Садовой. История 1. Домик под кустом крыжовника

Борис Текилин
САДОВОЙ

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ДОМИК ПОД КУСТОМ КРЫЖОВНИКА

В саду у бабушки Оли, прямо под кустом крыжовника, есть маленький миленький домик. А в этом домике живет миленький маленький гномик по имени Флорик.  Ростом Флорик с новенький карандаш. У него карие глаза, кудрявые рыжие волосы, а вот бороды, как у всех гномиков, у него нет. Борода пока ещё не выросла, ведь Флорик ещё очень юный. Одет он в светло-серый рабочий комбинезон с множеством карманов, а на голове он носит ярко оранжевую каску, совсем как у строителей. Каска нужна Флорику для того, чтобы, когда он проходит под кустом клубники, не стукнуться головой о висящую ягоду. Потому что, если ягода ещё зелёная, то есть, не зрелая, она очень твёрдая и стукаться о неё головой очень больно. А если ягода уже поспела, то она может забрызгать лицо и волосы сладким красным соком и тогда нужно искать листик, на котором скопилась роса, чтобы умыться.
 
Вы никогда не увидите Флорика сидящим без дела. Он всегда занят, ведь дел в саду у бабушки Оли много, всех сразу не переделаешь. Конечно, и бабушка Оля, и дедушка Витя всё лето тоже работают в саду, но, без Флорика им бы нипочем не справиться. Потому что обычные взрослые люди очень высокие, и им с высоты их роста не всё удается разглядеть, даже в очках. Во-первых, до земли далеко, а во-вторых, почти всё самое интересное в саду происходит в траве или под низкими кустиками клубники и кочанами капусты, и только, если смотреть снизу, можно разглядеть каждую букашку или каждого червячка.
 
Бабушка и дедушка даже и не догадываются, что у них в саду живёт такой удивительный гномик. Правда, однажды дедушка Витя заметил Флорика под кустом малины и принял его за подосиновик. Он очень удивился, увидев, что рядом с малиной вдруг вырос такой большой гриб. Дедушка пошёл в дом за перочинным ножиком, а когда он вернулся, Флорик уже ушёл на грядки проверять, как там созревают стручки гороха. Так что дедушка Витя под кустом малины ничего не нашёл, очень удивился и рассказал об этом бабушке Оле. А бабушка сказала, что как-то раз тоже видела точь-в-точь такой же гриб, но только не под малиной, а под кустом красной смородины. А когда она наклонилась, чтобы его сорвать, он вдруг исчез среди фигурных листьев одуванчиков, будто его никогда и не было.
 
И маленького домика, в котором жил Флорик, бабушка с дедушкой тоже никогда не замечали, потому что сверху он очень походил на кустик хосты.
 
Этот миленький домик был словно кукольный. Стены домика были сделаны из веточек и щепочек и обшиты длинными листьями гладиолусов. Их по просьбе гномика аккуратно обгрызла по краям гусеница Гусля. А крыша была покрыта зелёными с жёлтой каймой листьями хосты, они плотные и защищают домик от капель дождя и росы. Внутри домика только одна комнатка, но зато она была очень уютная.   Пол в ней выстлан мягкой соломкой. Мебели в комнате совсем немного: только комод, сделанный из приклеенных друг к другу спичечных коробков, два стула из спичек и круглый стол из крышки жестяной банки для леденцов с нарисованной на нём красивой картинкой вместо скатерти. А вот кроватки в этой комнатке нет, потому что Флорик любил спать в гамаке, который он сделал из старой бабушкиной авоськи.

Телевизора в этом домике тоже нет. А зачем гномику телевизор? Ведь телепрограмм для гномиков всё равно никогда не показывают. Зато в саду всегда происходит много всего интересного, так что Флорику смотреть телевизор просто не нужно, да и некогда. А ещё у Флорика в домике живут его домашние питомцы – божья коровка Буся и гусеница Гусля. А что тут удивительного? У людей дома живут и собаки, и кошки, и всякие там канарейки, а у гномиков – божьи коровки, гусеницы или светлячки. Всем же нужно о ком-то заботиться!

Однажды Флорик зашёл к себе домой пообедать. В тот день у него на обед был борщ. Флорик сварил его из свежих овощей. Всё равно, свёклу, морковку и картошку нужно прореживать, чтобы лучше росли. Он даже пампушки себе испёк в своей маленькой печке. Это же очень вкусно – борщ с пампушками!

Только Флорик съел пампушку и первые три ложки борща, как стены его домика затрещали, и весь домик затрясся так, что ручная божья коровка Буся даже свалилась с потолка прямо на стол. Хорошо, что, упав, она не попала в тарелку с горячим борщом!

«Ай-яй-яй! Ой-ёй-ёй! Землетрясение! Нужно срочно спасаться и Бусю спасать!» – подумал Флорик, но решил сначала выглянуть за дверь, чтобы посмотреть, что же творится там снаружи.

Дверь не хотела открываться, и Флорику пришлось даже как следует подналечь на неё плечом. Когда дверь подалась, он вышел на порог, и увидел, что перед его домиком рядом с дверью на траве лежит огромный, с него ростом, красно-голубой шар с белой полоской посередине.

«Вот оно что! Это же просто резиновый детский мячик, а значит никакого землетрясения не случилось!» – подумал Флорик – «вот только откуда этот мячик прикатился?».

Тут Флорик увидел, что в его сторону, раздвигая траву, словно корабли по морю, плывут две синие сандалии. Он поднял голову вверх и увидел мальчика, на чьи босые ноги эти сандалии были надеты. Мальчику было только лет шесть или семь, но он всё равно был в несколько раз выше Флорика. На нём были красные шорты и жёлтая футболка с красивым зелёным крокодилом на груди. Волосы были коротко пострижены, а к правой коленке был приклеен пластырь, на котором был нарисован Винни Пух. Подбежав к домику Флорика, мальчик остановился, и нагнулся, чтобы забрать свой мячик, и вдруг увидел Флорика.

– Ой, какой смешной маленький человечек! – воскликнул мальчик.

– И вовсе я не смешной! Маленький, это правда, но совсем, совсем не смешной, а, наоборот, очень даже серьёзный и уважаемый гном! – с достоинством произнёс Флорик.

Мальчик не стал спорить, а просто с удивлением стал рассматривать Флорика. Всё-таки не каждый день встречаешь гнома.

– Я – Кирилл, мне семь лет, я приехал на всё лето на дачу к бабушке Оле, – сказал мальчик, – а ты кто?
 
– А я Флорик, – степенно ответил Флорик и поклонился, – я садовОй.
– А что это, садовОй? – спросил Кирюша.

– Тебе мама перед сном сказки читала? Тогда ты должен всё знать и во всём разбираться. В лесу бывают лешие. В доме бывают домовые. В речке бывают …  – стал объяснять Флорик, но Кирюша перебил его.

– В речке бывают речные! – сказал мальчик, чтобы показать, какой он догадливый.
– Не речные, а водяные. А в саду – садовЫе – объяснил Флорик. Мы, садовЫе, в каждом саду живём, только нас редко замечают.

– А чем ты занимаешься? – спросил Кирюша.
– Я тут в нашем саду самый главный. Я смотрю за тем, чтобы в саду всегда был порядок, – сказал Флорик, – а вот ты что в моём саду делаешь? Ты же уже большой. Скоро в школу пойдёшь. Разве не знаешь, что в футбол играть в саду нельзя, а нужно с мячиком идти на спортивную площадку. Ты ведь мне тут все кусты поломаешь и всю траву помнёшь.

– Вот и бабушка Оля тоже велит на площадку идти с мячиком. Я собирался пойти, но мячик сам сюда прикатился, он же круглый.

– Твой мячик чуть мой дом не сломал! – строго сказал Флорик.
– А где он, твой дом? – спросил Кирюша.
– Вот же он, прямо перед тобой, – показал Флорик.

Кирюша присел на корточки и увидел домик Флорика.
– Ух ты, какой домик! А можно мне вовнутрь заглянуть? – спросил он.
– Заглянуть можно. Левым глазом через окошко, а правым – через дверь. А вот входить тебе туда нельзя, слишком уж ты огромный вырос.

– Хорошо тут у тебя! – сказал Кирюша, – только не понятно, где в твоём домике можно поиграть в машинки или, например, собрать конструктор. И даже телевизора нет.
– Ты не смотри, что я маленький. Я уже взрослый, некогда мне в игрушки играть и телевизоры смотреть! Я же садовОй, у меня дел через край, на мне же весь сад держится.

– А бабушка Оля говорила, что весь сад держится на ней, – возразил Кирюша.
– Ну, это твоей бабушке только так кажется. Она ведь как думает? Думает: вскопала грядку, посеяла семена, полила, прополола, да и собрала урожай. Вот и всё. А ведь дел в саду намного больше. И всё это на мне, только успевай управляться, – сказал Флорик, – так что некогда мне с тобой болтать, дела ждать не будут.

– А можно я с тобой пойду? – спросил Кирюша, – я тебе помогать буду.
– Можно. Только смотри, всё делать нужно аккуратно, кустики не ломать, на букашек не наступать, незрелых ягод не рвать. Но самое главное – не путайся под ногами. А мячик свой ты положи-ка в ямку вон под тот кустик, чтоб он сам никуда не укатился.
 
Кирюша аккуратно положил мячик под куст крыжовника, а Флорик зашел на минутку в свой домик и вышел оттуда с блестящей вязальной спицей в правой руке и с поводком в левой. А на поводке у него была толстая тёмно-коричневая мохнатая гусеница с двумя ярко зелёными полосками на спине.

– Ой, кто это? – спросил Кирюша.
– Это – Гусля, моя питомица. У дедушки Вити есть собака Боня, а у меня вот гусеница.
– А эта блестящая штука зачем? – спросил Кирюша.
– Это тоже может нам пригодиться. Сам увидишь, – ответил Флорик.
Кирюша кивнул.

–Ну что, пошли? Ты иди следом, только, смотри, не наступи на меня, – сказал Флорик.

Опираясь на свою спицу, как на посох, он пошёл вперёд в сторону грядки, на которой росла свекла. Его оранжевая каска мелькала в зелёной траве. Кирюша крадучись пошёл за гномиком, семеня ногами, хотя обычно ему нравилось бегать вприпрыжку. Когда они подошли к большому лопуху, Флорик вдруг остановился. А Гусля выгнула свою спину дугой, совсем как кошка, которая вдруг встретила собаку. Пришлось и Кирюше остановиться.

– Здравствуй, Кузя. Что с тобой стряслось? – спросил он у кого-то, кого Кирюша не сразу смог разглядеть.
Пришлось Кирюше присесть на корточки, и тогда он увидел, что Флорик разговаривает с лежащим на спине зелёным кузнечиком, у которого были огромные круглые глаза и длинные-предлинные ноги, согнутые в коленях.

– Беда, кажется я ногу сломал, – ответил кузнечик, которого звали Кузя, – как же я теперь прыгать буду?
– Давай посмотрим, что с твоей ножкой, – Флорик осмотрел правую Кузину ножку, потом левую, – похоже у тебя не перелом, а вывих.

Он слегка дернул левую ножку, так что Кузя даже ойкнул от неожиданности.
– Ну, как? – спросил Флорик.

– Ура! Всё прошло! Ты меня вылечил! – восторженно застрекотал Кузя, – теперь я смогу не только прыгать, но и стрекотать вместе со всем нашим оркестром.
– Ну, ты всё-таки смотри, поосторожнее. Стрекотать – стрекочи, а вот прыгать нужно поаккуратнее, пока нога совсем не заживет, – сказал Флорик, подхватил свой стержень и кивнул Кирюше, чтобы тот шёл за ним. Гусля пошла рядом с Флориком, сгибая и разгибая свою спину и шевеля сразу всеми своими ножками.

– Вот мы и на месте, – шёпотом сказал Флорик, когда они подошли к грядке, на которой росла свёкла, – и кажется, мы как раз вовремя.
Флорик показал концом своей спицы на что-то шевелящееся под зелёно-бордовой ботвой, а Гусля сделала стойку, прямо как настоящая гончая.

Кирюша присел на корточки и увидел, что под ботвой шевелится кто-то тёмно-серый. Потом Кирюша увидел, что у этого тёмно-серого длинный-предлинный розовый хвост, и догадался, что это крыса.
 
Крыса не сразу заметила их с Флориком, потому что она была увлечена тем, что пыталась отгрызть кусочек от бочка свеклы, вылезшего из земли. Свекла ведь очень сладкая, из неё даже мармелад делают. А когда она их заметила, то повернулась к ним своей хищной мордой и оскалила свои страшные острые-преострые зубы.

Будь на месте Кирюши бабушка Оля, она бы, конечно, сразу испугалась и завизжала. Потому что когда-то она была девчонкой, а девчонки всегда боятся мышей и крыс. Но Кирюша был мальчишкой, поэтому он почти совсем не испугался. Ну, если только совсем чуть-чуть. Но это ведь не в счёт?

Флорик тоже не испугался. Он храбро выставил вперёд свою спицу, будто это было копьё, и направил его в сторону крысы.

Та была очень рассержена, что её отвлекают от трапезы. Но она была очень голодная и поэтому снова вонзила свои зубы в бок свёклы. Тогда Флорик уколол крысу своим копьём. Она взвизгнула от боли и обиды и быстро-быстро убежала.

– То-то же! Будет знать, как наши корнеплоды кушать! Понял теперь, для чего мне нужно копьё? – спросил Флорик у Кирюши.
– Понял. Мне, наверное, тоже нужно себе какую-нибудь острую палочку найти, – ответил Кирюша.

– Вообще-то, раньше у меня была шпага из настоящей стальной булавки. Но однажды я оставил свою шпагу без присмотра всего на минутку и её стащила сорока, – сказал Флорик с сожалением в голосе.
– А хочешь, я тебе новую булавку принесу? – предложил Кирюша, – я у бабушки попрошу, она мне даст.

– Это было бы здорово! Я её буду носить на поясе, тогда никто её у меня взять без спросу не сможет.
Флорик взмахнул своим копьём, указывая на дальний угол сада.
– Теперь мы пойдём вон туда. Самое время проверить клубнику, иначе быть беде, – сказал Флорик.
 
Они направились туда, куда указал Флорик. Флорик уверенно шагал впереди, слева от него, сгибаясь и разгибаясь, бежала Гусля, а позади семенил Кирюша, осторожно переставляя ноги, чтобы случайно не наступить на своих маленьких новых друзей.
Клубника в саду у бабушки Оли была отличная: ягоды большие и уже почти все красные. Так и хотелось сорвать ягодку и положить её в рот.

Кирюша так и сделал. Ягода оказалась очень вкусной и сочной.
– Видишь, Кирилл, какая у нас замечательная клубника. Одна только беда: нужно её охранять от дроздов и соек. Эти птицы такие хитрые! Они лучше нас с тобой в ягодах разбираются. Зелёные ягоды их совсем не интересуют, но как только ягоды поспеют, покраснеют и станут сладкими, эти птицы тут как тут, налетают со всех сторон. Даже Сидор Иванович с ними не справляется, – ответил Флорик.

– А кто это Сидор Иванович?
– Это наше пугало. Видишь, он вон там стоит, около грядки. У него ещё на голове блестящая консервная банка, а одет он специально в такие лохмотья, чтобы они на ветру развевались. Вот только эти хитрые птицы уже давно догадались, что он не живой и можно его не бояться. Вот и приходится мне вмешиваться.

Они подошли к грядке с клубникой.
 
– Ты, Кирилл, спрячься за кустом жимолости, а я спрячусь вот здесь, под кустиком клубники. Устроим засаду, – шёпотом сказал Флорик.
«Как интересно!» – подумал Кирюша.

Долго ждать не пришлось. Сразу с нескольких сторон прибежало четыре пёстреньких певчих дрозда и два черных, а потом прилетела большущая сойка цвета кофе с молоком с сверкающими синим перышками на боках. Птицы подбирались к грядке, где росла клубника. Сойка схватила в клюв самую большую ягоду и улетела вместе с добычей на высокую берёзу. А вот дрозды норовили клевать ягоды прямо на кустиках.
Тогда Флорик достал из кармана сделанную из сучковатой веточки и аптечной резинки рогатку, зарядил её маленькой горошиной и выстрелил в сторону самого наглого певчего дрозда. Тот никак не ожидал, что на грядке с клубникой на него не понятно откуда упадёт горошина. Он даже на секунду прекратил клевать.

Флорик выстрелил из рогатки ещё раз, и на этот раз дрозд догадался, кто в него стреляет.
– Ты что пуляешься? – обижено прочирикал дрозд.
– А ты что безобразничаешь? Кто тебе разрешил клевать нашу клубнику? Бабушка Оля её не для тебя сажала, а для своих внуков и внучек. Летел бы лучше в лес, там уже малина поспела. А ещё лучше было бы, если бы ты сел на веточку и спел бы нам свои песенки, раз уж ты певчий дрозд.
 
Но дрозд садовую клубнику любил больше, чем лесную малину и не захотел улетать. И петь он не захотел:
– Мы только весной поём и в начале лета, а сейчас нам не до песен, – сказал он.
Пришлось Флорику выстрелить из рогатки ещё раз, и дрозду пришлось улететь. Но его друзья не обратили на это внимания: их мысли и клювы были заняты сладкими ягодами.

– Эй, Кирилл! Твоя очередь пугать птиц! – закричал Флорик.

Кирюша выскочил из-за куста жимолости и начал кричать и размахивать руками, как ветряная мельница. Птицы испугались и улетели все до одной.

– Я смотрю, от тебя в нашем деле будет толк, – сказал довольный Флорик, – назначаю тебя своим помощником.
– А давай мы будем дружить! – предложил Кирюша.
– Конечно! – ответил Флорик, – только это будет наш с тобой секрет, о нём никому рассказывать нельзя.

– Даже бабуле и дедуле? – спросил Кирюша.
– Даже бабуле и, тем более, дедуле, – сказал Флорик, – во-первых, это большой секрет, а во-вторых, они тебе всё равно не поверят, подумают, что ты всё сочинил.

– Кирюшка! Иди домой, пора обедать, – на крыльцо дома вышла бабушка Оля.
– Иду, бабуля! – закричал Кирюша, а потом повернулся к Флорику и сказал потише, так, чтобы только он слышал, – давай завтра опять встретимся!

– Почему бы нам и не встретиться. Мы же друзья, – ответил Флорик и помахал Кирюше ручкой.
– Приятно было познакомиться! – добавил он.
– И мне! До завтра!

;