Верлибр

Ольга Альтовская
Я ужасно не люблю спорить. Особенно с людьми, которых считаю умнее и просвещённее меня. Если не соглашаюсь с аргументами, то тихо отползаю, не споря. Не раз случалось – меня переубеждали, подчёркивая мою необразованность и убогость мышления. Но в одном своём заблуждении я могла стоять на своём насмерть. Это – верлибр.

Когда друзья сказали, что верлибр – это стихотворение, моя музыкальная консервативная душа возмутилась до предела. Как такое возможно? Без рифмы! Без ритма, без чётко обозначенной формы! Никаких правил! И чем же тогда без всего этого верлибр отличается от прозы? Для меня детский стишок «Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье» был бОльшим поэтическим произведением, чем любой верлибр. В нём была рифма. Или вот эти строчки, с которых я начала писать свои стихи: «Уложив небеса в позолоту, Дремлет осень на пене тумана» - тоже могут быть строчками стихотворения: в них есть чёткий ритм. Но верлибр?!

Мои оппоненты приводили примеры, читали тексты – но они мной не воспринимались. Я жила с этим заблуждением, пока однажды не прочла у Блока «Она пришла с мороза». И вдруг, непонятно от чего, мне стало так радостно и весело, что и не передать! Я ощутила и запах духов, и свежесть юной особы, посетившей поэта, и его притворную досаду, и искреннее желание расцеловать это юное непосредственное
создание. Ах, как хорошо! Как светло и чисто! Я вдруг поняла, что мне верлибры надо читать глазами. Только так я могу уловить все нюансы, все оттенки повествования, проникнуть в мысли и чувства автора.

Вдруг пришло понимание, что верлибр – это очень личное, присущее только этому поэту состояние и чувство, переданное посредством простых, нерифмованных строчек. Я стала читать верлибры и часто ощущала волнение, похожее на то, которое испытывала при чтении Паустовского. Какие-то особые вибрации возникали в душе от слов о самом обычном и простом. И слёзы наворачивались… Я вдруг открыла, что в верлибре есть образы – неожиданные, яркие. И мысль – нетривиальная, часто выстреливающая в самом конце. Как в стихотворении Геннадия Алексеева:

Хочется, хочется...
мало ли чего хочется?
хочется сказать:
да будьте вы прокляты!
но я говорю:
да простит вас бог!

В верлибре нет банальности. Это – его особенность. И ещё: оказалось важным, как оформлен текст. Там нет случайностей. Всё подчинено замыслу автора: знаки, длина и перенос строки, ударение в словах, фонетика. Когда всё это легло в моё сознание, я поняла, как была неправа.

Верлибр – это стихотворение. И тогда захотелось попробовать написать что-нибудь своё.

Как первые шаги в этом жанре были трудны! В голове со скрипом вертелись, как несмазанные шестерёнки, слова и мысли. Я заваливалась в рифмы и в ритм. Но как этот опыт был интересен! Своей необычностью, новизной и неожиданным результатом. Потом я вошла во вкус, поняв, что меня ничто не сдерживает: излагай, фантазируй, твори! К чёрту рифму! Долой стереотипы!

Вот теперь я с нетерпением жду очередной темы на нашем сайте, чтобы было от чего мысли оттолкнуться. И, возможно, напишется что-нибудь стоящее. В любом случае мне будет интересно!