За что Самсон льву пасть порвал

Феликс Сромин
   Говоря возвышенным языком, если сравнивать Петербург с бриллиантом, то Петергоф это одна из жемчужен, обрамляющих его. Во всём мире нет больше такого места, где бы находился подобный компактный комплекс фонтанов классического типа, в сочетании с прекрасными дворцами и парком, видом на море и каналом из него, разрезающим сей парк и доходящим до самого дворца.
 
   Когда Пётр I, путешествуя по Европе, побывал в Версале, то дворец, парк и, главное, фонтаны произвели на него сильное впечатление. И он решил, что сделает у себя подобное, да ещё лучше. И он сделал это.

   По моему личному мнению, Петергоф превосходит Версаль по многим показателям. (По поводу личного мнения – прошу учесть, что Петергоф я исходил вдоль и поперёк, начиная ещё с послевоенного восстановления, а о Версале могу судить только по интернетовским описаниям). Перехожу к упомянутым показателям.
    
   Петергофский фонтанный комплекс расположен с естественным источником воды на разных высотах (приблизительно в 20 м) и работает по физическому принципу «сообщающихся сосудов», без использования насосов. Равнинный же Версаль требует для работы своих фонтанов сложной насосной системы. Поэтому у экономных французов фонтаны работают только в отдельные праздничные дни, а в Петергофе каждый летний день с утра до ночи.
   
   Такого красивейшего «Большого каскада», как в Петергофе, нет нигде, в т.ч. и в Версале. Нет там и любимых детьми петергофских фонтанов-шутих. А когда стоишь в Нижнем парке на набережной Финского залива, и волны бьются о гранитный парапет, создаётся впечатление, что ты плывёшь на корабле в океане.
 
   Я не буду рассказывать обо всех фонтанах Петергофа, они прекрасны, и имеют свои интересные истории, многократно описанные в различных источниках и рассказанные многочисленными гидами.

   Я перейду к главному петергофскому фонтану под названием «Самсон». Он изображает богатыря разрывающего пасть льва, из которой изрыгается самая высокая, из всех 150 фонтанов Петергофа, струя воды высотой порядка 20 метров. По многочисленным объяснениям эта композиция аллегорически отображает победу России, стремящейся к выходу в Балтийское море, над Швецией, старающейся не пустить её туда. Соответственно, богатырь Самсон аллегорически отображает Россию, свирепый лев – Швецию, фонтанная струя воды – Балтийское море.

   Кто же такой этот Самсон, взятый в качестве прообраза в данной композиции? Это легендарный библейский ветхозаветный древнееврейский герой, жизнь и подвиги которого описаны в Библии, в Ветхом завете, в Книге судей, почитаемыми всеми тремя монистическими религиями: иудейской, христианской и мусульманской.
 
   Жил этот герой очень давно, более чем за тысячу лет до н.э., на территории современного Израиля. В то время жили там разные и уже исчезнувшие древние народы. Жили там и древние евреи, приведенные из египетского плена Иисусом Навином. У евреев тогда ещё не было создано единого государства, возглавляемого царём, и управлялись они наиболее уважаемыми и авторитетными людьми – судьями, действующими как бы по воле Бога.

   Одним из таких судей и был Самсон. Когда он родился, свыше было провозглашено, что он является «назареем», т.е. посвященным Богу, и предназначен для защиты своего народа и борьбы с его врагами. Самсон действительно совершил в своей жизни много подвигов. Он обладал огромной силой и мог один справиться с тысячью врагов. Правда, для сохранения такой силы он должен был носить длинные волосы, не стричь их коротко. Я не буду распространяться обо всех его подвигах, а остановлюсь на одном, ставшим темой для создания фонтана «Самсон».

   Самсон был красивым мужчиной, пользующимся успехом у женщин, да и сам был довольно влюбчивым человеком. И понравилась ему женщина, причем из чужого племени, путь к которой лежал через пустыню, в которой водились дикие звери. Но не испугался он и направился через эту пустыню к своей любимой. И встал на его пути огромный лев, и набросился на него. Но, как сказано в Библии: - «И сошел на него (Самсона) Дух Господень, и он растерзал льва, как козлёнка».

   Многие великие художники использовали этот библейский эпизод в своих произведениях. Борьбу Самсона со львом изобразили в своих картинах Дюрер, Кранах, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Дали и др. (В данной статье я представил репродукции лишь нескольких из этих картин). Вообще, этому и другим подвигам Самсона посвящены многие произведения литературы, изобразительного и музыкального искусства.

   Точного объяснения почему тема борьбы Самсона со львом взята для главного фонтана Петергофа в исторической литературе нет. При жизни Петра такой скульптуры выполнить не успели. Первая скульптурная композиция этого фонтана была создана  итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли. Выполнена она была из легкоплавкого и мягкого металла - свинца, поэтому прослужила недолго. Изображение её не сохранилось, но по описаниям Самсон в ней был изображен в библейском варианте, с длинными волосами, бородой и в плаще, как и в классических картинах художников.

  Следующая скульптура фонтана была создана русским скульптором Михаилом Ивановичем Козловским и приурочена к 25-летию победы России над Швецией. В своей композиции автор, оставив основную идею борьбы богатыря со львом, отошёл от принятого библейского отображения Самсона. Он изобразил его без одежды и бороды, и с короткой прической. Было ли это дань античной моде или недостаточное знание Библии, неизвестно. В этот раз композиция была отлита из бронзы и позолочена.

   Бронзовая скульптура была более прочной и простояла до начала ВОВ. Во время войны в Петергофе были немцы, и «Самсон», как многие другие фонтанные скульптуры, был уничтожен или увезён ими. После окончания войны, по имеющимся эскизам и фото, «Самсон» был восстановлен советскими скульпторами, и красуется до сих пор.

   Таким образом, доподлинно установлено, что идея главного фонтана Петергофа заключается в победе России над Швецией, позволившей России выйти к Балтийскому морю. Но, точно неизвестно почему для этого выбран подвиг библейского Самсона. Я попробую рассмотреть возможные причины этого выбора.
 
   Петергофский фонтанный комплекс задуман, в определенной степени, как аналог соответствующему комплексу Версаля. Олицетворением Версаля принят Аполлон – греко-римское божество света, символизирующее Солнце. Да и самого короля Людовика XIV, при котором возводился Версаль, называли «король-солнце». Имя библейского героя Самсона, в переводе с иврита, означает «солнечный». Просматривается аналогия этих двух имён.
 
   Самсон, вопреки мнению своего сообщества, полюбил женщину из другого племени, и преодолел сопротивление льва, чтобы попасть к ней. Пётр I также полюбил женщину из другого, более низкого сословия, и ему пришлось преодолеть значительное неприятие своего окружения, чтобы жениться на ней.

   И ещё может быть, в противовес утонченному западному королю Франции, выбравшему символом нежного Аполлона, в России, более восточной стране, в противовес этому был принят образ мужественного библейского героя Самсона.

   В связи с последним замечанием, хочу отметить, что, когда Пётр I с Большим посольством был в Европе, Людовик XIV отказался принять молодого русского царя, мотивируя это недостаточным уровнем его по отношению к себе.  Уже позже, после смерти этого короля, возмужалый и победоносный Пётр I был принят с почётом малолетним французским королём Людовиком XV. При этой их встрече произошла неординарная и напугавшая многих сценка. Двухметровый русский царь, неожиданно для всех, поднял на вытянутых руках восьмилетнего французского короля, поцеловал его и опустил на землю. Говорили, что он предполагал в будущем женить этого мальчика на своей младшей дочери Елизавете, но эта женитьба не состоялась, в основном, из-за ранней смерти Петра. Думаю, что Елизавета не прогадала – вместо зависимой французской королевы она стала всесильной русской императрицей.
 
   Вот такова краткая история Самсона – фонтана и человека. Кто знает, может быть  свыше был задуман его подвиг, чтобы через много веков воплотиться в самом величественном фонтане Петергофа.Так что не зря Самсон льву пасть порвал.