Ч. 362 О простых людях написано мало

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/08/04/772

При строительстве фрегатов на отечественных верфях («Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Дмитрий Донской», «Александр Невский») использовали конструктивные решения французских и американских кораблестроителей.

Но всё это был уже вчерашний день. В 1859 году во Франции вступил в строй первый в мире мореходный броненосец  «La Gloire». Его переоборудовали из деревянного линейного корабля, обшив броневыми листами.

Англичане ответили на вызов французов постройкой первого в мире  цельнометаллического броненосца «Warrior». Этот броненосец жив - здоров и сегодня. Если поедете в Англию, то можете заглянуть в Портсмут. «Warrior» там на постоянной стоянке в качестве корабля-музея.

В том же году был построен самый крупный корабль XIX века – «Great Eastern», водоизмещением 27400 тонн, длиной 211 метров и шириной 25 метров. На его борту находились 20 шлюпок и 2 маленьких парохода. «Great Eastern» создал инженерный гений викторианской эпохи – Изамбард Кингдом Брюнель.
 
Гребные колёса "Грейт Истерна" имели диаметр около 17,5 метра, гребной винт - размах лопастей более 7 метров. Сочетание винта и колёс делало судно исключительно маневренным.
 
А в России строили то, что уже безнадёжно устарело. На новое денег не было, несмотря на жёсткие меры экономии и сокращение штатов управленческого аппарата с 1134 человек до 508, которые провёл великий князь Константин.
 
Единственное, на что дал согласие царь, - пополнение корабельного состава Сибирской флотилии, чтобы удержать занятые на востоке земли.

В 1858 году Константин выступил в Государственном Совете с требованием выделить средства для постройки броненосцев, иначе, сказал он, флот превратится в «совершенное ничтожество». Денег не дали.

Кроме того, промышленность была не способна производить железо для постройки кораблей. Для проведения пробных стрельб по броне построили только маленькую канонерскую лодку «Опыт», но стрелять не стали, решили сохранить её на случай войны.

Единственная польза от деревянных кораблей на Дальнем Востоке – морская практика офицеров и матросов, а также обозначение военно-морского присутствия в тихоокеанских водах.

Низкое качество постройки отправляемых в дальнее плавание кораблей привело великого князя Константина к мысли заменить военно-морское командование в Кронштадте.

Во многом, от кого зависело состояние кораблей, отправляемых в дальнее плавание, был капитан над портом.

Управляющий Морским министерством вице-адмирал Метлин, прекрасно знавший Лесовского, предложил генерал-адмиралу его кандидатуру на должность капитана над Кронштадтским портом.

В сентябре 1858 года Степана Степановича Лесовского отозвали из Англии, где он контролировал строительство парохода для Русского Общества Пароходства и Торговли.

После обстоятельной беседы с Краббе вместе с контр-адмиралом он отправился в Константиновский дворец на аудиенцию с генерал-адмиралом.

Великий князь Константин объявил ему, что принял решение назначить его капитаном над Кронштадтским портом и выразил уверенность, что Степан Степанович сможет с успехом применить свой опыт мореплавателя и технические знания, полученные в Англии.

Должность, на которую назначили Лесовского, была контр-адмиральская. Если сравнивать её с аналогичной в наше время, то она соответствовала должности заместителя командующего Балтийским флотом по тылу.

Контр-адмирала Августа Густавовича Римана, ранее занимавшего эту должность, перевели директором Каменноостровского инвалидного дома, а чтобы адмирал не горевал от такой перемены, ему сохранили прежний оклад.

4 октября 1858 года Лесовский доложил в инспекторский департамент Морского  министерства о вступлении в должность. Первое, чем он занялся,  – заказами Морского министерства. Выяснилось, что заказывается масса ненужного.

За внешней глупостью скрывались хорошо продуманные схемы воровства казённых денег. Например, холщовая ветошь на флоте необходима. Лесовский выяснил, что комиссариатский департамент продаёт купцам ветошь по бросовым ценам, а потом кораблестроительный департамент покупает ту же ветошь и у тех же купцов по высоким ценам.
 
Капитан 1 ранга предложил передавать всю ветошь непосредственно из комиссариатского в кораблестроительный департамент. Таких примеров была масса. Лесовский вникал во всё, вызывая ненависть у чиновников, лишавшихся «левых» заработков.

Там, где его власти не хватало, он обращался в соответствующий департамент. Артиллерийские порты, которые по стыкам пропускали воду, обивали «полуовечьими сукнами». Без махинаций с сукном не обходилось, но главное, эта обивка пропускала воду.

Степан Степанович по английскому опыту предложил использовать для обивки каучуковые ленты.  Он работал с утра до ночи, внимательно отслеживал строительство фрегата «Олег». Труд Лесовского не остался незамеченным.

Его наградили орденом св. Анны 2 степени с императорской короной. За участие в постройке фрегата по представлению директоров кораблестроительного и инспекторского департамента Степана Степановича наградили годовым окладом 1600 рублей серебром.

В 1860 году из кораблестроительного департамента в инспекторский департамент поступила заявка направить в Англию для изучения канатного производства двух-трёх офицеров корпуса корабельных инженеров.

Лесовский посчитал лучшей кандидатурой для этой командировки  шкипера с фрегата «Аскольд» Василия Ивановича Шабалина. Этот человек своими способностями и глубокой порядочностью давно обратил на себя внимание Степана Степановича.

Шабалин был выходцем из крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии. Он служил на «Палладе», имел звание унтер-офицера. Потом его перевели на «Диану».

В нашей исторической литературе очень мало сведений о простых людях, поэтому я постарался узнать о Василии Ивановиче Шабалине как можно больше, сведения собирал буквально по крохам в самых разных источниках.

Лесовский способствовал его продвижению по службе, Шабалин стал офицером, занимал должность такелажмейстера и канатного мастера Кронштадтского порта. В архиве мне попалось письмо Шабалина Изыльметьеву:

«Ваше превосходительство Иван Николаевич! Мне написал мой помощник г. Анкудинов, что Вы спрашивали его, чем я здесь занимаюсь и как живу. Душевно благодарю Вас за внимание». Далее он описывает, что его командировали для наведения моста через реку, но где именно, в письме написано неразборчиво.
 
Во всяком случае, я разобрать его почерк не смог. От души сочувствую писарям того времени, потому что читать подлинники, написанные авторами, - мучение. Прекрасный почерк был только у великого князя Константина.

Переправа, которую описывал Шабалин, была очень трудная и опасная, на сапёрных понтонах. Он предложил установить тросовый мост. Местное начальство не хотело допустить его к строительству моста, утверждая, что это невозможно. Но Шабалин самовольно установил мост ночью.
 
Тогда те же самые местные начальники выдали строительство моста за свою заслугу, не упоминая Шабалина.  Письмо оканчивалось словами: «Бог с ним, лишь бы мясо было подешевле. Через мост прошло уже две тысячи быков.  В. Шабалин».

За отличие по службе в марте 1870 года Василию Шабалину присвоили звание капитана. Он оставил свои воспоминания, их передал в редакцию «Кронштадтского вестника» его сын. В них упоминается  эпизод, которого нет в официальных документах.

Во время строительства в Китае бани для команды китайцы украли несколько ружей и вещи. Восьмерых  человек, строивших баню, в том числе и Шабалина, по приказу командира «Паллады» Унковского выпороли линьками.
 
Жаль, что полностью мемуары не были опубликованы. Я их долго искал, но в сохранившихся материалах их нет.

Человеческие качества Василия Ивановича Шабалина характеризует его благородный  поступок: он спас и удочерил грудного ребёнка, которого мать бросила в отхожее место с неперевязанным пупком при температуре воздуха минус 22 градуса.

Благодаря морозу ему и удалось спасти ребёнка, тот не утонул в нечистотах, Шабалин услышал его крик. У Шабалина было много своих детей, но он после спасения ребёнка позвал священника и окрестил спасённую девочку.

23 июля 1865 года между островами Спаргольм и Стокгольм в результате удара о необозначенный на карте подводный риф затонула двухбашенная броненосная лодка «Смерч». 20 августа того же года водолазы и офицеры с затонувшей лодки, тоже работавшие в водолазных костюмах, сумели поднять корабль.
 
Этими работами руководил Кронштадтский такелажмейстер поручик Шабалин. 29 января 1877 года он получил благодарность от великого князя Константина за организацию перевозки двух  многотонных двенадцатидюймовых орудий.

Вот всё, что удалось узнать о человеке, сумевшем пробиться из самых низов общества.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/29/1436