Глава I из Книги I - Фаворский Свет

Татьяна Мильде
                «Русский, который в Европе живёт, никогда не
                забудет свой дом".
                Из песни студентов города Калининграда
                на КВН в Сочи    –   26 февраля 2017 года

                «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое
                Воскресение Твоё славим».
                Кондак (церковное песнопение) праздника
                Воздвижения Креста Господня

                «Господи, сделай так чтобы моя воля не
                перебила Твою!».
                Краткая молитва               
               
   

                Из цикла    Фаворское Преображение


                Литературный, исторический, документальный и
                автобиографический, православный ЭПОС в трёх
                книгах

                По благословению Его Святейшества Патриарха
                Иерусалимского и всея Палестины Феофила III
                Святая Земля - Иерусалим
                Резиденция Патриарха
                1 августа 2012 года.

                С любовью и благодарностью за помощь в
                работе над эпосом моей дочери – Натали Кушаковской


                „Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?“ -
                Слово Иоаана Златоуста "На Святую Пасху"
               
                Книга I - Фаворский Свет

                Памяти моей дорогой мамочки –
                Пащенко Валентины Владимировны,
                урождённой Черновой, посвящаю.


                «Познай где Свет и тогда поймёшь где тьма».
                Иисус Христос
               
                «Никто не поднялся на ту высоту познания души
                на которую поднялся Он».
                Николай Васильевич Гоголь

                «Источником светлой радости является Бог"
                Патриарх Московский и всея Руси
                Кирилл

                Глава – I

                «Встаньте и не бойтесь!»
                Иисус Христос
                на Святой Горе Фаворе

        Есть в Православии очень нежный и ясный праздник Преображение Господне, несущий в себе благодать умиротворения и одновременно ликующую радость. Церковное празднование Преображения Господня связано с событием из земной жизни Сына Божиего – явления Иисусом Христом Света Божественной Славы во время Его Преображения на горе Фаворе в Древней Палестине. На территориях восточных славян в народном обиходе праздник называется Яблочным Спасом и широко отмечается ежегодно православными верующими 19 августа, с традицией принесения в храмы плодов нового урожая, и прежде всего яблок.

        В начале 2-го тысячелетии до новой эры в Древней Палестине возникла наиболее ранняя монотеистическая религия Иудаизм распространившаяся в основном среди евреев. Созданная иудеями в период с 1200 года до 100 года до новой эры Иудейская Ветхозаветная Церковь на основании иудейских текстов – летописей или хроник, от греческого – chronika, и древнейших пророческих сочинений, вместе составивших 3 больших цикла Ветхого Завета – мистического договора или союза с Богом, предписывала строгим правилом всем своим приверженцам посвящать Единому Богу – Творцу всего видимого и невидимого первые созревшие земные плоды, остававшиеся затем в удел священнослужителям. Данный обычай уходил корнями к эпохе появления земледелия и возникновения у древних народов культов благодарения за урожай своим богам.

        Хотя в христианских книгах, вошедших в Новый Завет, нет заповеди посвящения Богу плодов нового урожая, первые иудо-христиане Древней Палестины, а от них и первые христиане из язычников Средиземноморья и передней Азии, с середины I века от Рождества Христова воздавали хвалу земле, испрашивая Божьего благословения её плодородию.
 
        Виноградную лозу относят в число первых земледельческих культур на земле. 9-й потомок в роду от 1-го человека Адама, библейский герой, древнееврейский Патриарх и праведник Ной, живший, согласно Ветхому Завету, во времена «Божьей кары», ниспосланной на человечество за грехи в виде Всемирного Потопа, спасшийся в ковчеге с семьёй и с парой «от всякой плоти», считается основателем виноградарства и виноделия, а одним из первых христианских символов Света, указанного Cамим Сыном Божиим Господом Иисусом Христом, стал виноград, созревающий к концу августа во многих странах Средиземноморья и на Балканах, где до наших дней в государстве Болгарии сохранился наидревнейший сорт - Памид, 5-6-тысячелетнего возраста.

        В дохристианские времена нравственной жизнью народов руководили пророки и законы. И хотя законы, данные Богом-Отцом, остались важнейшими для людей, настали дни когда они перестали действовать. Необходима была новая помощь Бога, а Пророки давно говорили о пришествии Мессии-Спасителя. Свершились предсказания, Он пришёл в образе Бого-Человека и, поддерживаемый Богом-Отцом и Святым Духом, указал дальнейший путь по которому должно идти человечество во имя своего спасения.

        На высокой палестинской горе, не названной в Святом Писании и потому, в эпоху Раннего Христианства условно принятой Новозаветной - Вселенской Христианской Церковью за Святую Гору Фавор, Сын Божий Спаситель Иисус Христос свершил выдающееся открытие - сердца и души людей может спасти прежде всего Свет духовного преображения и возрождения. Преображение грешного человечества программа Бога. Русская Православная Церковь в начале III-го тысячелетия дала определение Преображению: «Преображение это принятие нравственной концепции общества. Без преображения не будет совершенствования и спасения».

        Трубы Ангелов по Апостолу-Евангелисту Иоанну - Иоанну Богослову будут будить мёртвых и живых к их преображению к новой жизни. С приходом Христианства на Русь трубы Ангелов олицетворяли стремление и зарождение новой жизни.

        Канонические, то есть признанные Церковью, христианские свидетельства об Иисусе Христе собраны в Новом Завете, в состав которого входит главная книга Христианства, которую Сын Божий назвал Радостной, или Благой, то есть Хорошей Вестью», от греческого «Eyaggelion» – Евангелие.

        Церковный праздник Преображение Господне считается великим двунадесятым православным праздником, то есть одним из двенадцати особо почитаемых Православной Церковью. Имеющий бездонную глубину мудрости и познания он введен в церковный календарь около IV века от Рождества Христова и связан с Преображением Иисуса Христа в Свете Божества на Святой Горе Фаворе в Древней Палестине, о чём рассказывают первые 3 из 4-х уникальных общепринятых Священных книг – канонических Евангелий Нового Завета, написанных в I веке, ранее 70 года по 75 год - Апостолами-Евангелистами: от Матфея, от Марка и от Луки, чьи Евангелия с наиболее важными источниками информации о жизнеописании и деяниях Христа называются ещё «синоптическими», то есть близкими по содержанию, от греческого слова «sunopsis» – «синопсис» означающее обозрение или сводное, получившееся в результате сложения, книжное изложение чего-то, иными словами представляющее параллельный обзор исторических источников.
 
        Евангелия от Апостолов Матфея, Марка и Иоанна хронологии Евангельских событий не придерживаются и только Апостол Лука в своём Евангелии старался максимально воссоздать хронологию жизни Иисуса Христа.

        Событие Преображения Господа «на горе высокой» отражено в Евангелии от Матфея в XVII главе, с 1-го по 8-й стих, в Евангелии от Апостола и Евангелиста Марка Преображение Иисуса представлено «на горе высокой» в IX главе, с 1-го по 8-й стих, а в Евангелии от Луки  Преображение Христа «на горе» описывается в IX главе, с 28-го по 36-й стих.
 
        Накануне Пришествия в Мир Спасителя был великий духовный кризис и избавление от рабства грехов не давало ни одно учение. Мир грехопадения был не тем миром, который создал Бог-Отец. С Рождеством Бого-Человека Иисуса Христа Бог и человек стали вместе и с этого времени начался отсчёт нового времени. Бог - Всеобъемлющий Смысл и Христова Добрая и Радостная Благая Весть наполнила жизнь людей и дала им вечность. Среди православных церковных песен в Рождественскую ночь исполняется «Херувимская песнь» со словами: «Отложим попечения житейские чтобы встретить Господа!».

        Сам Иисус Христос, олицетворяющий человеческий идеал, Свои высокие моральные и нравственные воззрения и проповеди не записывал, этот великий подвиг совершили Апостолы, от греческого слова «apostolos» - «посланник, посол». Наиранние и содержательные повествования о жизни, смерти и деяниях Сына Божиего Спасителя Иисуса Христа это творения Его 2-х учеников от 12 ближайших: Апостолов-Евангелистов Матфея и Иоанна, и – 2-х учеников этих учеников: Апостолов-Евангелистов Марка и Луки. Их 4 Евангелия воспроизвели Учение Иисуса Христа и стали основополагающими среди 27 Священных книг Нового Завета, который являет собой 2-й, канонизированный (от греческого «kanoniz;» – «узаконяю») в Христианстве отдел Священных писаний, или Собрания книг Пророков и Святых Апостолов в Библии, с греческого языка – «Biblia» - «книги», самой распространённой в Мире книги, изданной к началу XXI столетия в количестве более 6 миллиардов экземпляров. Библия создана по вдохновению и откровению Святого Духа, через избранных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами, первые 82 из которых были непосредственными учениками Христа во время Его Земной Жизни. Иисус сначала определил их в числе 12, а позже выбрал ещё 70 и возвёл в статус Своих Апостолов, избранных Им для благовестия Миру Его Учения - «Благой Вести» - Евангелия о спасении человечества и наступлении на Земле Царства Божия, Царства Небесного, а оно начинается на Земле для тех кто следует за Господом.
 
        В Евангелии нет ни одного ложного слова. Традиционно в православных церквях и храмах на книжной обложке суммарного Святого Писания - Евангелия - изображены её 4 автора Апостола – Евангелиста, по углам, и Христос в центре. Наиболее позднее из 4-х канонических Евангелий: Евангелие от Иоанна написано около 100 года новой эры и повествование в нём в значительной мере идёт о Вероучении Христа, не фокусируясь на ряде конкретных событий в Жизни Иисуса, в том числе и Преображении Господнем. «Читая Евангелие нужно понимать с Кем мы начинаем общаться. Через чтение Евангелия мы приобретаем, вступая в общение с Богом, Божественную Благодать» - писал в 1-й половине XIV века Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (Фессалоникийский).

        «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике. Библия всемирна. Вот единственная книга в Мире: в ней всё есть» - писал гений русской поэзии и литературы Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).

        Святой Равноапостольный князь Киевский Владимир I Святославович (?-1015) выбрал для народа Киевской Руси Христианскую Православную веру греков и с ней православную судьбу Русской Земли. Великая личность Руси (Южной и Северной) князь Владимир I Святославович совершил исторический поворот русичей к свету Христианства от тьмы язычества, с его идолопоклонством, многобожием – «политеизмом», суеверием – ложным верованием, бездуховностью, первобытными обрядами и жестокими кровавыми жертвоприношениями. Креститель Руси отмечал с особой торжественностью два праздника: 1-й - Преображение Господне, в этот день он крестился в древне-греческом городе (полисе) Херсонесе на Крымском полуострове, в его прибрежной полосе называвшейся в древности Тавридой, и 2-й праздник – Успение Пресвятой Богородицы – в этот день он крестил киевлян в притоке Днепра реке Почайне. Изменив после крещения личную жизнь своим преображением князь Владимир I освятил жизнь и обратил в Христианство русские ветви будущих народов 3-х стран и потому назван  Равноапостольным и канонизирован в Святые Православной Церковью на землях России, Украины и Белоруси.
 
        Церковь играет объединяющую роль для всего Христианского Мира, единство которого возможно только во Христе Воскресшем. Русская Православная Церковь, которую её приверженцы считают «Земным небом», возникла в строгом соответствии с Греческой Православной Церковью, но является  также отдельной Автокефальной Церковью, от греческого слова «auto» - «сам» и «kephale» – «голова», и частью Единой Святой Соборной Православной Церкви, называемой ещё Восточной Христианской Церковью, Восточно-Кафолической и Вселенской Православной Церковью, в составе мировой религии - Христианства. Входящая во Вселенскую Церковь каждая отдельная Автокефальная (Поместная) Церковь обладает полнотой власти как и вся Церковь, которая получила свободу от государства при императоре, с 306 года, (латинское Imperator – повелитель) Восточной Римской империи – Византийской империи (Византии) Святом Равноапостольном Константине I Великом  (Constantinus) (около 285-337)
 
        На начало XXI столетия признаны Автокефальными 15 Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии и Православная Церковь Америки.
 
        Внутри Автокефальных Церквей могут быть, с единением в Патриархате, Автономные самостоятельные Церкви как, например, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. В связи со сложившемся в 1992 году расколом в Украинской Православной Церкви и образованим 3-х Церквей, все 15 Автокефальных Церквей Вселенской Православной Церкви подтвердили в 2017 году на этот счёт своё единое мнение, что на Украине только одна каноническая Украинская Церковь Московского Патриархата во главе с избранным 17 августа 2014 года Митрополитом Онуфрием  (в миру Орест Владимирович Березовский), с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а все остальные Церкви раскольные.

        В Православных Поместных Церквях может существовать административный церковный округ, объединяющий иногда несколько епархий и пользующихся определённой самостоятельностью, называющейся Экзархатом, во главе которого назначается Патриархом подчинённый ему епископ (архиерей) – экзарх, с греческого «глава, наместник» (Экзархат Белоруси, Экзархат Армении).

        После падения Российской империи и революций Февральской и Октябрьской 1917 года возникла в 1917-1918 годах Русская Православная Церковь за границей (за рубежом) – Зарубежная Церковь, основанная иерархами РПЦ, оказавшимися в эмиграции. В 1921 году произошёл так называемый Карловацкий раскол Русской Православной Церкви. С 1927 года, после принятия в России Декларации митрополита Сергия и по 2007 год Зарубежная Церковь, называемая ещё после раскола – Карловацкой Церковью, не поддерживала отношений с РПЦ и не была признана ни одной Поместной Церковью. С 1989 года Зарубежная Церковь уже имела свои приходы и на территории России, а в начале 2007 года в центре Русской Православной Церкви  Зарубежом в городе Нью-Йорке состоялся Знаменский Собор принявший решение объединения с РПЦ Московского Патриархата. Положил началу объединения Президент России Владимир Владимирович Путин, встретившийся перед этим в Америке в Нью-Йорке со священниками РПЦ на Западе. В мае 2007 года состоялось в Москве в Храме Христа Спасителя каноническое общение и единение РПЦ Московского Патриархата и РПЦ Зарубежом.
 
        Термин «церковь» встречается в Евангелии Святого Апостола Матфея, написанном до 44 года новой эры. В Евангелиях 3-х других Святых Апостолов-Евангелистов (Марка, Луки и Иоанна Зеведеева (Богослова), созданных в разные периоды I века, термина «церковь» нет.
 
        Само слово «Церковь» взято из греческого языка от слова «Куriaке‘, оiкia“ означая «Божий Дом» или «Дом Господень», а слово «Православная» представляет перевод от греческого «Orthodoxia» - «Ортодоксия», то есть «Правильность» и «Правильное мнение». Греческое слово «orthodoxos» отразилось в ряде европейских языков и означает «правоверный», в смысле последовательный и неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, мировоззрения. Живя с 1992 года в Западной Германии и называя своё вероисповедание одна русская женщина по имени Татьяна, приехавшая из столицы Украины Киева, говорила: «Ich bin Оrtodox!», что в немецкой разговорной речи означает: «Я православная!»

        Из Греции вместе с Православием пришло на Русь и принесение в церковь первых плодов лета для их освящения, а так как виноград произрастает на её землях только в южных районах, он был заменён у восточных славян яблоками – самыми распространёнными фруктами в странах с умеренным климатом.
 
        Русская Православная Церковь предлагает верующим перед употреблением в свою пользу даров пришедшего лета призвать над ними всеосвящающее имя Божие с чувством любви и благодарности к Нему. Подобный укоренившийся обычай совершается православными христианами во многих странах Мира в церковный праздник Преображение Господне, который на Руси в просторечии помимо Яблочного Спаса называют сокращённо Спас – по имени одного из особо любимых именён Господа Бога Иисуса Христа – Спасителя - Спаса, избавившего людей от вечной погибели, возвысившего над своими бестелесными светозарными ближайшими помощниками, вестниками и посланцами Ангельскими Силами, и оказавшего каждому человеку высочайшую милость, дав свободу выбора: делать свою жизнь светлым воплощением Неба на земле и спастись, или пребывая во тьме грехов и страстей прокладывать себе дорогу в ад, в котором отсутствует Божественный Свет и царит вечная тьма, где нет любви и надежды.

        На праздник Преображения Господня 19 августа в православных храмах, церквях и монастырях совершается основная служба в суточном кругу православных Богослужений с вспоминанием всей земной жизни Спасителя – Божественная Литургия Святого Иоанна Златоуста, одного из трёх главных Великих Отцов Православной Церкви, помимо Святителя Василия Великого (330-379), епископа Кесарийского и епископа города Назианза в Малой Азии Святого Григория Богослова, или Святого Григория Назианзина (330-около390, или 335-около394), Константинопольского архиепископа в 380-381 годах, церковного деятеля и мыслителя, греческого поэта и прозаика. Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407) был византийским церковным деятелем cередины IV – начала V столетий, с 398 года архиепископом Константинопольским, обладавшим уникальным и гениальным талантом донесения до любого человека сути Святого Писания, за что и был назван Златоустом через 100 лет после смерти 14 сентября 407 года на Кавказе, куда был сослан в ссылку, где до наших дней дошёл камень от его надгробия, на территории современной Абхазии. Знаменитое «Слово Иоанна Златоуста на Святую Пасху» читается только один раз в году и имеет ещё другое название - «Пасхальное слово».

        Проповедь сказанная на Литургии на любом языке обращена ко всем находящимся в храме. По обыкновению перед началом Литургии  читается тропарь, то есть краткая молитва образу Спаса. В кондаке – церковном песнопении, содержащем краткое описание праздника Преображения поётся словами Христоса: „Поднимитесь ленивые, всегда никнущие долу помыслы души моей, и воспарите на высоту Божественного восхождения...“

        Ежегодно 19 августа в двунадесятый праздник Преображения Господня священник после Литургии обращается к верующим и произносит проповедь о великом предназначении преображения внутреннего духовного мира всякого, имеющего волю человека, по подобию Славы Преображения Господа во имя вечной жизни и счастия всего человечества.

        В конце церковной службы на Праздник Преображения Господня, по-народному Яблочный Спас, в храмах Русской, Украинской и Белорусской Православных Церквей происходит торжество благословения плодов с освящением их особой молитвой и окроплением Святой Водой, то есть крестообразным их обрызгиванием. Приношением в храм в день Яблочного Спаса плодов нового урожая Православная Церковь показывает, что всё должно быть освящено Богом и Им благославленно.

        Среди освящаемых 19 августа на Спас фруктов на Украине, также как и в России и в Белоруси, наиважнейшее место занимают яблоки, чьи летние сорта поспевают к этому времени. В украшенных блюдах, корзинах, вазах, или просто в белых платочках приносятся они в церковь. Существует поверие, что освящённые дары природы, вобрав в себя Божественный Свет, очищают грехи и начинают обладать силой дающей здоровье, благодать и веселие каждому вместе с благополучием в его доме. По завершению Богослужения люди угощают окроплёными фруктами друг-друга и служителей церкви и обязательно съедают сами хотя бы по одному яблочку, а остальное уносят своим семьям, друзьям, соседям и хорошим знакомым, неся всем радостную встречу с Богом Света и надежду на Всеобщее Преображение.
 
        В селе Поповка Хорольского района Полтавской области Восточной Украины именно яблокам отведена издавна особая роль на свято Преображення Господнє*, по народно-разговорному украинскому языку Яблучний Спас*, или просто Спас, на русском языке – праздник Преображение Господне, Яблочный Спас или Спас, отмечаемый православными украинцами 19 серпня*, то есть 19 августа.

          Благодатная знаменитая своими уникальными чернозёмами Полтавская земля и умеренный климат с чётко очерченными временами года издавна приносили богатейшие урожаи яблок. Татьяна с детства помнила их наиболее распространённые на Полтавщине сорта: нежный и самый ранний по срокам созревания из летних, в свежем виде сохраняющийся до двух недель, сладковато-кисловатого вкуса великолепный Белый Налив, каждое яблочко его как-бы сотворено из тончайшего молочно-перламутрового фарфора, а кожица тонка и прозрачна; небольшие с красными бочками очень сочные и одни из лучших осенних – яблоки сорта Пепенка, которые полтавские селянки любили квасить в течении сорока дней в сладко-солёной воде из мёда и соли с добавлением ржаной муки, листьев вишни и чёрной смородины; слегка приплюснутые зеленовато-салатные сочные яблоки сорта Семиренка, выведенные на Украине в конце XIX века; ещё Татьяна вспоминала незабываемые наливные яблоки осеннего сорта Данешта, с необыкновенно душистым, приятным ароматом; а также зеленовато-жёлтого цвета крупные кисло-сладкие яблоки старинного зимнего сорта Антоновка – твёрдые, ядрёные, пахучие, брызжущие своей влагой и энергией и хорошо сохраняющиееся до весны в погребах; и ещё зимнего обильно урожайного сорта Джонатан со сладкими лёжкими, то есть выдерживающие долгое хранение, плодами средней величины; и, наконец, яблоки, признанного лучшим из всех других сортов яблок по аромату и вкусу, зимнего сорта Белый или Снежный Кальвиль, который каким-то образом стали называть в обиходе на Украине Снежный Кальвин. Занесенные в сiни*, на русском языке сени, – помещение  из которого расходятся двери во все комнаты, и оставленные в углу неподалёку от порога украинского дома называемого хатой*, в мешках из конопли или кошёлках из рогоза, плетёных вручную, яблоки издавали неповторимый свежий вкуснейший аромат, на целый год впитывавшийся в мазанные глиной стены.

          По Православной вере раньше Спаса яблоки не принято было есть. В соответствии с требованиями Православной веры дары нового урожая употреблялись со дня праздника Преображения Господня три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. Особенно строго должны были соблюдать такое обязывающее положение монахи. Юная Таня не знала всего этого так как в селе Поповка Хорольского района Полтавской области Украинской Советской Социалистической республики, сокращённо – УССР, 50-х – 60-х годов ХХ столетия яблоки елись селянами начиная со дня Яблочного Спаса ежедневно.

        С 1947 года и вплоть до 1965 года, выпавших на детство и юность Татьяны, каждое лето она проводила на Полтавщине у своего украинского дедушки, по папе. Её отец был советским офицером пограничником и основные годы своей службы, до переезда в Киев весной 1965 года, провёл на крайних северных и северо-западных границах Советского Союза, но по установившейся традиции на протяжении более двух десятков лет Татьянина семья ежегодно спешила с середины июля, во время папиного отпуска, на его родину в Поповку, чтобы непременно 19 августа праздновать главный храмовой праздник этого украинского села Яблучний Спас, на который в каждую хату собирались отовсюду многочисленные родственники и гости. В конце августа вместе с родителями и младшим братом Серёжей Таня возвращалась назад к месту службы папы. Разве можно было тогда предположить, что неожиданный будущий внезапный поворот в её судьбе в конце августа 2001 года, в виде начала масштабного писательского труда на тему «Преображение Господне», после посещения Поповки на Спас с мамой и дочерью в память о давно покинуших этот Свет дедушки и папы, предопределили в далёком Татьянином детстве небольшие обычные три колокола маленькой православной церквушки на имя Спаса Преображения, стоявшей в центре украинского села Поповки, в которой 19 августа 1947 года на Яблочный Спас крестили по православному обряду 11-месячную Таню, названную так её папой-украинцем в честь героини романа гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - Татьяны Лариной. Звон тех колоколов в дни православного церковного праздника Преображения Господня, оставивший на всю жизнь незабываемый волнующий и многозначащий трепет в Татьяниной душе, упрятанный далеко в недрах её памяти, окружённый чудесными добрыми воспоминаниями, вдруг чуть-ли не через пол века, во время её жизни в Западной Германии, в городе Оффенбахе-на-Майне, после гибели в автомобильной катастрофе неподалёку от Киева вблизи украинской речки Трубеж 1 августа 1993 года единственного младшего брата и оставшаяся одна со 100%  инвалидом мамой, после похорон Серёжи, и 70% инвалидом дочерью, после тяжёлой аварии за полтора месяца до гибели Серёжи, однажды явился точкой опоры и повлёк за собой в иные сферы, измерения, осознания, понятия, открывших познание, что у Божественного Провидения свой замысел который нам предвидеть не дано, что Промысл Божий он у каждого человека, но всегда предполагает ответственность, а лучшее средство для спокойствия сердца – работа ума.