Наука и слова

Николай Мальцев-Ганичев 2
 

               
                НАУКА И СЛОВА


«Наука и слова» соответствует части публикации под авторством Николая Дмитриевича Чебурашкина (Чебурашкин Н. Д. Технический перевод в школе: Учебник техн. пер. для учащихся 9-10 кл. школ с преподаванием  ряда предметов на англ. яз./ Под ред. Белицкого. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1983, с. 226); в качестве Задания 10 «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Изготавливаю полное соответствие.
«Задание 10
                Наука и слова
Ученые нередко употребляют всем известные слова в значениях, которые не совсем, а иногда совсем не соответствуют их обычному смыслу. При этом они могут сужать первоначальное значение слова, как, например, это сделали физики, обозначив словом «ток» лишь процесс, протекающий в проводнике, соединенном с источником  электрической энергии, а словом сопротивление – только ту постоянную величину, которая, согласно закону, открытому Омом в 1827 г., определяет силу тока при данном напряжении.
Иногда же, наоборот, ученые расширяют значение какого-нибудь обычного слова так, что название одной вещи распространяется на целый класс или категорию вещей. Возьмем, например, слово «соль», обозначающее, как известно, продукт, необходимый человеку и животным и даже влияющий на развитие общественных отношений, что видно хотя бы из того, что в английском языке слово, обозначающее жалование, т.е. средство существования, произошло от слова, обозначающего соль. Химики используют это слово для обозначения целого класса соединений, получаемых путем полного или частичного замещения водорода кислоты металлом. Таким образом, обычная поваренная соль подходит под это определение лишь постольку, поскольку она является химическим соединением этого типа, и лишь обычное слово и химический термин ь в этом смысле обозначают одно и то же.
А иногда ученые используют обычные слова для выражения совершенно новых понятий. Возьмем для примера слова: «сила», «работа», «мощность» и «вес», используемые в качестве физических терминов. В механике слово «сила» обозначает действующий фактор, например, толчок или тягу, которые, согласно второму закону Ньютона, численно равны произведению массы на ускорение. Такого смысла мы, конечно, не вкладываем в это слово в нашей повседневной жизни.  Вес, с точки зрения физики,  - это не тяжесть предмета, например гири, т.е. не качество, а сила, и это логично, так как все тела притягиваются землей и либо свободно падают с одним и тем же ускорением (ускорение силы тяжести), либо давят на опору с определенной силой, численно равной силе тяжести. Что же касается слова «работа», то, согласно законам физики, работа совершается только если сила перемещает что-то в пространстве. Поэтому, сколько бы мы не толкали неподвижный предмет, если мы не сдвинем его с мета, то наша работа математически будет равна нулю.
Таких примеров очень много, и не удивляйтесь, услышав, что мощность – это работа за единицу времени, что металлы могут уставать, а углеводороды нефти могут расщепляться» (с. 226).

                ИСХОЖУ ИЗ ФАКТОВ
В данном случае (17:09 – 17 минут после 9-го часа 19 числа августа месяца 2022 года после условного дня рождения условного лица) я имею дело с конструкцией из бумаги и других вещественных составов – одним из 52 000 изделий Ярославского полиграфкомбината («Подписано к печати 14.04.83»).
Понятно, что никаких слов в этом предмете нет и быть не может. В типографии я работал. В емкости типографских машин заливают вещественные составы (чернила, краску… - просто типографские составы). Рабочие части машин вносят эти вещества в поверхностные слои страниц листов бумаги. В результате возникают конструкции из составов в сцеплении с частями бумаги.
Если атмосфера (воздушная среда) не достаточно возмущаема, то находящиеся в ней конструкции системой зрения человека не регистрируемы, т.е. сами по себе конструкции невидимы.
При достаточно возмущаемой среде зрение человека создает ему визуальные модели, соответствующие конструкциям. На уровне сознания это могут быть знаки, символы, буквы, слова, схемы и рисунки, фотографии. В средстве письменности для зрячих –  в конструкции из бумаги и других вещественных составов всего этого нет, хотя читатель-пользователь может испытывать состояния видения текстов и иллюстраций на страницах листов бумаги. Но это иллюзия, о чем пользователь-читатель может не знать и не догадываться.
Наука и слова – это чьи-то химеры, которые самостоятельно не существуют.
При устном общении тот, кто говорит, пользуется частью себя – артикуляционным аппаратом, структуры которого возмущают воздушную среду. Тот, кто слушает, т.е. в качестве слушателя в ситуации речевого общения, использует свою систему слуха, создавая устную речь синхронно возмущению среды говорящим.
«Формирование устной речи у ребенка невозможно при нарушении слухового анализатора» (с. 50, Н. В. Крылова, Л. В. Наумец. – М., 2004).






                ПИСАТЕЛИ О ПИСЬМЕ И ЧТЕНИИ

«Когда ребенок садится первый раз за парту и начинает писать буквы, то для него объектом будет даже не сама буква, а отдельные ее элементы – палочки, крючки, хвостики, их расположение, толщина линий, определяемая нажимом, и т.д.» (с.86, Бехтель Э. Е., Бехтель А. Э. Контекстуальное опознание. – СПб.: Питер, 2005).
«На коже испытуемого деревянной палочкой или тактильной матрицы рисовали буквы и цифры. Во время нанесения раздражения глаза испытуемого были закрыты. После каждого предъявления он должен был открыть глаза и указать воспринятый им символ на лежащей перед ним таблице» (Психофизиология… Под ред. Ю. И. Александрова. – 5-е изд.-е, с. 111).
И это с подачи авторов (Бехтель Э. Е. и Бехтель А. Э, Левик Ю. С.), которые считают, что мир амодален, что организм осуществляет взаимодействия с внешней средой обитания на основе моделей внешнего мира и собственного организма. Что же до других авторов, ...
Где может находиться "библейская фраза"? Если используя какую-то конструкцию из бумаги, каждый из десяти использующих ее читателей получит свою фразу, которую каждый из них ошибочно может считать общей и находящейся в качестве фрагмента конструкции вне его.
"В начале было слово...
"Библейская фраза, которой мы назвали эту главу, неплохо характеризует исходный пункт того сложного и длинного пути, который привел к современным компьютерам и кибернетике, информатике  и "искусственному интеллекту""(Бирюков Борис Владимирович, Тростников Виктор Николаевич: Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античности до эпохи кибернетики. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Едоториал УРСС,2004, с. 15). Пользуясь изделием типографии ООО "Рохос", моя ЦНС создает мне соответствующую модель, где есть фрагмент - некая фраза, но фраза - это процесс во мне, а ей соответствующий кусок - часть куска бумаги - вне границ моего тела. Продавец в магазине регионального отделения "Общества слепых" с помощью шариковой ручки нанесла пасту. Спрашивая: "Что это?" Отвечает: "Это текст я Вам написала, счет". Говорю: "Это паста на бумаге, по факту". Несколько минут молчания. Математик берет карандаш и организует нанесение кончиком карандаша частиц графита на страницу бумаги, соответствие: 2 + 2 = 4. Он интерпретирует для себя ситуацию так, что это не он сделал такое, а это некое истинное равенство, которое не может быть иным,например, 2 + 2 = 0. Почему? монета из серебра в 20 грамм вполне может быть равна двум долговым распискам, т.е. 2 рубля серебром = 2 бумажкам номиналом по 1 рублю. Получаем: 2 = - 2 или 2 + 2 = 0.