Восток 3 часть

Рушана Лопушанская
Когда после долгого отсутствия Гуля вышла на работу, Оксана с трудом узнала свою подругу. С пухленькой таджикской красавицы, она превратилась в сухонькую женщину, без определенного возраста. Ее потухший взгляд, ни о чем не говорил, и это ее – неприступное молчание, выводило Оксану из равновесия все больше и больше:
- С ума сошла, так себя довести… – ворчала она на подругу. Она давно уже знала все то, что произошло с подругой. Сунотулло все - таки женился. По своей воле или не по своей, теперь это уже не имело никакого значения. Просто в один прекрасный день, он прошел мимо Гули и «не узнал» ее…. Прошел так, как будто бы ее вообще не существовало в природе, как мимо какого - то неодушевленного предмета.
Возможно, «отвернули…», — других версий у подруг Гули на этот счет не было.
… А за Гулю, переживали зря. Через месяц другой, она пришла в себя и стала еще краше, чем была. На удивление всех – она явилась в совершенно ином свете и ее гордый стан, заставлял оборачиваться ни только мужчин. Взгляд взрослой женщины, ей очень шел и теперь уже все гармонировало и подходило к ее внешнему облику и внутреннему миру. То что она повзрослела и душой и телом, это – было очевидно. Не из тех она была, что бы позволять, себя жалеть.
Подруги, наконец – то вздохнули.
- Достанется же кому – то, наша красавица, — шептались они.
… Досталась. Только ни так как подобало бы, такой девушке, как Гульназ.
В один печальный день, когда она отправилась в магазин за покупками, – ее украли. Украли как в старые, дореволюционные времена, — накинув ей на голову льняной мешок и не «размениваясь» на ее крик о помощи. Долгую ночь искали родители Гулю по всем улицам и темным закоулкам, а к утру обессилив, оплакивали, не надеясь ее отыскать.
… А с восходом солнца…, — у Гули был выбор. Она могла собраться и уйти в родительский дом, задерживать ее никто бы не стал. Только со своим уходом, — она бы обрекла себя и весь свой род на позор, навсегда распрощавшись с честью, — остаться честной девушкой. После всего этого, шансов выйти замуж – равнялись бы нулю, и за ней следовал бы шлейф титула безбрачия. Хотя надо отметить и то, что новоиспеченный жених, не стал бы обижать девушку до свадьбы. От того, что она просто провела ночь в доме у мужчины, – означало бы – что она порочна.
- Какая дикость, какие законы и нравы, — плакала Оксана, над судьбой подруги.
Разум и на этот раз победил Гулю, сохранив ее от скоропалительных шагов и поворотов судьбы. И этот удар, – она приняла как божий дар, не проронив и единого звука. Она одна держалась безропотно, и при этом еще и достойно, принимая свою судьбу именно так, как подобает мудрой и воспитанной девушке Востока. Воля старшего поколения для нее и на этот раз, была святее – святых.
В скором времени у молодых состоялся – никох. Оксана ощущала себя зрителем какого – то драматического спектакля и с нетерпением ждала его окончания, не желая признавать действительность.
… Почтенный мулла читал строки Корана, после чего молодых поил какой-то «заговоренной» водой из необычного сосуда, в виде кубка. На голове у Гули было надето семь платков и ко всему этому, молодые были одеты в национальные костюмы. Глядя на эту красочную церемонию Оксана мысленно убеждала себя в том, что все происходящее не сказка, и поверить ей в это, все же – придется. Теперь уже было понятно, что с окончанием этой сцены с муллой и многочисленными приглашенными гостями – исчезнет все то, что связывало их с Гулей. Не будет прогулок по берегу волшебной реки Сырдарьи, чаепитий на кухне у Оксаны, и тихой уютной атмосферы, которую могла создать только Гульназ. Было печально и больно терять все это, — не успев приобрести и не успев насладится. О том что Оксана с ней будут видеться как раньше, не было и речи. Ситуация приобретала другие обороты и это был тот случай, когда жена будет слушаться беспрекословно только своего мужа. С завершением никох, заканчивались и зарывались вглубь, все девичьи мечты и чувства, и предопределялась еще одна судьбинушка – красивой восточной девушки. Дальше уже четко вырисовывалась та грань, которая разделяла прошлое и настоящее.
Оксана впервые в жизни столкнулась с необратимой и сложной ситуацией – потери. Было больно, обидно, и собственное бессилие перед такой мощной безнадежностью что - то изменить, расстраивало до глубины души. Но сознание того что она хотя бы коснулась всего этого, в какой - то мере и утешало. Всего этого в ее жизни могло и не быть, и теперь, оглядываясь назад, Оксана благодарила судьбу за цепь событий и сплетение культурных ценностей – открывшее на многое, ей глаза. Все что связано с Гулей, не могло быть некрасивым, непонятным и «диким». Теперь Оксана четко знала, что любит все это, и принимает всю эту ситуацию - со всей своей душой.
… А на свадьбе у своей подруги, Оксана все же погуляла. Она сидела среди многочисленных приглашенных гостей и ловила каждое мгновение. Церемония проходила в теплой обстановке, и добрые флюиды витали в воздухе, словно успокаивая и обнадеживая молодоженов и гостей. Играла музыка, и тембр этой музыки затрагивал каждый уголок души. Было приятно находиться в этой доброжелательной атмосфере и грусть за любимую подругу, потихоньку исчезал. Жених выглядел довольно счастливым и похоже, боготворил все происходящее. Когда объявили первый танец гостьи, и Оксана услышала свое имя, она на это отреагировала почти что дико, приковав  к себе любопытные взгляды полного зала гостей. Откуда же ей было знать, что честь станцевать для молодоженов первый танец, выпадает далеко не каждому человеку. К счастью, сидящие рядом гости успели нашептать, что это так положено.
Заиграла музыка…
Под взглядами тысячи черных глаз, Оксана растворилась в народном танце. Тело и руки сами двигались в такт восточной музыке, а восхищенные возгласы гостей подбадривали каждое движение. Музыка обволакивала и затягивала в свои сети, и это ощущение, что она дарит этот танец своей самой любимой подруге, одурманивало голову. Боже мой, какое это счастье, и как мудро придумано – дарить танец молодоженам. Разве передашь словами все то, что чувствуешь, и хочешь донести до любимых сердец. Оксана была на седьмом небе, и только что открывшееся для нее новое ощущение, переворачивало сознание. Ушли куда - то все тревоги и переживания и жизнь настолько показалось прекрасной, что захотелось закричать от переизбытка чувств. Со всех сторон, на нее сыпались денежные купюры – как разноцветные конфетти, и все это, завершало сказочное представление. Гуля светилась от счастья и не сдерживая своих эмоций, звонко заливалась над вошедшей в кураж, подругой. Боже мой, какая же она была красивая, как ей шел этот задорный смех. И какое счастье, что Оксана запомнит свою подругу именно такой….
- Мам…, а что было дальше? – сын вероломно вернул Оксану в обычную действительность, куда не очень - то хотелось возвращаться.
- Много чего было. События не заставили себя ждать, началась народная война и люди были вынуждены покидать насиженные места. Все очень переживали, и совсем не хотели уезжать. Но жизнь есть жизнь, она может диктовать свои правила.
- А подруга твоя, как она?
- Вскоре, уже после отъезда в Россию, узнала что у нее родилась дочь. Как я за нее обрадовалась, и как пожалела о том, что меня на тот момент не было рядом, и что не увидела сверкающие счастьем, глаза – своей подруги.
Оксана замолчала. Говорить больше не хотелось, да и сын больше ни о чем не спрашивал. От воспоминаний наступила какая - то душевная благодать и покой. Казалось, что она эту жизнь могла бы прожить еще много раз, и даже бы не устала. Где же теперь, ее любимая Гульназ, как ей там живется, царит ли в ее доме счастье? Хоть бы одним глазком на нее посмотреть…. Она от чистого сердца благодарила восточных путешественников за то, что они вернули ей счастье – воспоминаний.
… Перед глазами Оксаны, как на ладонях, четко представилась вся жизнь подруги Гульназ. Пусть она не видела ее целую вечность, но в ней ничего не могло измениться, если только стала более мудрая, хотя куда еще больше. Оксана ясно представила в своем сознании всю пройденную и не пройденную жизнь подруги. Сейчас она, женщина средних лет, и растет у нее юная и трепетная дочь, умница и красавица, точная копия - ее самой. И так они счастливы, среди этих сказочных гор и цветущих садов, окруженные любовью и пониманием. Тихим голосом наставляет она свою дочь на мир и согласие с собой и с окружающим миром. И все у них хорошо и ладно. И нет счастья больше или меньше, есть они сами, — мудрые, с красивой душой. И живут они со своими ценностями и обычаями в душе, и освещает их путь наполненный смыслом, огромное горячее солнце Востока.