Плюсы и минусы условного рефлекса животного

Евгений Радомысельский
Наша кошка Капа (Капиталина, родная дочка серой Клеопатры) очень капризна в еде. Немного постоит сухой корм в мисочки, так ни за что есть не станет.

А мы с внучкой как-то однажды посмотрели 96 серию «Шпинат, шоколад и условный рефлекс» из замечательного сериала «Борбоскины».

Его Продюсер – Боярский, Александр Ионович (генеральный директор студии анимационного кино «Мельница», советский и российский мультипликационный продюсер, сценарист, режиссёр, а также актёр озвучания, певец, бас-гитарист, звукорежиссёр, композитор и поэт-песенник. Не путать с популярным актёром Михаилом Сергеевичем Боярским, который играл Д’Артаньяна); а режиссёры, авторы, аниматоры... большой и дружный коллектив.

Там в серии пёсик Дружок отказывался есть салат, чем очень расстраивал маму этого собачьего семейства. Так умный щенок Гена предложил обучить Дружка есть салат по методу Павлова (при помощи выработанного условного рефлекса на любой звонок).  Рефлекс Дружка Гена закрепил. Дружок стал есть салат. Но звон любого звонка в их квартире возбуждал аппетит Дружка и он бросался очищать холодильник. Пришлось его переучивать.

– А, ведь здорово  придумано. – подумал я. – Вот бы так нашу Капиталину так обучить кушать. Тогда бы она не стала привередничать, и ела тот же корм, что и её мама, Клёпа.

Подумано, сделано. Когда Капа ест (когда наконец-то ест), то я её  глажу. Так потихоньку выработал у нею условный рефлекс на еду.

Но у каждого рефлекса есть побочный эффект. У Дружка он проявлялся в повышенном аппетите на звонок, а у Капы на моё присутствие при её трапезе. Т.е. когда у неё появлялся аппетит, то она приходит и трётся об меня или тычется в меня своим мокрым носом.

Всё бы ничего, да Капа обладает скверным характером. Чуть что, она пускает в ход зубы. Так однажды моя нога вылезла из под одеяла (дело было ранним утром). Это стало поводом Капе вцепиться в неё зубами. Укус не страшен, страшно заражение, которое его сопровождает. Если ранку сражу же не обработать йодом, то начнётся серьёзное воспаление, которое придётся долго лечить (К сожалению, это проявление кошачьих зубов неоднократно мной проверено на себе).

Однажды весной Капа стала ластиться к жене. Ирочка стала её гладить. А Капа, видимо решила, что её разводят и ... прокусила, чуть ли не насквозь руку Ирочки своими клыками. Рана была глубокая и рваная. С этого события Ира решила Капу близко к себе не подпускать.

И сейчас, Капа приходит ко мне, чтобы я её проводил к её полной миски. Без этого, ну никак ей нельзя.

Так что условные рефлексы иногда полезны, но могут иметь опасные побочные эффекты. Это следует помнить, когда имеешь дело с таким домашним хищником, как кошка.