Путешествие русского теософа по Канаде. 2 Эдмонтон

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов

Путешествие русского теософа по Канаде. Ч. 2. В Эдмонтоне
—————————————————————————————————————————————————————————

В городе Эдмонтоне (штат Альберта) я пробыл в всего три дня и все это время просидел в огромной библиотеке местного теософского общества. В таком окружении теософских раритетов мне работать не приходилось.

Эрнест Эпиллет, президент местного Теософского общества, встретил меня в аэропорту. Он не только коллекционировал оккультную литературу и периодику, как Джордж, но был профессиональным библиографом и издателем. Небольшими тиражами он переиздавал редкие журналы столетней давности для библиотек, желающих приобрести полные комплекты теософских журналов, давно ставших библиографической редкостью.

Он жил в большом доме. На первом этаже располагалась библиотека – огромный зал с длинными полками вдоль стен. Увидев столько книг, любовно собранных и красиво расставленных, я понял, что такой возможности поработать с редкими источниками у меня не будет в жизни, видимо, никогда.

1

И с его разрешения я засел за книги и журналы, прерывая свою работу на обед и ужин, а также на встречи с теософами и чтения лекций, которые они меня просили прочитать.

Работа с периодикой в Эдмонтоне помогла мне представить общую картину теософского движения в исторической перспективе гораздо позже. Помогал мне Эрнест, крупный и редкий специалист-консультант по истории теософского движения и библиографии теософских трудов. Это были идеальные условия для творческой работы. Работал я допоздна. Поднимался в свою спальню в полночь, когда хозяева давно уже спали.

Эрнест открыл мне глаза на многие неясные для меня исторические факты. Встреча с ним для меня оказалась самой значительной из всех. Именно он помог, наконец, мне понять, почему нет единства в рядах теософов, и почему история теософского движения сознательно фальсифицируется. А ведь это был главный вопрос, на который я искал ответ в течение нескольких лет.

Невозможно рассматривать современную теософию как учение, заменившее все предыдущие и будущие компоненты Тайной Доктрины или Вековечной Мудрости. Блаватская сделала вполне удачную попытку синтеза всех эзотерических учений, сняв с них многовековый налет таинственности. Она обнародовала тайные знания, которые до неё тщательно скрывались от широкой мировой общественности.

Теософия не подменяет оккультные учения, но служит примером синтеза их, а также науки, религии, философии. Труды Блаватской – методология такого синтеза, данного человечеству как конкретный пример на века. И этой методологией человечество будет овладевать постепенно – из века в век. Сегодня лишь редкие мыслители осознали грандиозность и космическую значимость открытий, сделанных Е Блаватской, Н. Рерих и А. Бейли. Теософия – это теоретическая база синтеза духовных культур европейских, азиатских, американских, африканских народов и государств.

Теософское движение невозможно рассматривать как нечто обособленное от других оккультных сообществ, многие из которых существуют уже столетия. Нет, теософы – эти люди, это одна из составных частей международного сообщества эзотериков. Ни один оккультист в наши дни не может стать профессионалом без изучения основ теософии. И таких на белом свете сегодня очень и очень мало...

2

Каждый вечер мы с Эрнестом сидели допоздна в библиотеке. Интерес зарубежных эзотериков и теософов к России был огромным после распада СССР. Все они уважали Елену Петровну Блаватскую, а она была русская (родилась в Екатеринославе, ныне Днепропетровске), знали ее учение, и, разумеется, хотели встретиться с русским историком теософии. Их в мире тогда появилось не так уж много.

Я считал себя теософом, хотя несколько не в том смысле, который вкладывали в это понятие теософы на Западе. Я пришел к теософии через науки —востоковедение, через восточную философию. Для меня теософское учение представляет научный интерес. Меня меньше интересовали чисто эзотерические сюжеты, больше – история, судьба нашей великой соотечественницы. Меня удивляла способность, талант, скажу круче, гениальность этой великой русской женщины. Меня интересовали результаты ее деятельности.

Прошло более ста лет после ее смерти. Если в России теософская традиция была прервана русскими и русскоязычными большевиками, то на Западе она счастливо развивалась. Заложенный Блаватской духовный потенциал в это учение, не иссяк, не испарился за столетие, а наоборот, увеличился за счет новых теософских произведений, новых людей, которые пришли совершенно сознательно к теософии. Я не представлял, как организована жизнь современных эзотериков на Западе, как устроено там эзотерическое образование. Как и почему люди становятся эзотериками, теософами – вот вопрос который я задавал своим новым знакомым в Америке и в Канаде. И получал примерно один и тот же ответ.

3

В первый же вечер Эрнестом решил меня удивить. Подвел меня к библиографическим ящикам, в которых были спрятаны тысячи черно-белых диапозитивов.

- Знаешь ли ты, что на этих диапозитивах?

Я догадался.

- «Письма Махатм».

- Откуда знаешь? – удивился он.

Я рассказал, что видел эту книгу только на бумаге в одной эзотерической библиотеке Киева перед отъездом. Одна дама привезла ксероксы знаменитой и дорогой для теософов книги много лет назад. Когда она узнала, что в ее родном городе создана эзотерическая библиотека, она подарила ей книгу в оригинале.

Мне было неудобно, что разочаровал своего нового друга. И чтобы хоть как-то разрядить обстановку, я стал расспрашивать, как ему удалось раздобыть это большое богатство.

Другой раз он показывал переплетенные выпуски старых теософских журналов, которые выпускались еще под редакцией самой Блаватской в Индии с конца 1879 года. К старым журналам я испытываю благоговение и потом подолгу не раз листал эти подшивки.

В этой теософской библиотеке я нашел немало раритетов. Среди них первое издание «Тайной Доктрины» 1888 года. Да, Ернесту было чем гордиться!

И тогда я рассказал ему, что в Симферополе выпускается газета, которая называется «Тайная Доктрина» в честь Блаватской и теософском учении.

- Не может быть, – усомнился он.

- Не веришь?! Как только я вернусь домой, я пришлю в подарок вашей библиотеке номер этой газеты на русском языке.

Как мы договорились, после возвращения в Крым я послал ему номер этой газеты. И теперь, я уверен, Эрнест показывает своим товарищам по Теософскому обществу нашу крымскую газету. Думаю, они удивляются не меньше его самого, потому что такой газеты не издается ни в одной стране мира.

Эрнест рассказал мне, что в округе под Эдмонтоном живет немало выходцев с Украины. На осеннем празднике урожая каждое национальное землячество знакомит местных жителей со своей культурой. Они пляшут, поют, угощают посетителей национальными блюдами.

- Мы с женой всегда ездим на этот праздник и всегда пробуем... – он замялся.

- Пампушки с борщом? – подсказал я.

- Да, да. Именно это блюдо мы пробовали как-то раз на празднике.

Я пожалел, что на дворе стоял март, а не сезон канадского сабантуя. Приустал я от вегетарианских угощений, которыми меня потчевали гостеприимные теософы в тот приезд.

Невозможно рассматривать современную теософию как учение, заменившее все предыдущие и будущие компоненты Тайной Доктрины или Вековечной Мудрости. Блаватская сделала вполне удачную попытку синтеза всех эзотерических учений, сняв с них многовековый налет таинственности. Она обнародовала тайные знания, которые до неё тщательно скрывались от широкой мировой общественности.

Теософия не подменяет оккультные учения, но служит примером синтеза их, а также науки, религии, философии. Труды Блаватской – методология такого синтеза, данного человечеству как конкретный пример на века. И этой методологией человечество будет овладевать постепенно – из века в век. Сегодня лишь редкие мыслители осознали грандиозность и космическую значимость открытий, сделанных Е.П, Блаватской Николая Рериха и А. Бейли. Теософия – это теоретическая база синтеза духовных культур европейских, азиатских, американских, африканских народов и государств.

Теософское движение невозможно рассматривать как нечто обособленное от других оккультных сообществ, многие из которых существуют уже столетия. Нет, теософы – эти люди, это одна из составных частей международного сообщества эзотериков. Они не имеют никаких преимуществ по сравнению с астрологами, алхимиками, последователями учений Р. Штейнера, Рерихов, А. Бейли, Гурджиева, Кришнамурти, Белых магов, оккультистов, Таро. Ни один оккультист в наши дни не может стать профессионалом без изучения основ теософии. Но таких ученых оккультистов сегодня очень мало. Они бросаются на теософию без изучения основ востоковедческих дисциплин. Теософия стала модной среди некоторой части русской интеллигенции...

****

Оглавление сборника конференции, на которой был зачитан мой доклад

JUST PUBLISHED
The Works and Influence of H.P. Blavatsky Conference Papers
A book containing the papers presented at the Conference hosted by Edmonton Theosophical Society, July 3 - 5, 1998.
Includes:
“Active Theosophy: The Meditation Diagram of H.P. Blavatsky” by Sharon Ormerod
“The Secret Doctrine: Original Genesis and the Wisdom Tradition” by David Reigle
“HPB Library” by Joan Sutcliffe
“HPB’s Visionary Presentations: With Special Reference to Science
and to Today’s Societal Dilemma” by Anna F. Lemkow “Editing H.P.B.” by Michael Gomes
“H.P. Blavatsky as a ‘Spirit Painter’” by John Patrick Deveney “Theosophy’s Appeal for Harmony with Nature” by Dara Eklund “H.P.B.’s Legacy to the 20th Century” by Robert Bruce MacDonald “>A Material Body Which Suffocates the Soul’: H.P. Blavatsky’s
Attitude to Ritual” by Ted G. Davy

“H.P. Blavatsky and Russia” by Dr. Yuri Gorbunov

“The Theosophy of William Butler Yeats” by Jerry Hejka-Ekins “The Voice of the Silence: Bringing the Heart Doctrine to the West”
by Nancy Reigle
To order, contact the publisher:
Edmonton Theosophical Society PO Box 4587
Edmonton, Alberta
Canada T6E 5G4
131 pages, paperback $19.00 Cdn $16.00 US Postage add $3.00

*****

Посмотрите ролики и лекции Российского теософского общества.

—https://www.youtube.com/channel/UCnz2aoB5E98Bh138i...