Ссылка на Сталина

Сергей Ничипорюк
(из цикла "Стук на стыках")

Руководители всех рангов склонны свою некомпетентность выдавать за нерасторопность подчинённых. За это люди подначальные извлекают из руководящих указаний отдельную фразу - для использования. В своих интересах, конечно.
Яркий пример из времен "культа личности" привёл мне старый путеец два десятилетия назад. Ехали мы в купе проводников рабочего поезда "Лихая-Морозовск". Тепловоз тянул два плацкартных вагона.  Такой состав нередко звали "козой". Время было летнее. Люди не только сидели по трое-четверо на полках. Лежали на вторых, стояли в проходах. В Лихой я заходил последним. Пассажиры стояли в тамбуре. Проводница, заметив тёмно-синюю фуражку с кокардой и крылатым колесом, предложила мне зайти в купе. Там сидел старичок в сером пиджаке и довоенной ещё фуражке путейца. Такие до этого видел я только на фотографиях. Сурово глянул на меня ветеран и стал смотреть на поля, столбы, рельсы.
Зашла проводница. Я начал благодарить, но она сказала, что всегда коллег приглашает. Предложила чай. Поставила нам традиционные подстаканники и непривычный в поезде заварной чайник. Мы со старичком достали свертки с закуской. Я предложил добавить в чай немного коньяка. Плоская фляжка осталась после командировки полной. Почти полной. Женщина отказалась - она при исполнении. Старый железнодорожник кивнул в знак согласия.
Фляжку ополовинили. Вдруг, вместо благодарности старичок сказал:
- Не будет из тебя толку, сынок. Молодой, а такой чин. Это у тебя родители начальники? Или тесть с тёщей пристроили? Видно, только институт закончил, а уже начальник отделения. Не будет из тебя толку! Начинать надо с рабочих, тогда вот...
Что "вот" - не пояснил.
- Да начинал я с рабочих, - стал оправдываться почему-то, - копал траншеи под кабель, светофоры ставил, желоба до сих пор на вокзале в Ростове стоят. Техникум закончил, в институте вечерний факультет и заочно аспирантуру. Родители мои и жены из рабочих и крестьян. А звёзды на погонах - это я начальник отдела в железнодорожном институте...
- А знаешь, почему Лиховское отделение дороги находится в Ростовской области, а подчиняется Юго-Восточному управлению дороги в Воронеже? - внезапно прервал собеседник мои откровения.
Так глубоко историю изучать мне не довелось. В техникуме, институте была только "История КПСС". Но ни один съезд или хотя бы Пленум ЦК не был посвящён Лиховскому отделению.
- Когда случился Бодановский прорыв, танки советские атаковали авиацию фашистов. На Тацинском аэродроме, прямо на земле случилось танково-самолётное сражение. На кольце памятник видел. Так это в честь необычной победы.
Мы ещё повторили чаю с добавкой.
- Тогда надо было войска перебрасывать. Я на железной дороге работал, ещё не призывной был. Но поезда не пошли. Хотя верхнее строение осталось неповреждённым почти. Говорят, сам Верховный Главнокомандующий спросил, слушая доклады маршалов о передвижении войск: "Почему нельзя в Тацинскую и Лихую доставить войска по железной дороге?". Оказалось, что Ростов-на-Дону ещё не освободили, а Лиховское отделение подчиняется Северо-Кавказской дороге.
- Ну, так передайте его Юго-Восточной, - нашёл простое решение товарищ Сталин. Решение приняли как приказ. Потом отменить не решились. Потом, борясь в "культом личности", забыли передать. Прошло сорок пять лет.
За окном закончились поля. Показался знакомый элеватор. Станция Тацинская. Я пошёл к выходу. Мы попрощались на перроне.
Вспомнить эту историю через год осенью заставило крушение. Грузовой состав оторвался от локомотива и врезался в поезд "Ростов-Москва". Два последних вагона смяло так, что их растягивали танковыми тягачами. В третьем смяло только купе проводников. Девочка, студентка РИИЖТа успела чудом выскочить, когда невероятная сила смяла вагоны.
Лиховское отделение вернули Северо-кавказской железной дороге.


Газетный вариант "Вечерний Ростов"