Чатланин

Виктор Румянцев
           Есть у меня друг. Вернее, не друг, а приятель. Или даже не приятель, а давний знакомый. Имя у него редкое – Елисей, а фамилия вообще смешная – Чатланин. Кто-то спросит – почему «Чатланин» и что в этом смешного? А я вам так скажу: смешно – это для читателей с особым советским интеллектом. И не нужно на меня обижаться!!! В общем, Елисей всю свою жизнь был Чатланиным, дед был Чатланиным, даже прапрапрапрадед был Чатланиным! Вот… Да, чуть не забыл! Прапрапрабабка тоже Чатланиной была! То есть, фамилия «Чатланин» появилась эдак на пару веков раньше фильма «Кин-дза-дза»!*

           Мы познакомились на втором или на третьем курсе мореходки. Я осваивал навигацкую науку, а Елисей по компрессорам рефрижераторным практиковался. В общем, мы мореходку закончили в одном и том же году, попали по распределению в одну и ту же организацию и даже однажды в море сходили вместе на плавбазе. И, в добавок, получили квартиры в одном и том же кооперативе через шесть лет мытарств по кораблям и гостиницам в поисках свободной койки.

            Ну, да ладно! Что я всё о нас, да о нас, я же о нём хочу рассказать.

            Ходили в гости друг к другу, даже попытались пару раз семьями дружить, но у жён чего-то не сошлось и сын мой сказал, что никогда не полюбит и не женится на девчонке с таким глупым именем – Ефросинья! Пришлось ему в его полные пять лет объяснить, какое это прекрасное имя, но мои доводы показались ему неубедительными.

             Так вот мало-помалу мы начали отдаляться друг от друга, пока совсем не разбежались в разные стороны. Я в море продолжил ходить, а Елисей ушёл с флота, суетился где-то на берегу, пытался открыть своё дело, но что-то у него совсем ничего не получалось.

              На днях мы случайно встретились в городе, сделали вид, что оба невероятно рады встрече, и зашли в ближайшее кафе пропустить по бокальчику пива. Или водки по рюмочке. Впрочем, было и то, и другое и всё в тройном или в пятерном размере. И всё это под елисеевские рассказы и моё солидное мужское молчание. Почему молчание? Да потому что я не люблю себя слушать, когда выпью – язык перестаёт слушаться и слова выталкивает наружу попарно. А молчать очень удобно! Во-первых, ничего говорить не надо, во-вторых, опять же выглядеть сурово и по-мужски!

              Елисей родом из Белоруссии. И все родственники там живут до сих пор. А ещё в Америке какие-то родственники. Я так думаю, что с морями он не сам завязал ещё в советские годы, а его КГБ завязало, чтобы не утёк за железный занавес к своим американцам.

               Было в жизни Елисея пара неприятных моментов, когда он чуть со свободой или со здоровьем не попрощался.

                В девяностых Елисей сначала с сумками «мечта оккупанта» носился в Польшу и там выменивал всё, что мог привезти туда из текстильных городов России: тюль, гипюр, разные ткани. Назад вёз, в основном, продукты и деньги. В свободное от поездок время подрабатывал у нас на привокзальной площади менялой. Ловила его полиция несколько раз, но за откат отпускала с миром. Помаявшись таким образом пару лет, Елисей подписался на перегон машин из Европы. Неплохо получалось, даже себе накопил на иноразвалюху, чему был чрезвычайно рад. С этого момента и начались у него неприятности.

                На очередном перегоне в Польше на Елисея наехали «чёрные», отобрали все деньги, машину, да ещё и избили для профилактики – очень уж он сопротивлялся такому беспределу. Неделю на перекладных до дома добирался, продал с себя в Польше и Литве всё, что мог, а дома заказчик возврат денег потребовал да ещё и с процентами.
          
               В общем, загрустил Елисей нешуточно. Долго думал, сидя бессонными ночами на кухне и нещадно куря самые дешёвые сигаретки. Через неделю продал машину и вернул заказчику часть денег. Потом в долги страшенные залез и полностью расплатился. А дальше как жить?

Но тут родственники белорусские как-то заглянули на несколько дней приморский город посмотреть, да и с Елисеем кое-какие дела перетереть. А дела совсем нешуточные! Оказалось, что помер их заокеанский родственник и на них часть наследства перевёл. А наследство немалое, что-то там около двухсот тысяч вечнозелёных американских рублей! И Елисей в нём упомянут на неплохую часть от всего. Но вот ведь в чём заковыка – родственники очень опасались, что пакет с документами в их стране может попасть не в те руки и предложили Елисею получить его в Латвии, а там уже на машине перевезти его в Белоруссию. Тут Елисей робко возразил, что нет у него машины и в скором будущем совсем не предвидится по причине наличия отсутствия присутствия денежной массы. Родственники посовещались, изучили цены на автомобильном рынке и выдали Елисею довольно приличную сумму в счёт его доли, указанной в завещании.

  Оставшись один, Елисей решил не пороть горячку, а подойти к выбору автомобиля серьёзно и на перспективу. Перебрав все варианты, он решил сам поехать в Германию и там, пройдясь по старым точкам, подобрать нужный ему автомобиль.

  Три дня Елисей ездил по адресам вокруг Франкфурта, разглядывая приглянувшиеся ему машины, но никак не мог собраться с духом, чтобы отдать деньги за ту самую единственную и неповторимую.

  Вечером третьего дня он решил прогуляться по вечернему городу, пива выпить да на людей посмотреть. Получилось прогуляться и пива попить. А с людьми произошла неувязка. Елисей зачем-то пошёл на шум толпы неподалёку и увидел, что там небольшой гей-парадик происходит. И толпа зевак – от откровенно поддерживающих и до откровенно отвергающих такое действо! Естественно, Елисей примкнул ко второй части. Вскоре завязалась потасовка и мой кореш не преминул в ней поучаствовать. Надо сказать, что Елисей росточка немалого, что-то под метр девяносто, и кулаки у него почти с мою голову размером. Прямо скажу, не повезло тому, кто под его кулак попался! Полиция откуда не возьмись, крики, вопли. Продержали его в каталажке почти сутки, потом заставили подписать непонятные ему документы и отпустили на все четыре стороны. Плохая история, короче! Но во всём плохом можно и хорошее найти! В камере вместе с ним попались братья-славяне из Польши и Словении, которые тоже за машинами приехали в Германию. Они-то и надоумили Елисея не покупать легковушку, а купить либо минивэн, либо вообще микроавтобус, чтобы в дальнейшем было на чём на хлеб зарабатывать.

  В первый же день после вынужденной отсидки Елисей стал счастливым обладателем серебристого французского восьмиместного микроавтобуса за очень-таки разумную цену. Елисей буквально всего его «обнюхал», полдня почти на это потратил и смог ещё немного сбить цену за обнаруженные мелкие визуальные дефекты. Продавец помог быстро закончить все формальности с полицией и тут произошло очередное недоразумение.

  В автобусе на зеркале висела ленточка - флаг Германии и Елисей предложил продавцу её снять. Продавец вдруг ощетинился и на повышенных тонах начал что-то гневно выговаривать Елисею, отчаянно размахивая руками. На его шум выскочили сразу три полицейских: Вас ист дас? Продавец показывал руками то на Елисея, то на флаг и продолжал выкрикивать столь знакомые с войны слова – «шайзе» и «швайн». Елисей загрустил. Он только утром вдохнул воздух свободы, а тут...

  К нему подошёл один из полицейских, положил Елисею руку на плечо, вонзился в него холодным стальным арийским взором и произнёс: Was ist los? Dir gefаllt die deutsche flagge nicht? Warum? (Что происходит? Вам не нравится немецкий флаг? Почему?)

 Из всего сказанного Елисей понял только одно слово «варум», потому что это фамилия Анжелики Агутиной, поэтому тяжело вздохнул, повёл крутыми плечами и засунул свои так некстати огромные кулаки в карманы джинсов. В кармане он вдруг нащупал что-то неизвестно мягкое и вытащил его наружу – ёшк-перекос! Во вчерашней драке он с кого-то сорвал радужную ленточку и по ошибке её в карман сунул! Елисей оторопел, а продавец вдруг захохотал, быстро снял немецкую ленточку с зеркала и на её место водрузил «радугу». Полицейские весело заголосили: Ja, ja, es ist in Ordnung!  (Да, да, всё в порядке!). Как говорил Задорнов, «файлы сошлись», и Елисей ещё пару кварталов терпел это беспутство на своём зеркальце.

Накупил в магазине продуктов, воды и фруктов, под пробку залил в бак солярку и, помня о недавнем нападении на него в Польше, купил бейсбольную биту.

  Дорога прошла без приключений и дома Елисей неожиданно удачно внедрился в сферу товаро-пассажирских перевозок, работая у одного из многочисленных работодателей, с нетерпением ожидая почтового извещения.

Время шло, а почты всё не было и не было. Елисей стал нервничать. И не мудрено, ведь если наследство не придёт, то ему нужно будет опять отдавать немалый долг своим белорусским родственникам!

 А тут очередная неприятность – с женой поругался из-за какой-то мелочи. И не просто поругались, а вдрызг разгрызлись, прямо до развода. Елисей собрал в маленькую сумку на колёсиках своё самое необходимое и так грохнул дверью, что штукатурка в коридоре обсыпалась! И поехал. Куда ехал, зачем ехал, к кому ехал – без понятия. Просто ехал прямо вперёд по крайней левой полосе и всё.

 На одном из перекрестков остановился на красный свет светофора прямо за джипом крутым, который первым стоял. Ну, остановился и остановился, против правил не попрёшь. А перекрёсток очень насыщенный и светофор долго не переключается. Загорелся зелёный, впереди стоящий джип проехал немного и остановился. Стоит и стоит себе. Елисей сигналит, Елисею задние сигналят, а он справа не может этот джип объехать, потому что там свой ряд машин сплошным потоком катится. Вспомнил тут Елисей про свою биту, достал её из-под сиденья, вышел на свежий воздух и расколошматил джипу левые поворотники – сначала задний, а потом и передний. Из джипа качок выскочил с вопросом типа «ты что творишь?», а Елисей так спокойно ему и отвечает: «А нахрена тебе поворотники, ты ведь ими всё равно не пользуешься!». Из джипа ещё двое нарисовались и началось. Пара ребят из других машин подскочили, они всё видели и Елисею очень помогли, а то бы валяться ему либо в больнице, либо вообще валяться. Обошлось: быстрый суд, свидетели нашлись в пользу Елисея и правил дорожного движения. Дали всего месяц принудительных работ и оплатить за испорченные фары довольно внушительную сумму.

  Недели через две извещение пришло. Елисей на нервах  улицы метёт – а вдруг назад пакет отправят? Спасибо одному надзирателю, разрешил на почту позвонить и уточнить правила и сроки хранения.

Досидел Елисей своё и «с чистой совестью» на свободу вышел. Жена ждала у проходной. Раздумала разводиться до очередного скандала.

Елисей пообедал и сразу в гараж за бусиком побежал. Завёл, поехал, а там в коробке что-то греметь стало при переключении. Месяц назад всё в порядке было! Ну надо же!... Он тут же в сервис к приятелю. Тот послушал, понюхал и посоветовал продавать автобус как можно быстрее, потому что там не только коробка, а и всё остальное такое г…, простите, такие пищевые отходы, что на ней даже по городу вокруг дома ездить опасно, не говоря уже о дальних поездках! Приятель предложил Елисею легковушку. Тоже француз, но в очень хорошем состоянии и за малую цену. Куда деваться? Купил Елисей, а «Микрик» приятелю и отдал то ли на ремонт, то ли на разборку. В деньгах мало потерял, разве что морально пострадал за пятерых.

 Был уже конец июля, а родственники сказали, что «Батька» границу открытой держит только до десятого августа. В общем, сроки поджимали и Елисей, собрав все документы и сделав нужного размера фотографии своего анфаса, рванул в белорусское посольство оформлять очень срочную визу. Там его паспорт покрутили, покрутили и назад вернули – срок действия истёк полтора месяца назад!

Времена нынче тяжёлые, очень много в городе беженцев. В паспортный отдел запись на много дней вперёд. Вот поэтому сидел сейчас Чатланин со мной в кафе и переливал своё жизненное фиаско в пенный пивной бокал. Не повезло мужику. Не повезло…

- Слышь-ка, Леся (мы его так в молодости называли),- вдруг пришло мне в голову, - так ведь моя дочь Тамарка второго августа в Минск в командировку едет на машине. Позвони родственникам, пусть приедут в столицу и созвонятся с ней. С Тамаркой, конечно, а не со столицей!

  Знаете, очень приятно видеть, как изменяется лицо человека, вновь обретшего цель в жизни! И грядущую финансовую свободу! Я видел это лицо, я знаю, как это приятно!

P.s. Нормально Тамарка всё сделала! Вернётся из Минска – потащим её в кафе – заработала!

* В фильме «Кин-дза-дза» представитель более высокой расы на Плюке, чем пацаки.
В свое время захватили власть на этой планете, подчинив пацаков.
вероятно название происходит от слова «чатл» – плюканские деньги,
есть и другие варианты.
визатор определяет их оранжевым цветом, пацаков – зеленым.
Уэф: «ты пацак, ты пацак, и он пацак! а я – Чатланин! и они – чатлане! так что ты цак одень и в пепелаце сиди!»

15-16 августа 2022
Рига