Размышления писателя о Боге, жизни и смерти

Александр Квиток
Из книги А.Володина «Записки нетрезвого человека»

Комментарии автора неизбежны.
Вот эта запись Володина, – откуда возникают мысли о бессмертии человека, – показалась мне весьма интересной:

«…Была одна жизнь, я уже не знал, что делать с ней, и хотел другой жизни. И она началась – в армии, и была огромна, казалась бесконечной. Но вот и она кончилась, я уже думал, что и сам кончился вместе с ней. Но настала третья – и снова так огромна, и конец только-только начал проглядываться. И то – не ошибка ли?
Не отсюда ли, от ощущения бесконечности этой жизни, – вера в бессмертие? Может быть, эта вера – просто привычка жить?».


«Вера в бессмертие – это просто привычка жить». Мудрый вывод. Создатель в натуре обещает людям вечную жизнь в скором будущем. В Библии записано. Только не для всех. Жить вечно молодым и не стареть! Молодость прекрасна! Хотел бы и я так жить, как говорят в Одессе.

;
На старости лет и такие мысли приходят в голову:
«…Бог мой, зачем обрёк меня жить так долго? Не такой уже иссушенный, лежу на тахте – «лежанке», называю её. И подняться с неё неохота. И плевать мне на то, какой я стал. Только вот по-прежнему по разнообразным поводам то и дело стесняюсь, всё равно как будто в солдатской форме хожу».
Наверное, вот это и есть «утомление жизнью», когда уже ничего от неё не ждешь. «Уж не жду от жизни ничего я, и мне прошлого нисколечко не жаль…». Как-то так.

;
А вот ещё замечательный монолог о смерти и жизни…В точности мои мысли:
«…Почему думают, что смерть – это страшно? Потому что больше не будет радостей жизни, её удовольствий? Нет, смерть страшна не этим, а наступающим безразличием к радостям жизни и наступающим интересом к её болям, её лишениям и разочарованиям. Разумным, правильным разочарованиям во всём…Так смерть отнимает дни у жизни. Как будто ей мало – долгая жадная смерть отнимает у маленькой щедрой жизни».

;
«…Всё глупое, что было некогда сделано, – пустяки, казалось, потом идут с тобой за руку всю-жизнь, убивают, не убивая до конца…»
«…Как часто наши пороки проистекают просто от недостатка ума. И знаешь, что плохие мысли, а всё равно думаешь их…».

Бунин тоже выдал в дневнике нечто подобное: «Мы невольны в наших мыслях…». Да и за собой я заметил такие странности, когда в голову лезут дурные мысли, отвлекающие от доброго дела. «Шёпот Дьявола» – так назвал сие подстрекающее внушение (от злых духов) писатель Василий Розанов. В точку попал «философствующий .декадент»…Или «декадентствующий философ»? Разницы здесь, пожалуй, нет.

;
«…Бог мой! Приведи меня к чему-нибудь. К успокоению? К новой жизни? К единению с людьми? К преодолению пороков, слабостей моих? К смерти?.…Прошло совсем немного времени, не знаю, сколько в минутах, и Он дал мне успокоение – от стыда моего за себя. Без доводов, оправдывающих меня, без новых мыслей по этому поводу. И желание общаться с людьми…».

;
«…В проповеди, которую услышал первой, стал ощутим масштаб Божественной Вселенной в сравнении с моими мучениями. Малозначительны они стали. Разрушение Земли? А вместе, неотрывно – разрушение себя, того Я, которое глубоко внутри, которое задумано было, сотворено Богом. И забыто, замусорено нами. Имеем дело только с этим замусоренным собой».

;
«…Перестал понимать: как жить? Что делать? Ради чего? Едва слышу, что кто-то всё это знает и у него всё в порядке, – скорей бегу спросить: почему у вас всё в порядке? Как вы этого добились?...».
«Но у каждого свои причины, а мне ничего не помогает…А может быть пора уже стать мудрым? Так я – с удовольствием! Но в каком смысле? Что мне надо мудро понять? Как жить, что делать, ради чего? Но ведь именно этого я и не могу понять!».

После пятидесяти изрядно разочаровался в жизни и меня тоже начали терзать вот эти мысли, как у Володина, о смысле этой непонятной жизни – зачем живём, ради чего и что делать? Вроде бы уже пора понимать кое-что в жизни, быть мудрым, по возрасту, а мудрости как не было, так и нет. Интеллигентские терзания…вечные, русские…

;
«Судьба, равнодушная к преступлениям, может карать за малейший промах», Борхес. Видимо, Бог задумал человека таким, как всё остальное, – Вселенную с планетами и т.д. Которым должно существовать по Его законам. Но человека Он создал свободным. Наделил его правом выносить решения, правом выбора. Пошёл на сознательный риск. Но – в войну, видел же Он эти раны, сквозные и проникающие, внутренности, раскиданные по снегу. Слышал же эти предсмертные стоны! Мы же, не боги, слышали! Ради чего же Он это допускал и терпел? Христос эту муку на кресте испытал. Хотя, может быть, предчувствовал, что даже Его казнь не сможет искупить несметные изуверские пытки, сужденные людям. Нет, что-то Высшее есть. Тут – кто во что верит. Я верю в Иисуса Христа. Страх Божий – понятен. Страха перед Христом нет. Он – родной!».

;
«…Мария…В пьесе события происходят на третий день после казни Иисуса, когда свершилось его воскрешение. В Евангелии не упоминается о том, что было с Девой Марией в те дни. Но народы сами создали для себя образ Богоматери. Её неуверенность в себе. И отчаяние оттого, что ей не по силам помочь людям, которые к Ней пришли. И робкая вера…».

Верно мыслит Володин: «народы сами для себя создали образ Богоматери». Абракадабра. Не может быть у Творца жизни никакой матери. Люди много чего сами для себя придумывают: и праведными себя провозглашают, и святых себе назначают (по национальному признаку), и грехи себе отпускают, не спрашивая у живого Бога…Каково ему смотреть на все эти безобразия?

«…Какие страдания, наверное, испытывала Она, видя, как божественную мудрость сына люди растаскивают каждый в свой (национальный – А.К.) закуток».
Растащили, извратили, реформировали и…теперь недоверие, вражда и ненависть господствуют в мире.;
«Мы дети стольких грехов, что надо научиться хоть что-то прощать самим себе».
Прощать самим себе – да это мы запросто. Лукавый подход – самого себя всегда жалко…до слёз. Простил себе грешок-другой, стал праведным в собственных глазах и пошёл грешить по-новой. Так живёт подавляющее большинство людей на земле.
 Никого не осуждаю - сам такой.