Русь православная. Гл. 25 Патриарх Никон

Лариса Даншина
     Часть 5: Православие и люди в царствование рода Романовых
     Глава 2: Патриарх Никон (1605-1681) и его предшественники

«Приемник Филарета Иоасаф I (1634 – 1640) по своим личным качествам не мог заменить для царя его отца. Это был старец очень почтенный, известный благочестием, но вовсе не государственный человек. Смиренный святитель не пускался в дела государственные и занимался исключительно церковным благочинием. Хронисты говорят о нём, что он был прежде дворовый сын боярский, нравом добродетелен, но к царю не дерзновен. Титула великого государя он уже не носил, равно как и приемник его Иосиф». (Знаменский П.В.).

Велика Россия, необозримы земли её, щедра богатствами своими, и людьми «вельми мудрыми, к учению устремлёнными, православию верными». Патриархи! Избрав себе приемника, патриарх Филарет скончался.

     ПАТРИАРХ ИОАСАФ I

Без присмотра престол(1) не остался,
Выбор сделан. Кому же достался,
Кто приемником стал Филарета?
Ожидали недолго ответа,
Иоасаф на престол избирался.(2)

Иоасаф был смирен, благочестен,
Добротою своею известен,
Только подпись на актах не ставил,
Царь его от трудов сих избавил.
И поступок его был понятен.

Тот отца(3) заменить не пытался,
Для царя он чужим оставался.
Иоасафа хоть все уважали:
Он не лидер, они понимали –
Очень мягок. В другом он старался.

Исправление книг продолжали,
Двадцать восемь названий издали.
Вёл строительство,(4) что разрушалось,
Восстанавливалось, исправлялось.
Вскоре умер,(5) другого избрали…

     ПАТРИАРХ ИОСИФ

Больше года(6) в сиротстве прожили.
Как же быть им, что дальше решили?
По-другому избрание будет,
И за это никто не осудит.
К жеребьёвке они приступили.(7)

Патриархом кто будет, не знали,
С нетерпением все ожидали,
Результата; записка осталась
Лишь одна. Может всем показалось –
Кандидата им имя сказали!?..

Патриархом Иосиф избрался,
Окунулся в работу, старался.
Он о школе, заботу имея,
Книги выпустил(8) – знания семя,
Дело, знающий,(9) им приглашался.

Только время другое настало,
И конфликтов возникло немало.(10)
Со Стефаном Иосиф столкнулся
И во мнениях с ним разминулся,
Та конфликтность, увы, ужасала.

В это время набирал силу митрополит Новгородский Никон. В 1652 году он был отправлен за мощами митрополита Филиппа на Соловки. Патриарх Иосиф не дождался прибытия мощей и 15 апреля 1652 года скончался. Погребён в Московском Успенском Соборе, рядом с первым патриархом Иовом. Кто же будет избран? Кто станет следующим патриархом?

     ПАТРИАРХ НИКОН

«В 1605 году у крестьянина нижегородской области села Вильдеманова Мины родился сын Никита. Он скоро лишился своей матери и всё детство провёл под нестерпным гнётом мачехи. Ему рано удалось выучиться грамоте. Чтение книг увлекло его к аскетической жизни, и в 12 лет он убежал из дома отца в монастырь, где ещё в этом раннем возрасте удивлял братию силой своего характера в монастырских подвигах». (Знаменский П.В.)

Так начинается жизнь будущего патриарха Никона…

Чтоб вернулся, родня пожелала,
Возражения не принимала.
Монастырь пусть покинет, жениться
Ему нужно, и к детям стремиться,
Жить семейно уж время настало.

Сан священника принял, узнали
Люди вскоре – начитан, признали
Его ум и молва разлетелась,
Пообщаться тогда захотелось
С ним купцам,(11) и с собою позвали!

Только радость недолго ходила
В его доме, беде уступила
Своё место. Детей всех забрала
Та злодейка и прочь ускакала,
Сердце сжалось, от скорби заныло.

«Мои детушки!» – сердце кричало,
Это горе с трудом принимало;
И подумав, тогда он решился,
От мирского всего отрешился.
«Принять постриг нам время настало!»

Так Никита жене предлагая
Постриг, этого так же желая,
Удалился на Белое море,
В скит Анзерский,(12) где принял он вскоре
Имя Никон, ту жизнь принимая.

Горе горем, но жизнь продолжалась,
И смириться лишь с этим осталось.
Царь(13) в Москве его как-то приметил,
Его речь и наружность отметил,
И остаться в Москве предлагалось.

Так случается в жизни, не знаешь,
Что же ждёт впереди. Принимаешь
Все падения, взлёты? Быть может
Ночью часто сомнения гложут –
Что же будет, и глаз не смыкаешь?

«По своей религиозности и впечатлительности Алексей Михайлович скоро подчинился Никону, сделал его своим другом, отцом, всем, чем не мог быть для него патриарх Иосиф. По желанию царя Никон был определён архимандритом Новоспасского монастыря, должен был каждую неделю являться к царю во дворец для духовной беседы и сделаться перед ним неустанным ходотаем за несчастных, обиженных на суде, вдов и сирот. В 1648 году он был поставлен митрополитом в Новгород». (Знаменский П.В.)

В митрополии он отличился:
Бунт возник,(14) с этим он не мирился.
Воеводу укрыл от расправы,
И народу сказал: «Вы не правы!
Что вы делаете?» – Возмутился.

Ярость вспыхнула, ярость помчалась,
Чернь на площади била, старалась,
Так, что Никон едва не скончался,(15)
Еле, еле на ноги поднялся.
«Ещё служит!?»(16) – толпа удивлялась.

«Нас прости грешных, отче! – просили, –
Пред тобою, увы, согрешили.
Ходатайствуй, чтоб царь наш смягчился,
И на грешных на нас не сердился,
Слёзно просим, чтоб нас не губили!»

Никон молвил: «Я просьбу исполню,
Злобой сердце своё не наполню!»
С его мнением царь согласился,
Наказать сильно их не стремился:
«Одного я казнить лишь изволю!»(17)

Никон ближе к царю стал, он знает –
Его мнение царь принимает.(18)
Очень часто ведутся беседы,
Есть вопросы, на них есть ответы,
Уважением царь окружает.

В Соловки очень скоро отправил
Царь его, чтобы мощи доставил
Он Филиппа.(19) В то время скончался
Патриарх, мощи он не дождался,
Жизнь земную Иосиф оставил.(20)

Патриарха опять избирают,
Нет вопросов кто будет, все знают –
Никон, стал он царю очень близок,(21)
Хоть в суждениях часто был резок.
Как родного его принимают.

Властолюбием Никон страдает,
Штат прислуги, увы, прибавляет.
Облачением лучшим владеет,
Против молвить никто не посмеет.
Возражения не принимает.

«Протопоп казанского собора Иоанн Неронов говорил однажды патриарху: «Государевы царёвы власти уже не слыхать, всем от тебя страх, и посланники твои пуще царёвых всем страшны; никто не смеет с ними и говорить; затвержено у них: знаете ли патриарха?» Никона боялись сами бояре, которых он обличал без всякого стеснения…» (Знаменский П.В.)

Используя любовь царя, Никон захотел русские православные обряды и книги привести в соответствие греческим. В 1653 году он принял решение совершать крестное знамение тремя перстами, а не двумя как было раньше. Его решение противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, которое закрепило двоеперстие. Его церковные исправления, и то, что не желал с кем-либо считаться, ведя свою политику, увеличило число врагов. Образовалось две партии: которые за новшества и те кто ратовал за старину,(22) и те и другие не любили Никона. Патриарх восставал против европейской цивилизации и уничтожал то, что привозилось с запада. Была против Никона и родня царя: Милославские, Стрешневы, супруга царя и прочие. Произошёл раскол.

Строил много и власть укреплялась,
Монастырская жизнь поднималась,(23)
Только недругов много, желали
Чтоб в немилость попал, ожидали…
Только Никону всё ли прощалось?

И доносы несли и шептали,
Дружбы цепь, наконец, разорвали:
Оскудела казна, чем пополнить,
Никон должен был милости помнить,
И помочь, но царю отказали.(24)

Вот и трещина, с ним объясняться
Алексей не желает, встречаться
С ним не стал, да и Никон обижен
Был царём, ни за что так унижен.(25)
Значит, нужно им было расстаться!?(26)

Он покинул Москву,(27) не остался,
Патриарх на царя обижался:
«Пусть другого себе избирают,
Если слушать его не желают!»
От престола гневясь отрекался.

Царь письмо получил, рассердился,
До сих пор Никон не покорился.
Письма гневные шлёт, обвиняет,(28)
И возврата в Москву ожидает.
Только к Никону царь изменился.

В 1660 году на Соборе в Москве было постановлено лишить Никона архиерейства, суд не состоялся. Приглашённые в 1662 году патриархи не смогли приехать, только в 1666 году открылся поместный Собор Русской церкви, с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, составлена грамота, в которой были указаны преступления Никона, в результате чего патриарх лишился не только патриаршего достоинства, но и епископского сана, стал простым монахом. Никона сослали в Ферапонтов Белозёрский монастырь, а после смерти царя, отправлен в Кирилло-Белозёрский монастырь под ещё более строгий надзор. Новый царь Фёдор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 году, ему было разрешено возвращаться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, но он умер в пути 17 августа в Николо-Тропинском приходе (напротив Ярославля). Царь настоял, чтобы Никона отпевали как патриарха, погребён в южном пределе Собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

В 1682 году Фёдор Алексеевич ходатайствовал у восточных патриархов разрешительную грамоту, чтобы причислить Никона к лику патриархов и поминать в этом звании, что и было сделано. Не смотря на осуждение Никона Собор всё же «…утвердил, однако все его церковные распоряжения, признал даже справедливыми его взгляд на монастырский приказ. Было признано, что патриарх не должен носить титула великого государя, должен повиноваться верховной власти и не вступать в мирские дела. Но в то же время была подтверждена независимость духовенства и всех людей церковного ведомства от мирского суда, не только в гражданских, но и даже у уголовных делах». (Знаменский П.В.)

В 1862 году скульптура Никона была включена в число фигур на «Памятнике Тысячелетию России». В 2005 году возведён памятник-часовня, где прошло его детство (с. Вельдеманово), в честь четырёхсотлетия со дня рождения. 5 августа 2006 года в Саранске открыт памятник Никону, освещённый патриархом Алексием II, в честь 325-й годовщины со дня смерти патриарха. Поистине пути Господни неисповедимы.

_________________________________________
1 - Без присмотра престол… – т.е. патриарший престол.
2 - Иоасаф на престол избирался – выборы были формальными: по традиции царь из трёх кандидатов выбирал одного, но Филарет сам избрал приемника и царь Михаил Фёдорович, конечно же, указал на Иоасафа.
3 - Тот отца… – никто не мог заменить царю отца. Филарет обладал волевым характером, две подписи стояли в актах, после смерти патриарха, рядом с подписью царя ничьей подписи не было.
4 - Вёл строительство… – Иоасафом основано три монастыря и восстановлено пять.
5 - Вскоре умер… – рождение примерно в 15…. годах, смерть 28 ноября 1640 г.
6 - Больше года… – патриарший престол пустовал около полутора лет.
7 - К жеребьёвке они приступили – было принято решение при выборах использовать жеребьёвку. Лично царь внёс шесть имён в записки, опечатал и отправил на Собор. Три раза тянули жребий, одну из оставшихся записок, после жеребьёвки отправили царю. В записке оказалось имя кандидата Иосифа.
8 - Книги выпустил… – выпущены были специальные Псалтыри, Часовники, Азбуки, Буквари, выпущена «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648 г.), подготовили к печати «В научение детям», краткий Катехизис Петра Могилы и т.д.
9 - Дело, знающий… – для насаждения образования в Москву Иосиф «выписывал» учёных из Киева (т.е. звал).
10 - И конфликтов возникло немало – конфликт с кружком «боголюбцев» против введения в церквях единогласного пения и чтения, на этом настаивали «боголюбцы» во главе с царским духовником Стефаном, который оскорбил Иосифа. Царь отказался наказывать Стефана.
11 - С ним купцам… – Московские купцы, приехавшие на Макарьевскую ярмарку, узнали о грамотном и умном священнике, позвали его с собой в Москву.
12 - В скит Анзерский… – т.е. в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, где принял постриг, позже ушёл в Кожеозерский монастырь, где избран был игуменом.
13 - Царь… – в 1646 г. Алексей Михайлович обратил внимание на Никона, когда он приехал по делам монастырским.
14 - Бунт возник… – в Пскове и Новгороде возник бунт в 1650 г., когда едва не убили воеводу в Пскове, архиепископа Макария дважды сажали на цепь за уговоры покориться. В Новгороде Никон укрыл воеводу Хилкова и предал анафеме бунтовщиков.
15 - Так, что Никон едва не скончался – бунтовщики пришли в ярость, когда он защитил воеводу и предал их анафеме, они избили его до «полусмерти», с трудом Никон отслужил литургию.
16 - «Ещё служит!?» – мятежники были поражены силе духа Никона, испугались, что будет расплата за содеянное, т.к. царские войска подходили к городу.
17 - «Одного я казнить лишь изволю!» – смертной казни подвергся один из зачинщиков бунта.
18 - Его мнение царь принимает – «Никон говорил, что учреждение монастырского приказа противно канонам, и настаивал на его уничтожении». (Знаменский П. В.)
19 - Он Филиппа… – в 1652 г. Никон отправился на Соловки, за мощами митрополита Филиппа.
20 - Жизнь земную Иосиф оставил – 15 апреля 1652 г. скончался патриарх Иосиф.
21 - Никон, стал царю очень близок – без патриарха в то время ничего в государстве не решалось, как в своё время при Филарете. С 1654 г. по 1655 г. управлял государством по случаю отъезда царя к войску из-за войны с Польшей. Царь удостоил его титула «Великого государя», за спасение семьи от моровой язвы, вспыхнувшей в стране, перевозил её с места на место, где не было заражённых мест.
22 - Те кто ратовал за старину – среди староверов был духовник царя Стефан Вонифатьев, протопопы Иоанн, Неронов и знаменитый Аввакум…
23 - Монастырская жизнь поднималась – т.е. в тот период очень много строилось Никоном монастырей: Иверский, Крестный, Новый Иерусалим, Воскресенский, которым царь давал богатые вотчины.
24 - …но царю отказали – война со шведами, которую вёл царь по совету патриарха, привела к оскудению казны. Алексей Михайлович обратился к Никону, чтобы помог, выделил часть из монастырских богатств, но получил отказ…
25 - Был царём, ни за что так унижен – произошла размолвка, царь избегал объяснений с Никоном, тот в свою очередь, обидевшись, удалился, желая, чтобы царь сам сделал первый шаг. По приезде царя Теймураза было торжество во дворце, куда Никона не пригласили, этим унизив.
26 - Значит, нужно им было расстаться!? – трещина в отношениях росла, Никон возмущался посягательством государственного правительства на его полномочия и юрисдикцию, что доходы от вотчин переходили в государственную казну, суды рассматривали дела, относившиеся к ведению судов церковных и т.д.
27 - Он покинул Москву… – Никон уехал в Воскресенский монастырь, откуда сообщил, что отрекается от патриаршества и просит во владение три монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный.
28 - Письма гневные шлёт, обвиняет – был раскрыт архив патриарха, Никон в письме к царю обличал его в нарушении тайн, хранившихся в архиве, припомнил все обиды, на что царь тоже обиделся, до этого ещё сокрушаясь, что «тяжко поступил с другом», после письма прекратились попытки сближения.

Используемая иллюстрация: портрет «Патриарх Никон»