Аскетика Часть 2

Яков
...продолжение...
 
В течение целой недели молодой монах находился под впечатлением от последней встречи со старцем и разговора о древней аскетике, которая предстала монаху в совершенно новом свете не  того курса аскетического богословия, который он проходил в семинарии, а некого мистического и тайного знания об энергетическом устройстве человека.

Описанная старцем, древняя аскетика выглядела чем-то мистичным, интригующим и пугающим одновременно.  Представленная старцем концепция тайного духовного знания об энергиях тела, души и духа очень привлекала, но вместе с тем, и пугала своей откровенно мистической стороной, а также возможностью непосредственной работы с силами и энергиями. 

Церковное образование монаха, в котором любое упоминание об энергии считалось дурным тоном и признаком оккультизма, оказывало мощное влияние на всё, что было связано с обретением сверхъестественных возможностей и способностей, поэтому даже сама постановка вопроса овладения всеми силами и энергиями тела, души и духа человека вызывала у молодого монаха откровенный страх и тревожность.

После  этой  беседы со старцем, в сердце  монаха неожиданно проснулась давно уже забытая тревога, связанная с опасностью оккультизма, поскольку откровение старца об аскетике коснулось именно тех тем и вопросов, которые в христианстве и православии всегда считались оккультными и запретными, не  говоря о том, чтобы разбираться в  этом детально и глубоко.   
 
Именно по этой причине подробное объяснение старцем целого ряда вопросов, касающихся энергий тела, души и духа, а также возможностей управления ими, причём, силой воли самого человека, а не Бога, вызвали откровенный страх в душе молодого монаха, который не мог связать это ни с чем иным, кроме магии и оккультизма.

Вместе с тем, стройность и основательность учения об энергии в изложении старца, подкрепляемая всей логикой Писания и Евангелия, жизненным опытом, цитатами отцов и просто здравым смыслом,  недвусмысленно наводили на мысль о том, что это далеко не оккультизм и не ересь, а нечто неизмеримо большее, что лежит очень глубоко за рамками ординарного понимания и повседневного восприятия.

Именно эти два противоположных чувства – тревога, окрашенная сомнением и страхом перед неизвестным, и интерес, окрашенный любопытством и извечной тягой к запретному, и не давали  молодому монаху покоя на протяжении всей недели и требовали скорейшего разрешения данного противоречия. Именно поэтому, не откладывая в долгий ящик, на очередных выходных молодой монах решил опять съездить к старцу. 

С самого утра шёл мелкий моросящий дождик, который по прогнозу к обеду должен был закончиться. Договорившись с женой и заехав по дороге в магазин, уже к 11 часам молодой монах был возле дома старца. Поставив машину в тупик за домом, молодой монах уже через забор увидел старца в саду, подрезающим ветви у деревьев. 

Старец также увидел молодого монаха и издали помахал ему рукой в знак приветствия после чего  указал пальцем на дом, как бы приглашая зайти. Дождик начал усиливаться и молодому монаху пришлось быстрым шагом идти к дому.

Зайдя в дом, он тщательно вытер обувь в прихожей, разулся и прошёл в гостиную к большому столу, собираясь выкладывать гостинцы для старца. В этот момент из кухни послышался какой-то шум и оттуда вышла Марта с красивым металлическим подносом в руках вместо прежней и прожжённой в  нескольких местах фанерки, на котором стояли две уже знакомые кружки чая, накрытые блюдцами. Кроме чая на подносе была симпатичная розеточка с вишнёвым вареньем. 
 
- Здравствуй, дорогой, рада тебя видеть, - первой поприветствовала монаха Марта на которой было всё то же длинное платье почти до щиколоток, придававшее ей какой-то цыганский вид. – Старец в саду, занимается подрезкой, а я вот только чай заварила, не откажетесь?

- Спасибо, не откажусь, - ответил молодой монах, - я видел его в саду через забор. У меня как раз к чаю есть  сдобное печенье. 

Молодой монах полез в сумку доставать пачку печенья и в этот момент в дом вошёл старец с  корзинкой яблок и секатором в намокшем длинном плаще с капюшоном, по всей видимости ещё советских времён, который придавал его облику ещё больше мистицизма, как персонажу из средневековья.

Сняв плащ и сапоги, старец отставил в сторону корзинку, положил на лавку садовый секатор и тепло поприветствовал монаха тройным лобзанием:

- Ну, здравствуй, дорогой. А я вот садовой аскетикой занимался.

- Здравствуйте, отче, в каком смысле аскетикой ?

- Делал отсечение всего лишнего или подрезал деревья в саду для формирования правильных крон, - с  улыбкой ответил старец.

- Марта, я там корзинку с крупными яблоками принёс, которые с утра нападали – это для запекания.

- Хорошо, дорогой, - ответила Марта, взяв в прихожей корзину с ярко красными яблоками. 

Старец сел за стол, пригладил волосы на голове, взлохмаченные под капюшоном и внимательно посмотрев на молодого монаха, спросил:   

- Что-то быстро ты в этот раз приехал, брат, похоже наш последний разговор об аскетике, что-то затронул в твоей душе и сердце?

Молодой монах как-то смущённо вздохнул, не зная с чего начать, и посмотрев в сторону кухни, куда ушла Марта с корзиной яблок, сделал удивлённый вид. Старец сразу понял смущение монаха и пояснил.

- Марта нам с тобой ничуть не помешает, она будет занята в кухне своими делами, к тому же она посвящена в тему. Ну, говори, смелее - с чем приехал ?

- Меня, действительно, отче, глубоко тронул наш последний разговор об аскетике и энергиях и осталось какое-то двойственное впечатление, в котором смесь тревоги и сомнения. Я ничего не могу с этим поделать, но меня уже неделю мучает страх какого-то оккультизма и ереси в твоём  откровении об энергиях.
 
- Ах, вот оно что, - отреагировал старец, после  чего не спеша снял блюдце с кружки, достал чайной ложечкой плавающие сверху частички трав и, сделав глоток чая, спокойно ответил:

- Это сопротивление последней защиты профанного обрядоверия перед Истиной духовной, которая кажется нравственно-религиозному разуму сущим безумием, оккультизмом, ересью и прочей эзотерикой. Я думал ты уже этим переболел окончательно, ан нет.

Эта тревога в твоей душе есть не что иное, как работа уже известного тебе апологетического якоря правоверности и непогрешимости православия, который любое знание, отличное от церковного и синодального, по  определению считает ложью, ересью и оккультизмом.
 
Этот якорь боязни духовного знания и рассуждения о сакральном закладывается учащимся ещё в семинарии через  апологетику и  сектоведение, а потом до старости удерживает ум на профанном уровне синодального обрядоверия, не давая возможности прикоснуться к сакральному знанию, которое не от мира сего. Не переживай – это всего-навсего страх перед неизвестным.

- И всё? – с  нескрываемым удивлением переспросил молодой монах. 

- И всё, - спокойно и с  улыбкой ответил  старец. - Ты когда-нибудь заглядывал в пропасть и испытывал животный страх большой высоты? – неожиданно переспросил старец.

-  Да, заглядывал, - ответил молодой монах, - Я был на скале Мохер в Ирландии и смотрел вниз с огромной высоты.

- И что ты чувствовал ?

- Страх и ужас от открывшейся бездны.

- Ну так со знанием об энергии практически то же самое и это та же бездна, только открываемая не перед глазами, а перед умом и открываемая не снаружи, а изнутри самой души. Твой страх – это страх встречи с бездной духовного знания об энергетическом устройстве вселенной и самого человека, который есть не только физическое тело, но и энергия духа и осознания.
 
Просто этого знания нет в современном аскетическом богословии и тебе кажется, что это что-то оккультное и неправославное, но у отцов первых веков знание о благодати и энергиях тела и души было едва ли не основным в аскетическом учении. Проблема только в том, что отцы не часто употребляли само слова энергия, которое ввёл в церковное учение святой Григорий Палама, а  говорили в основном о благодати.

В учении отцов есть целый раздел о благодати. Вот что говорил о благодати святой Василий Великий:

- «Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, которые овладели нашими душами. И в сосуд, который был занят какой-нибудь зловонной жидкостью, не вымыв его, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое».

Здесь святой Василий практически прямым текстом говорит именно об энергиях страстей, которые сравнивает со зловонной жидкостью, которую нужно полностью вылить из ёмкости души, прежде, чем вливать  туда энергии добродетелей – вначале человеческих, а затем и божественных.

- Предварительное очищение ёмкости души от всех страстных энергий – это фундаментальное правило аскетики, которое неизменно во всех мировых религиях и духовных учениях, так говорил наш учитель, - неожиданно раздался голос Марты из кухни.

- Да, Марта, именно так и говорил, - подтвердил её слова старец. - Мы с тобой уже касались того, что раннее иудео-христианство приняло от иудаизма принцип двоякости веры и разделения знания на  сакральное для высшего духовенства и профанное для черни. 

По этой причине на протяжении многих веков знание об энергетическом устройстве души и сознания тщательно скрывалось от простых верующих под разными предлогами, как оправданными, так и нет, используя мощную установку страха перед сакральным. Вот почему когда ум впервые прикасается к этому знанию, он испытывает тот самый страх установки на запрет познания сверхъестественного, как неизвестного и непостижимого.

Наш учитель называл этот страх тем самым непреодолимым когнитивным порогом, который испокон  веков разделяет рацио и Логос, естественное и сверхъестественное, душевное и духовное. Сталкиваясь с этим запретным знанием, душа оставляет ясли обрядоверия и открывает бездну духовного познания. Вот какова природа твоей тревоги.

- А как же церковное правило - «Увидишь молодого, летящего в небо, стащи его за ноги на землю» ? – переспросил молодой монах.

Старец улыбнулся и ответил:

- Это интерпретация профессора Осипова, а в оригинале преподобных Иоанна и Варсонофия это звучит так - «Если увидишь юного, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось вниз». Ты разницы здесь не заметил?

- Нет, а в чём тут разница?

- А в том, что профессор Осипов, как апологет и богослов, своей интерпретацией всем закрывает дорогу в небеса, а преподобные говорят только о юных и восходящих на небеса по своей собственной воле.

Иными словами, Осипов всем отсекает дорогу к познанию сакрального, пропагандируя только синодальный путь, а преподобные удерживают только юных и своевольных, как не имеющих руководства и не готовых к принятию высокого духовного знания и откровения.

Могу уверенно сказать, что к тебе лично, сказанное Осиповым, не относится по целому ряду причин и прежде всего потому, что ты давно уже не юн, имеешь опыт монашества, достиг духовного ума и имеешь в моём лице советчика, помощника и проводника в неизвестное. Понимаешь разницу ?

- Да, понимаю, отче.

- Вот так и работает капкан синодального обрядоверия и никто из мирян и церковных чад не имеет ни малейшей возможности прикоснуться к духовному знанию в своей церковной жизни, кроме священства, которое и само не имеет представления об этом уже много веков и другим запрещает это знать. 

- Но ведь для мирян это оправдано.   
      
- Да, для большинства мирян в этом есть резон, поскольку далее социальной нормы они не продвигаются и не планируют расти, а вот для иночествующих и совершенно верующих в этом никакого резона нет, поскольку они осознанно стремятся к соединению с Логосом, а потому должны знать законы и принципы функционирования духовного мира, а это и есть знание законов энергии.
 
- Оставление тесной колыбели рационализма и вещественности – это самое страшное и болезненное что только может быть для душевного ума, - добавила из кухни Марта.
      
- Да, Марта, это именно так. Знание об энергетическом устройстве человека – это тот секретный золотой ключик, которым и открывается капкан синодального обрядоверия. Именно поэтому церковники, как зеницу ока, берегут этот ключик от умов адептов, обставляя всевозможными страшилками, дабы пойманные в овчарню чада попросту не разбежались на вольные хлеба.

Молодого монаха совсем не веселил сарказм старца, поскольку он отчётливо понимал то, насколько действительно сильна та религиозная модель, которая под видом истинной веры и религии вливается в сознание современного верующего человека, а на самом деле оказывается хорошо подготовленной системой установок, призванных любой ценой и даже страха удержать сознание адепта в рамках религии и церкви.

- Мне совсем не смешно, отче. Чем больше я узнаю от тебя о христианстве и православии, тем сильнее оно обесценивается для меня и тем ниже падает авторитет церкви.

Улыбка пропала с лица старца и серьёзным тоном он пояснил:

- Это совершенно нормально для того, кто достиг 13-го слоя духовного ума и переходит к 14-му  слою, на котором и открывается духовное сердце и уму впервые становится доступен сам Логос, как высший Закон движения энергии во вселенной. 

Скажу тебе более - когда твой ум достигнет 14-го слоя осознания, как точки непадательности, вся массовая религия для тебя просто померкнет разом и превратится в детские сказки, мифы и фантики для глупых и наивных подростков. Это произойдёт именно потому, что тебе откроется и станет  доступно новое знание – сугубо духовное.

В этом нет чего-то очень страшного – это естественный закон восприятия из нового состояния сознания. Это как восприятие бабочкой, у которой раскрылись крылья  для  полёта, своего прежнего состояния гусеницы, которая могла только ползать. И бабочка и гусеница – это одно и то же  существо, но бабочке уже не интересен мир гусениц, поскольку она из него уже вышла.

- Ты хочешь сказать, что я вообще забуду церковь, когда достигну 14-го слоя? – переспросил  молодой монах.

- Ты не забудешь церковь никогда, особенно, Христову Небесную, но к земной церкви кающихся  грешников ты изменишь своё отношение, поскольку она станет для тебя как больница  для здорового или  как ясли для школьника или студента. Я тебе  уже говорил, что киновия - это начальная  школа, а анахоретство - высшая. 

Достигнув 14-го слоя осознания ты просто выйдешь из уровня и плоскости массового обрядоверия и оно тебе станет больше не нужно, как костыли здоровому и умеющему ходить на своих ногах, который исцелился, а точнее обновился изнутри благодаря смене всех своих энергий страстей на  энергии добродетелей.

Это и есть то самое «выливание зловонной жидкости из ёмкости души и вливание в неё нового содержания», о котором упоминал преподобный Василий. Я же тебе говорил, что аскетика – это способ полного совлечения и выхода из матрицы ветхого человека, а значит – это способ полного изменения всех энергий ума, чувства и воли.

Вам этого в семинарии на курсе аскетического богословия разве не говорили? – переспросил старец. 

- Нет, не говорили, отче.

- Ну тогда я тебе это скажу. Православная аскетика – это высшая наука о полном изменении и преображении человека изнутри за счёт изменения всех энергий тела, души и духа. В этом нет никакой мистики, чудесности, волшебства и даже промысла, о котором говорят обрядоверующим в  церкви, поскольку это лишь сакральное знание, которое неизменно и математически верно. 
 
Аскетика – это наука о безупречности, но не с точки зрения этики, морали или нравственности, а с точки зрения энергии,  - опять добавила из кухни Марта.
 
- Да. Марта, это именно так, - подтвердил старец.

- Аскетика – это великое и древнее искусство работы с энергией  жизни для формирования самой правильной формы кроны древа  сознания за счёт умения отсекать в  жизни всё лишнее и второстепенное.  Теперь ты понимаешь, почему я сказал тебе при встрече о том, что занимаюсь садовой аскетикой ?

- Теперь понимаю, отче.

- Я сказал тебе это потому, что аскетика – это и есть наука о безупречности и безжалостном отсечении всего лишнего, что замыкает на себя энергию Духа, но не даёт плода и результата. Как садовник, безжалостно обрезает лишние и живые ветки у виноградной лозы или древа, так и хороший духовный наставник,  отсекает у своего чада страсти, чувственные привязанности, привычки, слабости и ложные помыслы. 

Это и есть работа с энергиями тела, души и духа, которые оттягивают на себя благодать, но не дают  плода духовного ума и осознания.  Просто дерево при обрезке не чувствует боли, а люди чувствуют  эту боль в  сердце.  Ты уж прости меня,  брат, но мне приходится быть для тебя безжалостным садовником и безжалостно отсекать у тебя все иллюзии обрядоверия и якоря и это доставляет тебе  и боль и страх. 
 
Монах с ужасом для себя понял всю подлинную суть стратегии старца, который, действительно, подобно садовнику, работал с его чувствами, эмоциями и установками сознания,  безжалостно отсекая всё лишнее, что не вписывалось в учение отцов, и это едва не вызвало желания зарыдать от  этого озарения  и в очередной раз признаться старцу в собственной глупости и неосознанности, но в  следующий миг из кухни вышла Марта с кружкой чая и осторожно спросила, глядя на старца:

- Можно мне к вам присоединиться, братья, у вас такой интересный разговор, что хочется вас  послушать не из-за стенки?

Старец с улыбкой взглянул на Марту и как бы со снисхождением ответил:

- Конечно, присаживайся, дорогая.

Выдержав небольшую паузу, старец сказал, обращаясь к монаху:

- Я хочу, чтобы ты твёрдо усвоил, брат, что тайная схима в миру – это путь самой жёсткой аскетики и это движение по жизни под руку со своей смертью, а не комфортом и успехом. Путь аскетики – это путь духовного воина, который предельно трезво смотрит на мир и свою жизнь, как скоротечную, а потому соизмеряет и тщательно просчитывает каждый свой шаг с точки зрения энергии.

Я хочу, чтобы ты твёрдо усвоил, что Христос из которого иудействующие попы и сергиане сделали социалиста – гуманиста и доброго волшебника, был в действительности самым строгим аскетом, который прошёл лично весь аскетический путь до уединения в пустыне и искушения сатаной, несмотря на то, что имел врождённую безупречность по своей природе.

Три года назад мы говорили с тобой о безупречности, но тогда я ещё не мог открыть тебе всей правды об этом. Теперь я могу это сделать и я хочу, чтобы ты знал, что путь духовного воина и тайного схимника в миру – это путь безупречности, основанный на знании об энергии жизни и максимально правильном  использовании этой энергии. Это и есть описанный святым Василием принцип замены жидкостей в сосуде души.

В жизни духовного воина и схимника, как бы умело он её ни маскировал от людей, всё должно быть подчинено только одной единственной цели и задаче – накопления внутренней энергии для развития духовного осознания и установления прямой связи с Логосом. Иного способа спасения для души не существует. Душа должна при жизни найти способ входа в Логос и отцы знали этот секрет.
 
- Ты хочешь сказать, что вход ума в Логос возможен по воле только человека?

- Да, для видящего это именно так, поскольку вхождение в Логос – это вопрос не веры, а энергии или  точнее соответствия потенциала энергии Логоса потенциалу энергии души. Это почти как открытие кодового магнитного замка в котором всего четыре кодовых потенциала - мудрость, мужество, целомудрие и правда, которые нужно человеку достичь в своей душе, чтобы войти в Логос.

А это ни много ни мало, а искоренение 300 страстей, как порочных энергий тела души и духа, замена  их противоположными 300 человеческими добродетелями, сливание всех человеческих добродетелей в 8 корневых, а 8 корневых в 4 божественных, которые и дают потенциал Логоса, как безусловной любви. Так открывается вход в Логос и никакого секрета в этом нет.

Но ты понимаешь, какой это колоссальный фронт работы для духовного воина с телом, душой и духом ? Это не имеет ничего общего с задачами и путём движения по жизни обычных людей, как двуногих хомячков, причём, глупых, наивных и совершенно беспечных в своих временных мирских иллюзиях и ожиданиях.

- Отче, каждое твоё откровение просто режет моё сердце в кровь, - сказал молодой монах.

- Ну а как ты хотел иначе, брат, совлечь с себя человеческое скотство и человеческую животность без боли и страдания ? Я же тебе говорил, что совлечение ветхого человека по учению Христа – это путь реального, а не воображаемого самораспятия и это прохождение через реальные страдания Христа, а не воображаемые.
 
Вот почему путь духовного воина – это путь самой жёсткой аскезы, экономии и отсечения всего лишнего, ненужного и второстепенного в жизни, что замыкает на себя энергию благодати, которая  нужна  иноку для одного - развития духовного осознания нового человека.

В данной связи я сообщаю тебе седьмое правило аскетики, которое гласит о том, что духовный воин является охотником за энергией жизни, которую учится извлекать из всего, беречь и расходовать максимально бережно и рачительно поскольку именно от этого зависит и его духовное здравие и физическое.

- Но ты же прошлый раз сам говорил, что до установления связи с Логосом извлекать энергию извне  невозможно, а можно только перемешивать и гармонизировать ту, что есть, - заметил молодой монах.

- Ты не понял, именно об этом и речь. Извлечение энергии – это не увеличение её базового потенциала, а только получение избытка в уже имеющейся энергии. Вся энергия в душе любого человека без остатка  связана 300 страстями. Это и есть «зловонная жидкость» по преподобному Василию Великому.

Эту «зловонную жидкость» иноку нужно прежде всю вылить без остатка, чтобы наполнить сосуд новой энергией добродетели. Так вот «выливание» - это и есть получение свободного объёма чистоты в душе, которая и есть избыток энергии, который будет заполнен добродетелью. Так понятно?

- Не совсем,

- Ну к примеру, бросил ты курить или пить или блудить, т.е. отсек страсть, у тебя  образовался при этом избыток энергии, которую ты можешь куда угодно потратить, но ты её не тратишь, а используешь для  развития осознания и умного делания. Это и есть тот избыток энергии, который ты не получил извне, а сэкономил только за счёт грамотного перераспределения. И так со всеми страстями, понятно ?

- Понятно.

Смысл получения избытка энергии состоит в экономии и грамотном перераспределении уже имеющейся. Ещё пример - ты можешь съесть три котлеты за обедом и хочешь их съесть, но для поддержания нормального функционирования тела и сознания тебе достаточно всего одной.

Тем не менее, ты съедаешь все три котлеты, при этом функционирование твоего тела и сознания не  улучшается, но на усвоения двух дополнительных котлет, твой организм тратит бесценную внутреннюю энергию, которая могла бы быть сэкономлена и пойти на развитие духовного сознания. Так ты лишаешь себя избытка энергии. Православный пост - это и есть принудительное самоограничение в  трате  энергии через  чревоугодие.

По точно такому же принципу неумеренности во всём – в питании, в чувствах, эмоциях, привычках, желаниях, потребностях, помыслах люди живут всю жизнь прожигая и разбазаривая свою жизненную энергию и окружая себя мёртвым и ненужным хламом зависимостей и проблем. Духовный воин от  этого свободен и потому рачительно относится к своей энергии и весь избыток направляет на  развитие духовного осознания. Вот почему он достигает духовного сознания, а другие нет.
 
В итоге под старость у абсолютного большинства людей вся энергия жизни потрачена только на  преходящие удовольствия или омертвлена в недвижимости и капиталах, а у духовного воина и схимника вся эта энергия превращена в духовное сознание и духовное тело нового человека. В этом  и состоит секрет умного делания.

- Ты хочешь сказать, что духовный воин достигает своей цели только за счёт правильного перераспределения энергии жизни? -  переспросил молодой монах.

- Именно так – это и есть восьмое аскетическое правило. Инок и духовный воин решает стратегическую задачу жизни не за счёт поиска внешних источников духовной энергии и сил,  как  это делают другие люди, а за счёт грамотного перераспределения и экономии уже имеющейся базовой энергии. Это и есть принцип покаяния.

- В каком смысле покаяния ? – с удивлением переспросил молодой монах.

-  В прямом. Духовный воин и инок просто посредством покаяния пересматривает всю свою жизнь и выкидывает из неё всё лишнее, второстепенное и ненужное, что её захламляет, загромождает, истощает и препятствует нормальному течению энергии в духе, душе и теле.

Вот я к примеру сегодня в саду пересматривал деревья и определял – какие ветки лишние и второстепенные, которые мешают созданию правильной кроны для максимального плодоношения. То же самое и с тратами энергии телом и душой.

Православная аскетика – это и есть то самое знание о том, что захламляет жизнь человека и как приводить жизнь в высший порядок в соответствии с Логосом, освобождая от всего лишнего и оставляя только самое важное и жизненно необходимое. Вот что означает получение избытка энергии из уже имеющейся. 

По учению древних отцов после того, как воин упорядочит всю свою жизнь, этого избытка бывает вполне достаточно для развития сети духовного ума и вхождения в Логос – это девятое аскетическое  правило.

- Из твоих слов, отче, получается, что духовный воин и схимник – это мастер выживания, а не социального успеха и благополучия ?   
 
- Да, можно и так сказать. Но какой успех может быть в современном человеческом аду? Успех в  жизни - это полнота  самой жизни в Духе, а  это значит в  духовном и телесном здравии.  Жизнь – это главный дар человеку от Бога. Поэтому духовный воин и аскет – это тот, кто принимает этот дар во всей полноте, а потому  и способен выжить и не потерять достоинства в любой жизненной ситуации и несмотря ни на что.

Знание об энергиях позволяет воину в любой ситуации жизни делать единственно возможный и правильный выбор. Это и есть безупречность обращения с жизненной энергией и основа личной  силы. Этот навык давно утратило всё человечество, а он – основа выживания для всего живого. Ты смотрел фильмы про спецназ и разведчиков ?

- Да, смотрел.

- Так вот лучшие разведчики мира и спецназ – это дворовая шпана и шантрапа по сравнению с духовным воином и подлинным аскетом, который мастер выживания и управления осознанием. Это особое искусство комуфляжа и перевоплощения, причём, такого правдоподобного, что ни одна душа ни в чём не может его уличить.

- Но это же какой-то обман и манипулирование доверием других людей, - возразил  молодой  монах.

- Ни в коей  мере, - ответил  старец. - Аскет не обманывает мир на самом деле, который и так есть ложь от начала и до конца, а просто регулирует степень  своей открытости и доступности миру для  ограничивания его вредного влияня на свою душу и осознание, всегда держа на готове щит юродства и невозмутимости, чтобы защитить духовное сердце. 

Аскет - это, действительно, отчасти актёр, который  играет с миром и социумом, но это совершенное истинное  актёрство во  имя  и  ради  самой Истины духовной, которой не  желает знать и принимать  этот мир и социум. Вот почему аскет всегда  играет на стороне  правды  и истины, а мир с  ним играет на стороне лицемерия и лжи.

По этой  же причине знания  Истины духовной  и подлинного смысла  жизни аскет и переигрывает всех - власть, государство, социум и окружающих его людей, включая, подчас,  и самых близких, которые  могут  всю жизнь прожив с ним, даже  не догадываться о реальной  борьбе и стратегии жизни.   

- Наш учитель был непревзойдённым мастером такого перевоплощения и маскировки, - заметила Марта.

- Да, он был именно  таким, - подтвердил старец. – Я хочу, чтобы ты крепко усвоил,  брат,  что аскет – это духовный воин - одиночка, который имеет своим оружием только совершенный дух Христов, как  дух Истины, и который сражается не за отечество и не за кесаря, а исключительно за Истину, как неизменный Закон Логоса.  Аскет - это тот, кто все  силы  тратит  на  достижение четырех высших добродетелей, открывающих вход в Царство Божье - мудрость, мужество, целомудрие и правду.

Аскет, несомненно, понимает важность интересов своего государства, отечества и народа, но сражается он только за Истину, которая одна на всех и ни одно отечество или  государство не имеет права быть выше других и самой Истины, а может быть только равным среди равных.

Вот почему с точки зрения Истины аскет не может даже своей религии и веры видеть выше других, а может видеть её только равной среди равных, как одну  из спиц большого колеса Истины аввы Дорофея.

Молодой монах сидел молча, точно сражённый утверждением  старца, ни в силах задать какого-то вопроса или комментировать сказанное. 
 
Ну что брат, на сегодня, пожалуй, достаточно, дождь кончился и мне нужно идти в сад продолжать заниматься моей садовой аскетикой.

- Спаси Господи, отче, за наставление и вразумление.

…продолжение следует…