Позиция

Иракли Ходжашвили
Позиция
     Нет, она была  не проиграна, но интуитивно мне не нравилась. Да, немного самонадеянно рискнул, теперь имею пешечную слабость, но можно постараться разменять кое-какие фигуры, может даже обострить игру... пожертвовать кое-что, потом попытаться «запереть»  позицию, а там, глядишь, на технике или за счет неопытности Коли если не  вытянуть партию, то дотянуть до ничьей. В общем, ясно, что если что-то не изменить в ходе партии, то  ученик дожмет своего учителя, что было бы логично.
     В конце концов, я не первый тренер, оказавшийся в подобном положении. Обидно, конечно, проигрывать, но, с другой стороны, это наглядный пример того, что не зря потрачены годы занятий.
      Когда ко мне привели мальчика, ему было около двенадцати. Возраст несколько взрословатый — сейчас начинают заниматься шахматами чуть ли не с трех лет. Правда, Коля уже знал шахматные ходы и мог «играть», но при этом совершенно не задумывался над ходами противника, их угрозами, думая только о передвижении своих фигур, и, конечно, не имел понятия о таких тактических приемах как «двойной удар», «связка», «вскрытое нападение» и пр., без которых невозможно получить преимущество. Не говоря уже о тонкостях окончаний партий. Да что говорить — он не мог даже поставить мат одним ферзем!
Но в мальчике чувствовалось желание учиться, поэтому я занялся им.
      И вот сейчас я сижу в глубоком раздумье...часы тикают...
      Помню, как он внимательно запоминал особенности проведения проходной пешки. Как отрабатывали до автоматизма достижение основных матовых позиций. Как учились правильно разыгрывать дебюты партий, искать план игры в ее середине и методы его претворения в жизнь. Учились как создавать или находить слабости в позиции противника и как их использовать. Как атаковать и защищаться…
      В общем, за два года Коля так заиграл, что я привел его в наш районный шахматный клуб, где он, сыграв несколько партий с разными «экзаменаторами», показал себя настолько достойно, что его сразу включили в состав второй команды клуба, а через год даже перевели в первую команду, соревнующуюся уже в более высокой краевой лиге.
      Нет, никак не удается сосредоточиться на партии. Наверное, уже сказывается возраст… Ну ладно! Сыграем так, а там видно будет!
      Коля предложил ничью. Почему?
      Партия турнирная, на первенство Клуба. Пол-очка — это не мало. Предложил потому, что не видит пути к победе? Переоценивает мои возможности? Или, наоборот, хочет пощадить моё самолюбие? А может потому, что времени на партию и у него не так уж много?
      Не соглашаюсь. Гордость взяла. Он меня «дожал». И я был рад за нас!
P.S. В том году Коля стал чемпионом Клуба. Причем, я выиграл  у его основного соперника, и был горд этим тоже!
19.08.2022 г.