Жил один сардинолов

Ольга Борина
Когда-то он мечтал стать подводником. Но то ли желание  было слабым, то ли судьба не сильно хотела участвовать в его исполнении, только к сорока семи годам, Михаил, а именно так зовут героя моего повествования, так в подводника и не превратился.
Женился он довольно поздно. Ему было тридцать пять, ей сорок два.
Детей она уже имела. Двоих, дочку Анну и сына Петра.
Жена Варенька любила каждый год отдыхать в Анапе. Михаил к капризам жены относился сдержанно и терпеливо. Но вот присоединяться к такому отпускопроведению не спешил.
Потому отдыхали супруги вначале порознь.
Что, впрочем, ничуть не портило их семейных уз, и ни на сколько не отдаляло молодожёнов друг от друга.
Однажды, Михаилу подарили симпатичного пса, породы спаниель. Имя ему было дано Камбуз. Так как щенок только и терся, что возле кухни.
В целом, пёс был спокойным и послушным. Лишь один недостаток, который, увы, перечеркивал почти всю положительность псины, был у Камбуза.
Он панически боялся поездок в автомобиле. Что так испугало щенка или кто, выяснить так и не удалось. Поэтому хозяева с Камбузом вынуждены были передвигаться только пешком.
Да, совсем забыла сказать, что Варенька была заядлой автомобилисткой.
И путешествовала она в Анапу всегда на автомобиле.
Приучил Варю к этому  её первый муж Илья.
После развода Варваре досталась подержанная машинка с названием Марк два, в народе именуемая, Чемодан.
Автомобиль был хоть и не новым, но вполне удобным для передвижения по дорогам нашей разнодорожной страны.
Варенька возила на нем детей в школу, ездила на дачу, и разумеется это был ее «летучий корабль»  для  поездок в Анапу.
Но время шло, машина начала требовать вначале мелкого, а вскоре не очень мелкого ремонта.
И Михаил решил осчастливить  супругу новой авто игрушкой, с более благозвучным прозвищем Апельсинка.
Бордовый Опель хоть апельсинку напоминал очень отдаленно, но в остальном был хорош во всех смыслах, и Варенька стала уговаривать мужа, ездить теперь в Анапу вместе.
Супруг море любил исключительно в виде фильмов или вареных креветок, и потому изменять своим принципам не спешил.
Но на этот случай у Вареньки имелся главный козырь.
Которым она и поспешила воспользоваться.
Первый муж прикупил в Анапе небольшой домик. И теперь Варвара искренне переживала за свои Анапские отпуска.
Приезжать в город, где проживает бывший, к которому естественно будут бегать их общие дети, станут случаться какие то ненужные встречи и пересечения на анапской местности двух давно уже ставших друг другу чужими людей, совсем не радовало Варвару.
Михаил задал жене резонный вопрос, почему бы не сменить Анапу на какой-то другой курорт, внятного ответа не последовало, одно лишь стало абсолютно ясно: изменять Анапе Варвара не собирается.
Немного поломавшись, Михаил наконец согласно махнул рукой.
Варвара радостно кинулась на шею мужу и начала собирать чемоданы.
Но тут встал новый вопрос. Камбуз!
К этому времени пёс значительно вырос и  поумнел, но боязнь авто у него не просто сохранилась, а с годами лишь усугубилась.
Обычно проблем это не вызывало, так как Михаил машину не водил, на море не ездил и с Камбузом всегда оставался именно он.
Но этим летом нужно было срочно искать для Камбуза временного хозяина.
Ранним московским утром 13 августа Михаил повел Камбуза на соседнюю улицу к своему давнему приятелю Анатолию.
Тот как раз только что вернулся с моря и встретил Михаила и Камбуза загорелый, розовощекий и слегка возбужденный
Оказалось, что Толик тоже ездит в Анапу каждый год.
Известие это сильно удивило Михаила. До этого дня он искренне полагал, что кроме его жены в Анапу особо никто не рвется.
И так, Анатолий.
Тех же сорока семи лет, что и Михаил. Высокий, с небольшой залысиной на затылке, которая его совсем не портила, а даже немного украшала, как говорил в одном советском фильме главный герой, одним словом, бабы таких любят.
Он стоял в коридоре в одних плавках и босиком.
В квартире раздавался сильный запах рыбы.
Михаил  поморщился и хозяин, рассмеявшись,  пригласил  гостей на кухню. Камбуз к изумления Михаила, первым проскочил в дверь и уже сидел на табуретке, потягивая собачьим носом воздух.
- Скумбрия что ли? – спросил Михаил.
- Сардина! - Гордо заметил хозяин.
Он выхватил из раковины крепкую блестящую  рыбину.
- Рекомендую! - договорить он не успел.
Камбуз подпрыгнул и ловко ухватив зубами сардину, утащил ее куда то в коридор.
-Да, я не голодный, - будто оправдываясь за питомца ляпнул Михаил.
-Ха! Да я ловить тебе ее рекомендую!
Анатолий сунул руку за кухонный шкаф и достал оттуда резиновую сумку, скорее напоминающую мешок.
Из сумки торчали маска, перчатки и длинный трезубец, похоже от старого арбалета.
На дне еще был нож, какие то ремешки и бутылка из под воды.

- ???  - Михаил удивленно поднял брови, потому что Анатолий не просто протянул  сумку, а почти впихнул её приятелю в руки.
- Снасти мои, вещь! Бери, дарю! Я себе уже новые взял.
В этот момент он рукой указал в сторону балконной двери.
За стеклом Михаил разглядел новые коробки. Судя по картинкам на них, это и были новые снасти для Толика.
-Да я, .. это, - Михаил замялся, не любитель я…
Но отказов Толя не принимал.Камбуз заскулил, и получив очередную рыбину, удовлетворенно улегся на половик в коридоре.
Приятели поняли, Камбуз  нового, хоть и временного хозяина, уже признал.
Толик откровенно ржал над сгорбившемся Михаилом, державшим в руках пока непонятно для чего нужные ему подарки.
- Вон, он знает, зачем рыбу ловить, - приятель указал на Камбуза.
Тот икнул пару раз и сделал вид, что начинает дремать.
Михаил поспешил откланяться, боясь к снастям получить еще какую нибудь ерунду.

Войдя домой, он первым делом бросил мешок с содержимым в обувной шкаф поверх каких то кроссовок и сланцев, и благополучно о подарке забыл.
В общем, четырнадцатого числа, семья выдвинулась на Апельсинке в Анапу.
Чемоданы собрала жена. Детям помимо интернета ничего не было нужно, поэтому Михаил блаженно растянулся на переднем сиденье рядом с Варенькой и всю дорогу ехал в прекрасном расположении духа, подпевая радиоприемнику всё, даже новости села.
Сделав несколько остановок, семейство добралось до Анапы.
Разбирая вещи, Михаил к ужасу своему увидел среди них мешок со снастями…

-Варя, мать твою, это то на хрена взяла?! – муж был взбешен и Варя поспешила всё уладить.
- А я, Толику звонила перед отъездом, про Камбуза узнать,так он очень просил снасти в Анапу не забыть.
Сказал ты Камбузу обещал сардины привезти! Рыболов ты наш анапский!
Михаил сочно плюнул в сторону снастей. Но Варвара этого уже не видела. Она выскочила на улицу и скрылась за калиткой.
Утром, к еще большему изумлению Михаила у его кровати на полу лежала пара новеньких ласт..
- Варенька, ты меня убить хочешь!?
- Наоборот! Толя сказал, купить тебе хорошие ласты.
Он мне всё-всё объяснил, как там надо ловить, я тебя буду консультировать, не бойся, всё будет под контролем!
Вот так Михаил и стал «подводником», вернее сардиноловом.

С тех пор каждое лето, они приезжали в Анапу вместе.
Спускались на дикий пляж с горы под маяком и начинался сардиноловный ритуал.
Они усаживались на самый большой на пляже камень, Михаил доставал из резинового мешка маску, смачивал ее морской водой, одевал поверх кепки, козырек которой он предварительно отворачивал назад.
Потом доставал из мешка бутылку с водой и делал несколько больших глотков.
Убирал бутылку внутрь сумки.
Вставлял ноги в приготовленные женой ласты.
Брал перчатки, мочил их , одевал,  расправляя все пузыри и морщины на их черной коже, убирал воздух.
Завязывал на узел мешок.
Поворачивался спиной к морю и осторожно ступая по камням уходил на глубину.
Плавал он обычно довольно долго, час, полтора. Но когда он выбирался на берег, Вареньке в руки всегда сыпались одна-две красивейшие ракушки, парочка другая крабов, и три четыре небольшие блестящие сардины.
Михаил и представить не мог, что это занятие станет для него настолько увлекательным.
Ловля сардин и отпуск – одно без другого Михаил уже и представить не мог.
**************
Я сидела на диком пляже, бросала камушки в соленую морскую волну и грустила.
Позади меня послышались шаги.
Я оглянулась и увидела своего старого знакомого сардинолова.
Он кивнул мне, узнав.
Я наблюдаю его уже много лет. Он  слегка постарел, впрочем, как и все мы стареем с годами.
Как мне показалось, он стал немного сутуловатым, чего я раньше за ним не замечала.
Но не это заставило меня разглядывать его особенно внимательно.
Сардинолов стал каким то серым.
Не в смысле цвета глаз или кожи. Он стал каким-то сероватым по жизни. Планктонообразным что ли… Он, обычно яркая достопримечательность нашего дикого места, теперь тихо присел на камень, достал маску, смочив водой, сняв при этом кепку….
Открыл бутылочку, сделав четыре или пять глотков, убрал ее обратно в мешок.
Надел перчатки на почти сухие руки, вставил ноги в брошенные ласты и повернувшись спиной к морю, пропал в пучине.
Было жарко и я не стала дожидаться его возвращения.
Так продолжалось около десяти дней.
Он приходил всегда в одно и тоже время. Молча, кивком головы, здоровался со мной.
Я смотрела на него сковозь темные очки, мне нравилось разглядывать его крепкие ноги, красивые глаза и тонкие довольно ухоженные пальцы на руках.
Ставший уже знакомым мне ритуал сардинолова я выучила почти наизусть:
Камень, мешок, маска, бутылочка, глотки, перчатки, ласты. Уходящая в морскую пену фигура симпатичного мужчины …
Всё было одинаково и не изменялось уже много много лет.
Одна деталь в этой картине заставила меня заволноваться и напрячься.
Сардинолов был один….
И вот в последний день моего отпуска, я разговорилась со стариком, местным жителем, который тоже приходит всегда в одно со мной время, окунается в море и бежит обратно наверх по скользкой горной тропинке, несмотря на свой солидный возраст.
Старику оказалось 84 года.
Он всегда много курит и меня это обычно слегка раздражает. Но не сегодня.
Сегодня мне захотелось вдохнуть аромат сигарет.
Я подсела к нему и попросила у него сигарету.
Он с улыбкой протянул мне пачку Явы, как то лихо подбросив ее, так, что одна сигарета оказалась у меня в ладони.
Я закурила и спросила про сардинолова.
То, что рассказал мне старик, повергло меня в шок.
Я поняла, почему, бросив курить лет 12 назад, сегодня меня потянуло к табачной нирване.
Старик оказался хозяином домика, в котором квартировал сардинолов.
Затянувшись сигаретным дымом, старик аккуратно переложил свою майку на другую от меня сторону и головой указал на освободившееся место на камне.
Я присела.
Старик начал рассказ , из которого я узнала, что зовут сардинолова Михаил.
 Прошлым летом они семьёй как всегда приезжали в Анапу.
На обратном пути в Москву Варенька заснула за рулем…
Погибла она, дочь Анна и сын Пётр.
Вы спросите , а как же Михаил?!
А Михаил тем летом впервые в жизни решил задержаться в Анапе еще на неделю, так как к нему приехал Толик. Тот самый Толик. Толик женился и пёс  Камбуз с тех пор, оставался с женой Толи….

P.S.

Я курила, и вглядываясь в морскую даль, хмурила лоб и кусала губы.
Только сейчас я поняла, что ещё смущало меня эти десять дней.
Бутылка сардинолова.  В ней теперь была не вода, теперь в ней всегда был спирт...