Рецепт от деда Егора

Игорь Бородаев
   Давненько дед Егор не хозяйничал на кухне, жена не особо терпела его в своих владениях, гоняла: «Позову к столу, тогда и зайдёшь». А поварить Егор умел. Когда? Уж не припомнить. Столько лет прошло. Ну, да! У дочери на свадьбе плов на костре сварганил. Хвалили гости его стряпню… Теперь, вот, внуки взрослые почти, старшая школу заканчивает. Скоро времечко бежит, жизня незаметно проходит… Вот и один он в доме остался.
   Дочь, она, конечно, накормит завсегда отца одинокого, да не набегаешься до них по три раза на дню. Не считал себя правым дед в чужую семью вмешиваться, надоедать им своим присутствием. Молодые свою жизнь строят, и лишний старческий опыт для них только помехой встанет. Да и за домом своим присмотр нужен, не бросать же его без надзора – обжитой. Придётся деду самому себя как-то кормить, столовской пище он не особо доверял, как бы не вкусен был там выбор.
   Поварскому искусству дед Егор ещё в молодости был обучен, узбеки выдали ему все свои поварские тайны. Узбекская кухня с любой другой может поспорить за первенство вкусов. Те же русские повара не обделили Егора своими знаниями. Ещё бабушка показывала малому Егорке, как правильно драники на сковородке зажаривать.
   Давно это всё было. Никогда дед Егор не заглядывал в кулинарные книги, не интересовали они его. Забылось многое, но очерёдность закладки ингредиентов в блюдо не забылась.
   Начинал он свои кулинарные пробы с простых блюд: картоха-жарёха, да яйца со сковородки. «Утром яичница, в обед яичница, на ужин – омлет». На такой диете ни радости, ни счастья в жизни не сыскать. Питание необходимо разнообразить, да не лежала Егорова душа к долгой готовке. А ведь когда-то нравилось ему поварить, гостей удивлять вкусовыми изысками.
   Так всегда случается у мастеров, когда люди от них отворачиваются: не клеится работа, стихи не пишутся и кисточка художника в руках не держится. Механик устраняет поломки в машинах, пока он их ремонтирует. А скажи ему с десяток раз, что ремонтник с него никакой, и ни одна машина с его умелых рук не заведётся. Одарённость берётся с самоуверенности, а вера в себя от одобрения людей исходит.
   Не держал в себе дед Егор сомнений, относил их к лени, с которой боролся. Человеку рабочему лениться не повадно. Подгадал он утречко посвежее и достал из серванта запылённый казанок. Как ни хотелось ему жарить-парить, заставил себя поднапрячься и потратить часок на готовку.
   Съел, распробовал, одобрил: кушать можно, не отравишься. Глупо бегать по столовым, когда огород овощами пучится.
   Какое блюдо варится на плитке, Егор назвать заранее не мог. Что выйдет, то и кушать будем. Ещё жена, как помнится, замучила его надоедливыми расспросами о меню. Не влёк его аппетит к выбору. Что подадут, то и съедим.
   Со временем готовка дед Егору встала в радость. Любое дело, если спорится оно, затянет умельца интересом так, что на перекур тот отвлечься забудет. Дед нарезал и крошил овощи, а душа его пела от осознания того, что не так уж он и стар, помнят руки и ножи его заточены. Он никогда не пользовался нарезной дощечкой, делал нарезку с рук, как узбеки учили. Русскому повару такое умение не дадено, и превосходство своё дед Егор хранил с гордостью рядышком.
   Никогда он не следил за временем варки как тот студент Шурик, который вслух отмеривал секунды до полной изготовки крутых яиц. Комедия – она и есть комедия. Шутка. Кулинария же – дело серьёзное. Ни один узбек не отвлечётся на часы, колдуя над своим варевом. Восточные повара (ошпаз) руководствуются запахами и интуицией: «Сейчас морковь заложу. Нет. Пусть мясо потомится ещё немного».
   Любое завершённое дело требует одобрения посторонних. Если творишь единственно для себя, любимого, увлечение скоро пройдёт, надоест. Внуки к деду наезжали, но за стол его не спешили. Их и мама хорошо кормит. Внукам интересны дедовы сладости, в магазине купленные. Пристрастия детские со взрослыми вкусами разнятся, потому за семейным столом частенько возникают споры: «Не могла мама вместо мяса в суп шоколада заложить. Они же оба коричневые, а шоколад вкуснее».
   А однажды мама привезла к деду в гости голодных внуков. Дед Егор засуетился, забегал. Благо, супчик его непонятный со вчерашнего вечера в холодильнике томился. Разогрел скоро, детвору к столу зазвал. Мама с ягодной грядки детей согнала: «За стол! За стол, ребятишки! Пойдём дедов суп пробовать».
  Трудно бывает заставить детей съесть полную порцию. А тут приелось им, понравилось. Добавки запросили супа дедова. Так и решено было назвать это блюдо: «Дедов суп». Только деду Егору такое название не понравилось. В другой раз неизвестно, что сварится с его заклинаний над кастрюлей, и придётся ещё одно название придумывать. Предложил он своё, ко всему подходящее: «Что найдёшь на огороде».
   Название всем понравилось, улыбнуло. И внуки зачастили к дедову застолью. Мама так вкусно не накормит.