходстве, я обзавелся знакомствами с парнями из береговых подразделений. Слесарей, сварщиков и трубопроводчиков часто присылали нам в помощь. Человек я контактный, если приходилось работать с ними по заведованию, отношения складывались хорошие. Поэтому сейчас, спустя время, можно к ним обратиться за помощью.


 
   Иду на Базу технического обслуживания флота, или БТОФ в сокращении. Захожу в цех. Работы нет, поэтому парни отбывают рабочее время не на судах, а там. Кто спит, развалившись на лавке, кто играет в домино, кто уткнулся в газету. Дверь цеха на пружине, она захлопывается за мной, нарушая тишину, раздается громкий хлопок. Часть голов лениво поворачиваются в мою сторону. Я здесь уже не первый раз, парни понимают, что я пришел с предложением работы. И работы, которую я оплачу, не обидев. Несколько тел подрываются с мест. «Саня, меня возьми!», «Дед, слышь, как там тебя? Саня? Он был уже!!! Меня бери!», «Меня, меня бери!!!». Работы нет и парни рады любой подработке. Мне сегодня нужен только сварной, и всего один, и я подзываю знакомого парня. Это Петр, маленький и шустрый украинец. Он уже работал у нас на борту. Тот командным голосом рявкает на вставших: «Все! Сели на место. Я иду». Объясняю ему задачу, и мы движемся на борт оценить и объем, и стоимость работы. Много он не возьмет, но я выдам ему еще и премиальных спиртом. Премию он поделит с друзьями в цеху, чтобы без обид было. Они разведут «шило» водопроводной водой и, сев за замасленный рабочий стол, махнут его из граненых стаканов под нехитрую закуску. Крякнут удовлетворенно, закурят дешевые сигареты и, прислушиваясь, как горячий комок проваливается в желудок, заметят: «Нормально прошло». Терпеливо дождутся окончания рабочего дня, неторопливо помоются и начнут собираться домой.
 

   Петр осматривает трубу и предлагает заменить и ее и фланцы. Называет цену, она приемлема и я поднимаюсь к Мастеру за подтверждением. Накидываю к цене свой интерес в 20 баксов и озвучиваю окончательную сумму. Капитан кивает головой и достает деньги. Петя и моторист уже сняли трубу и ставят заглушку, запорные клапаны не держат и вода поступает в машину. Петр хватает трубу под мышку и уносится в цех, пообещав уложиться до конца рабочего дня. Мне нужно еще выполнить и токарные работы-выточить вал пожарного насоса. Банальная и неприятная история. Моторист подтянул подтекающий сальник на стоящем насосе. Забыл об этом и, спустя время, запустил насос. Вал лопнул, и теперь мы ходим с неработающим пожарным насосом уже несколько месяцев. А это не есть хорошо. Оказии, чтобы выточить новый вал, не представлялось. Ситуацией надо быстро воспользоваться и привести насос в рабочее состояние.



   Теперь иду в портовые мастерские к знакомому токарю Олегу. Я знаю его не первый год, он был фанатом зимней рыбалки. Как-то предложил и мне составить ему компанию, но я отказался : «Что я дурак, яйца на льду морозить». В следующий приход в Питер заглянул к нему насчет токарных работ, но не застал на месте. «Болеет он. Под лед дурень на рыбалке провалился»-сообщил мне хихикая фрезеровщик. После этого с зимней рыбалкой токарь Олег завязал. 
   Олег что-то точит на своем станке. Косит на меня глазом, не отрываясь от работы. Мастер цеха тоже увидел меня и напрягается. Понимает, что я пришел с халтурой, сверток с валом торчит у меня в руке. Подхожу к токарю и объясняю задачу. Тот косится на мастера, который стоит в отдалении и пожирает нас глазами, хмуря брови. Я понимаю ситуацию и задаю вопрос: «Прихватит в этот раз?». Олег утвердительно кивает головой. «Иди, скажи, что ему-маленькая спирта. Пошел он в задницу, денег давать! Нету грошей». Олег шепчется с мастером, тот утвердительно кивает головой. Выражение его лица становится доброжелательным. Заготовка вылетает из шпинделя станка, туда зажимается заготовка под вал. Уже вторая половина дня, у нас перешвартовка в другой район, токарь боится, что не успеет выточить вал до конца рабочего дня. У меня есть три-четыре часа, чтобы повидаться с семьей, чем я и пользуюсь.
Звонок в квартире, от токаря, тот не успевает сделать вал за рабочее время. Но вопрос уже решен с мастером. Олег останется в запертом снаружи цеху, а потом вылезет через окно. Мастерские находятся в порту,на окнах решеток не.Беру частника и еду в порт. Петр сидит у меня в каюте и пьет кофе с мотористом. Он успел взять краски у нашего боцмана и загрунтовать новую трубу, а теперь щерится мне в ожидании похвалы и дополнительной награды. Щедро премирую его спиртом и расплачиваюсь. Оба довольны друг другом, он уверен, что и в следующий раз с проблемами я обращусь именно к нему. Выпиваем «посошок»- ему на ход ноги, мне на хороший рейс, и «чтоб не ломалось»



   Вечереет, зимний день в Питере короток. Солнце уже село и пали сумерки. Труба на месте, остается забрать вал у Олега. По дороге из дома я успел заскочить в портовую типографию и купить Машинных журналов для заполнения параметров работы механизмов. Агент, обслуживающий наше судно, предложил несуразные деньги и за трубу и за вал и за журналы. Скромнее надо было быть, пришлось самому  напрячься. Но я не в обиде, баксы моего «интереса» за трубу,вал и журналы приятно греют душу в моем кармане. Агент не любит меня, последние разы он неохотно берется за наши заказы. Все равно, я дешевле найду.  Пора и вал забирать, вроде как время уже подошло. Подхожу к мастерским, стучу в темное окно цеха. Олег уже в чистом, успел переодеться, передает вал и выбирается через узкое окно сам. Жмем руки друг другу и расходимся. Он домой, а я на борт, впереди ночная перешвартовка.
   Закончился очередной день стоянки в Питере.Я доволен прожитым днем,думаю,что и парни тоже.