Школа прощай! Без сожаления...

Надежда Аверьянова
          Утро. Просыпаюсь, смотрю на часы и вскакиваю в панике -опоздала!1 сентября, а я проспала! Но тут вдруг приходит понимание, что 1 сентября уже не для меня, мне никуда не надо торопиться. Свобода! Я ,наконец, распрощалась со школой, и я теперь на пенсии. 42 года своей жизни  я рано вставала и в любую погоду шла на автобус, чтобы ехать на работу. И вот впервые никуда не нужно спешить. Ставлю  чайник, пью кофе и решаю для себя вопрос ехать в школу на линейку или нет. Привычка берет верх, и я не спеша собираюсь и выхожу из дома. Отмечаю, что погода прекрасная, солнечная, только вот ветерок холодноват уже по-осеннему, но это не критично.
            Вот и знакомый школьный двор. Вливаюсь в поток учеников и родителей. Большинство здороваются со мной, интересуются, не передумала ли я ,и буду ли работать в этом году. Отвечаю, что нет, не передумала. В самой школе суета, на все стараюсь смотреть глазами постороннего человека. Не все получается . Подходят учителя, интересуются моими ощущениями на пенсии. Я поздравляю их с началом учебного года, они, по привычке, меня. Большинство детей потеряли ко мне всякий интерес – я не их учитель. В целом взгляд со стороны  получился, я никому не была нужна, да и школа у меня уже не вызывала, как прежде, тех трепетных, будоражащих душу чувств.Я была готова к этому. Началась линейка, я ушла, не дожидаясь ее окончания. Уходила с полным пониманием, что сделала правильно. Буду привыкать жить без школы, без этого сумасшествия. Понимаю, что еще долго буду просыпаться так же рано, в холодном поту, от тревожного  ощущения, что опаздываю на работу.
             Многие меня пугали, что выход на пенсию приводит к депрессии. Возможно для некоторых так и есть, если работали в кабинете, на спокойной работе, с посиделками с сослуживцами за чашечкой чая. Они просто не понимают, что может быть иначе. Считают, что учитель работает мало, в 14-15 часов уже дома. Полдня и ты свободен! В общем легкая прогулка, а не работа. Но у меня депрессии не наблюдалось, наоборот, была эйфория и полное ощущение свободы. Кого-то может удивить, что я уже не раз употребила это слово –свобода. Но кто долго проработал в школе много лет, тот меня поймет.
               Всю мою жизнь можно поделить на три практически равные части. Такое ощущение, что я прожила три  разных жизни.  Теперь у меня есть время осмыслить  все это и начать очередной отрезок времени.
Первый этап-это детство и юность: раннее детство, школа, учеба в университете. Я благодарна моим одноклассникам, одногруппникам,  друзьям за это счастливое время, за то, что они остаются рядом до сих пор.
Вторая часть моей жизни прошла в маленьком районном городке .Это были трудное, но счастливое  время, которое пришлось на 80-90 –е годы прошлого столетия. Любовь, семья, работа- это 80-е годы. А потом были те самые 90-е …Разруха в стране, разброд в мыслях, но свобода в работе. Это было время творчества, но и время преодоления трудностей, и даже время борьбы –борьбы за выживание, время страха за своих детей, в период разгула преступности в 90-е. Выручали семья и друзья. Это время педагогических и методических  находок. Именно в этот период я чувствовала наибольшую поддержку своих коллег и даже школьников, моих учеников. Они тоже остаются со мной на связи, по мере возможности, мы стараемся общаться и встречаться. Всегда вспоминаю их с теплотой и любовью.
            Но как это часто бывает, все закончилось в один миг- умер муж. Мне пришлось принять нелегкое решение вернуться на родину и обустраиваться на новом месте. Так начался третий этап. Дочки подросли и поступили в вузы. А я осталась одна…Новая школа, новый педагогический коллектив, все с нуля. Было бы, наверное, легче приживаться, если бы работать просто учителем, но учитывая  большой опыт административной работы, начальник отдела образования назначил сразу заместителем директора по учебной работе. Директриса  восприняла меня в штыки, ей хотелось своего человека, а тут посторонний человек, «черная лошадка». Сейчас тяжело вспоминать то время, когда твоя инициатива подавлялась на корню, все делалось по прямой указке или приказу директора, а я, привыкшая к демократическим подходам в прежней школе, воспринимала это как вмешательство в мою работу. В принципе так это и было, приходилось отчитываться за каждое свое действие. В школе процветало наушничество, каждый мой шаг докладывался директору. Я стала невольной причиной того, что коллектив поделился на две части - тех, кто сразу поддержал меня,  и сторонников директора. Чтобы утвердиться на новом месте, доказать свой профессионализм, ушло полгода. Я с ужасом вспоминаю это время. По сравнению с тем районом , где я жила до этого, попасть назад в бюрократические брежневские времена было шоком. И я не преувеличиваю, все так и было: собрания, бесконечные отчеты, заслушивания о твоей работе, наказание, если что-то не согласовал с директором (инициатива наказуема),постоянная необходимость доказывать свою правоту. Поощрения? Таковых вообще не было. Если в прежней школе за 20 лет работы я доросла до Отличника просвещения, то здесь, за такой же срок, самая высокая награда –это грамота Республиканского комитета профсоюза к моему юбилею, с формулировкой «за защиту прав и интересов педагогов». Каково? Так что я себя смело отношу к тем учителям, о которых мечтают родители – работа не за зарплату или награды, а за идею.
              Подводя итог этому этапу жизни, и оглядываясь назад, могу с грустью сказать, что это этап разочарования, что все ,что ты делал ,ушло в пустоту, как будто и не было этих 20 лет работы: ученики, которым отдавала свои знания, учила проводить исследования, уходили не оглянувшись, не попрощавшись, не сказав "спасибо".Может это нормально? Чем больше отдаешь, тем меньше получаешь в ответ.Ты оказал услугу, кто-то ее получил и вычеркнул тебя за ненадобностью.Контраст между вторым и третьим этапами налицо.
              И вот четвертый и последний этап моей жизни- это свобода во всем. Этап не реализованных возможностей, раскрытие способностей, о которых сама не подозревала. Оказывается, сколько потеряно за годы работы в школе! Только удалившись от суеты в мир деревенской размеренной жизни, в окружении природы, начинаешь ощущать, что жизнь продолжается. И сидя на скамейке во дворе дома, глядя на подступающий к дому лес, слушая пение птиц или раскаты приближающейся грозы, хочется писать рассказы, заниматься живописью и фотографией, выращивать цветы! Чего я себе и желаю!