Израильский дневник. Часть 2

Рита Аксельруд
26.12.18.  Уходящий год  богат интересными событиями. В декабре  мы ходили гулять с Сонечкой и на качелях познакомились с мамой трёх сыновей. Младший – ровесник Сонечки, а  старший учится в 12 классе и готовится к багруту по физике. Теперь мой муж, опытный учитель физики -  с этим мальчиком занимается, а завтра, возможно, получит доступ в школу.

5.01.19. Вспомнилась песенка 90-х годов: «Новый год наступил, кушать стало нечего». Слава Богу, у нас теперь изобилие. Наготовили столько, что и сегодня ещё не всё съели. Пирожки – рогалики с мясом я пекла в честь 100-летия со дня рождения моей мамы. 31 декабря как раз были занятия в ульпане. Я принесла две коробки печенья и сказала на иврите, что сегодня 100 лет моей маме.  Наша преподавательница Корин меня обняла и сказала, что это очень хорошо – отмечать день памяти. Имя моей мамы она написала на доске, а все присутствующие меня благодарили. 
Уже два дня снова хожу на тренажёры.

7.01.19. Январь – самый холодный месяц года в Израиле. Вчера был сильный ветер, а вечером – дождь. В Украине снег , метели. Мы были у Оли, поздравляли с днём рождения.
28.01.19. Вчера  были с мужем  у пудиатра. Раньше даже не знали, что есть такая врачебная профессия. Невысокая женщина пудиатр, наверное, одна на весь Израиль. В Ашдоде бывает только по воскресеньям, а в очередь к ней на приём записываться приходится за полгода. Вообще, в Израиле врачей не хватает, как и учителей физики.
  У меня очередная простуда- насморк третий день. Наши киевляне отдыхают в Арабских эмиратах с 26 января.

1.02.19. Мы заказали в издательстве книгу мужа «Уроки жизни». Напечатали быстро и красиво – 50 экземпляров  в красной обложке и на последней странице обложки фото всех  напечатанных в Украине его книг. Будем дарить всем друзьям.

  29.03.19. Приехала Алечка, и мы торжественно отметили наши юбилеи в кругу семьи с Олей, Светой и Антоном. Оля решила сделать нам такой необычный подарок – оплатила для Светы билеты на самолёт из Таллинна и обратно. Для нас приезд Светы был настоящим сюрпризом. Оля мне позвонила и говорит:
- Мы Вам тут приготовили подарок, но не уверены, что подойдут габариты. Приходите сегодня к 3 часам и посмотрите.
Я подумала, что это какая-нибудь мебель но не стала расспрашивать. Мы собрались и  пришли к Оле. Входим и видим, что на диване сидит какая-то полная женщина. Мы поздоровались. Вдруг эта женщина встаёт и идёт навстречу с объятьями. Тогда, наконец,  мы узнали Свету  и очень обрадовались – в самом деле это оказался необычный и приятный подарок для всех нас. Мы общались по скайпу, а так, лицом к лицу, не виделись много лет.

  31.03.19. Мы рано утром вылетели из аэропорта Бен-Гурион в Киев. Отвозил нас Дима под проливным дождём. Через три часа были в Борисполе.
1.04.19.  Поехали на такси на новую квартиру. В Киеве очень холодно и ветрено. Квартира показалась не очень большой, но всё сделано очень качественно и с большим вкусом. Аля совершает очередной подвиг.
2.04.19. Из-за сильного ветра муж простудился, ночью  почти не спал и принял решение лететь в Израиль. Алечка тут же взяла билет и отвезла папу в аэропорт. Накануне ещё купили ему новые туфли. Встретили его Павлик с Сонечкой. А мы с Алей пошли покупать мне карточку для телефона , а также в ортопедический магазин. Там мне подобрали стельки в кроссовки и специальные босоножки вместо домашних тапочек, чтобы не искривлялась стопа. А  в 16 часов мы сели в скорый поезд и поехали в Подольск (Бывший Котовск). Ночевали в гостинице со всеми удобствами, даже фен и электрочайник.

  3.04.19. Незабываемая поездка в Балту на такси (старые «жигули» и не очень опытный таксист). Застряли посреди холмов и полей на грунтовой дороге на целых полтора часа. Водитель долго искал причину поломки. А мы с Алей наслаждались весенней погодой. Высоко в небе летали  жаворонки и услаждали нас прекрасным пением. Потом другой водитель отвёз нас в Балту на автостанцию. Мы оставили там одну сумку, заказали места в маршрутке, купили на базаре искусственные и живые цветы и поехали на кладбище на такси. Я обошла все дорогие могилы, а Аля долго стояла у могил дедушки, бабушки и тёти Сони.   
 На кладбище к нам подошла Наташа, которая убирает вокруг могил. Она сказала, что  очень удивилась, узнав о нашем переезде в другую страну. Мы ей всё объяснили, дали деньги на ремонт ограды и за добросовестный уход за могилами.
С кладбища шли пешком. Зашли к Миле. Она была счастлива. А вообще она очень несчастный человек – всю жизнь работала глазным врачом, а после неудачно прооперированной глаукомы стала совершенно незрячей. Кроме того она ещё и оглохла. Муж недавно умер, дочка Надя давно живёт в Израиле, родные брат и сестра живут в России, давно не приезжают.  Спасибо Оле, социальному работнику,  которая за ней ухаживает! Потом я зашла  к Эльзе – бывшей соседке. Она нас ждала и очень обрадовалась. Живёт со своей Валей и тремя её сыновьями. Младшему Коле пять лет, а есть ещё Дима в первом классе и Саша в седьмом. Валя не работает. Галочка – Валина дочка – заканчивает в Одессе музыкальное  училище и вернётся в Балту. Её ждут в музыкальной школе. Как хорошо мы сделали в 2004 году, отдав Эльзе пианино для Гали! Теперь она прекрасно играет и будет учить детей играть на фортепьяно.
Во дворе встретили маму Алиной покойной подруги Тани Швец. Аля с ней долго разговаривала, пока я была у Эльзы. Потом я обошла здание бывшего укртелекома, где заканчивается капитальный ремонт и уже работает еврейский культурный центр. Винярский – молодец!
 На такси поехали к Винярским. Аля подарила Зое израильскую косметику,  а   девочкам мы привезли  халву. Позже пришёл Дима Винярский. Мы говорили о жизни в Израиле, о иврите. Нас кормили вкусным обедом. Потом я на такси поехала в город, чтобы встретиться с Феней, подругой юности,  а Аля осталась и дождалась прихода из школы дочек  Винярских Фриды и Яны.  Таксист довёз меня почти до военного городка, а Феня уже спускалась по тротуару. Мы обе были очень рады нашей долгожданной встрече. Таксист довёз нас до Музея. Там  хотели посмотреть выставку балтских художников, но она была закрыта. Посидели в зале, поговорили с новым экскурсоводом. Это женщина лет 50-ти, которая переехала в Балту из Кодымы, как будто  « с Луны свалилась» , ничего не знает о Балте и балтянах. Вышли мы с Феней на улицу  и около музея ждали Алю. Феня подарила мне именные часы. Эти часы ей вручила Балтская администрация за многолетний учительский труд. Наверное, это единственная дорогая вещь в её доме, но я не могла отказаться.  Феня и Дима Винярский проводили нас на маршрутку, и мы уехали из Балты. Только один бог знает, побываю ли я когда-нибудь снова на родине.
Вечером мы уже были в Каролино-Бугазе. Пока мы располагались, приехал Максим и привёз дедушкины книжки, которые мы послали ему по почте.

 4.04.19.  Утром, пока я разбирала вещи, Аля сходила в магазин и принесла продукты. После завтрака мы пошли в среднюю школу. В учительской была только Татьяна Николаевна Голуб. Она и получила первую книгу с дарственной надписью. Она вспоминала моих родителей, которых хорошо знала, так как в Балте окончила педагогическое училище и  , пока училась, жила на квартире в том же доме, где жили мама и папа.  Татьяна Николаевна была очень довольна нашей встречей и подарком.
Я подошла к физкабинету и вызвала в коридор Татьяну Павловну, выполнила возложенную на меня важную миссию и вручила Т.П. макет Украинского Центра космической связи, изготовленный нашим Димой с большим мастерством.  Пока мы стояли у физкабинета, к нам подошли Ольга Николаевна  - учительница математики-  и Ущиповский – учитель физкультуры. Они приехали из Овидиополя, где проходили очередную аттестацию. Поговорили коротко. Потом к нам подошла Лидия Петровна – библиотекарь. Она получила книгу «Уроки жизни», а мне подарила фотографии с вечера поэзии, на котором выступали со стихами мы с Надей Таран. Я подписала от имени мужа все восемь книг.  В учительской долго разговаривала с завучем и директором, рассказывала о жизни в Израиле и о том, что муж работает в школе лаборантом кабинета физики, а ещё пишет книги и печатается в украинских журналах, делает презентации по физике и отправляет на свой сайт. Очень жаль, что он не смог по состоянию здоровья побывать в родной школе, где проработал без малого 30 лет.
   После обеда мы с Алечкой поехали в школу-интернат. Завуч  Наталия Григорьевна нас встретила, поводила по кабинетам, открыла дверь музея, где сейчас происходит переоборудование  и стоит полный хаос.  Вечером пришла Светлана Алексеевна – соседка и подруга. Я ей тоже подарила книгу «Уроки жизни». Мы пили чай и разговаривали. Договорились, что она придёт 8 апреля и заберёт все вещи.

  5.04.19. Утром мы с Алечкой поехали в Одессу. Первым делом к стоматологу Савелию. Всё получилось очень быстро и хорошо. За полчаса он   почти решил две мои проблемы и велел приехать во вторник, когда будет готова коронка. Сидишь у него в кресле и как будто смотришь кино в кинотеатре 5Д – тут  тебе на месте и рентген, и водичка льётся, и воздух обвевает рот. Я всё это ему и сказала с благодарностью, когда приехала 9-го. Ещё познакомилась поближе с его помощницей медсестрой. Она рассказала, что окончила медучилище, а в институт поступать не собирается, т.к. её профессия очень востребована будет всегда. А учиться в медицинском институте – это только тратить огромные деньги напрасно. Здесь, у Савелия Александровича она учится всему. Я её понимаю.
   По дороге к трамваю я позвонила своим бывшим ученицам Свете Дехтяренко, Тане Чуперко и Свете Каранфиловой.  Со Светами обеими мы встретились на Старосенной площади у замечательных золотых дельфинов. С Таней встретиться так и не удалось – она была на работе. Алечка позвонила Оле Новак, и мы встретились там же. Она пришла с сыном Алёшей. Мы сидели в кафе и разговаривали, общались. Алёша сказал, что не будет продолжать учёбу в вузе. Он перешёл жить на квартиру и теперь работает программистом. Оля расспрашивала меня о Лёке – своём отце.  Ей было интересно узнать, что дедушка Миня был художником-самоучкой. Значит её таланты художника не на пустом месте.
  Около пяти мы расстались и поехали троллейбусом к Березовским. Там была очень тёплая и сердечная встреча со Светой и Лёней. Мы подарили свои подарки, и они нам подарили акварель с видом на памятник Дюку с надписью в честь 155-летия со дня рождения (В марте 2019 года  нам с мужем вместе исполнилось 155 лет) . Страшно подумать! Но не хочется думать о возрасте!

  6.04.19. Это была суббота. Весь день я посвятила сборам, а  ещё была встреча в школе-интернате  с Яной Ефимовой и Аней Думик.  Мы целый час провели в музее, фотографировались около макета, девочки фотографировали то, что им было интересно. Мы с Яной договорились встретиться в Киеве 13 апреля. Она обещала «тортик» для Кати.  А вечер мы провели с Максимом и Светой в доме. Ремонт шикарный, особенно понравились кухня, прихожая с тёплым полом, ванная. Света наготовила много вкусной еды.     Потом Максим отвёз нас домой.

  7.04.19. Мы с  Алечкой позвонили Неле Валентиновне и к 12 часам были у неё. По дороге на маршрутку я встретила Оксану Маковей с коляской.  Я её поздравила с рождением сына. А она сказала:                - Хорошо, что Вы живёте на родине!                - Родина у нас здесь, - возразила я.                - Ну, там Ваши корни!                - И корни наши в Украине! – сказала я, передала привет её маме и пожелала ей здоровья, счастья и добра.
  Неля Валентиновна нас ждала. Она была очень рада, накрыла стол с чаем и бутербродами. Рассказывала о своих внуках и правнуках и о приёмной внучке Соне. Вечером приехал Максим и проводил Алю  с двумя сумками на поезд в Киев.

   8.04.19. У Алечки юбилей 50 лет. Они отмечали в Киеве, в кафе, всей семьёй и с подругой Али. А я перебирала бумаги и отнесла в школу приборы для физкабинета. Встретилась с Людмилой Андреевной. От неё много узнала разных новостей и дала ей деньги на веночки – память  о Маше,  Ксении Спиридоновне      и других дорогих людях, которых уже нет с нами.
   Вернулась домой и приготовила сумки для С.А. Она не захотела есть и пить – новая болячка выскочила на щеке. Сумки она унесла, но не всё. Договорились ещё встретиться завтра перед моим отъездом.
  Потом пришли четыре старшеклассника и отнесли в библиотеку огромную сумку с бумагами.
  А мы с Максимом поехали в Овидиополь к нотариусу. Долго ждали, но оказалось, что нужно ещё делать документы.
Вернувшись из Овидиополя,  я взяла вазочку с зефиром и зашла к нашим соседям из второй квартиры. Они очень обрадовались, обнимали меня,  расспрашивали и сами рассказывали о том,  что их волнует. А кого не волнуют предстоящие выборы и все события в Украине?!
 
  9.04.19. Последний день в Каролино-Бугазе.  Я решила навестить своих друзей. Света была в магазине. Она дала мне три коробочки конфет. Сначала я созвонилась с Аллой Ивановной и пошла к ней в гости. Оказалось, что сегодня день ангела Аллы и Ларисы. Во дворе сидел двоюродный брат Аллы Ивановны , а меня она позвала в дом, где был накрыт праздничный стол. Вскоре пришла Людмила Николаевна. Они обе расспрашивали меня о жизни в Израиле. Здесь пустили сплетню, будто бы мы купили однокомнатную квартиру. Я объяснила, что это совершенно не реально.  Потом я пошла к Анне Миновне. Она была дома одна. Её муж Вася умер 10 апреля 18 –го года. С ней живёт младшая внучка Аня, которая вернулась из Москвы, поступила в Одесский педин на худграф на заочный и работает в школе-интернате  учителем рисования и воспитателем. Миновна уже не держит коров и телят. Но возится на огороде и говорит, что это  поддерживает её здоровье. Я ещё собиралась навестить Надежду Андреевну, но не успела – Максим отвёз меня в центр. Мне ещё надо было зайти в овощной магазин и забрать заказанный подчерёвок для  Димы. В магазине были  две знакомые продавщицы. Они очень мне обрадовались, пожелали нам всего самого хорошего, передали приветы мужу, замечательному учителю, которого часто вспоминают с большой благодарностью.  Оттуда я занесла домой мясо и  пошла в гости к Ольге Ивановне. За десять лет, когда она работала в школе-интернате  секретарём, а я – завучем и потом социальным педагогом, мы подружились. Поэтому я не могла к ней не зайти.  Она сейчас живёт у дочки  Иры. Ждали меня с нетерпением, накрыли шикарный стол со множеством салатов, рыбой, пирогом и вином. Потом пришёл Никита. Он уже в 7 классе, и у него проблемы с алгеброй. Я ему кое-что объяснила и по его компьютеру поговорила с мужем  через скайп.  Ольга Ивановна и Никита проводили меня домой. Я подарила Никите книгу   «Уроки жизни». Потом снова пришла С.А. поговорили, я отдала ей все продукты и ещё какие-то вещи и проводила её до её подъезда. Через несколько минут приехали Максим со Светой и отвезли меня на станцию, помогли занести вещи в вагон.

  10 – 12.04.19. Утром на вокзале  в Киеве меня встретила Алечка. На такси доехали до дома. 
    В Киеве расцвел барвинок, цветут абрикосы, но довольно прохладно. Зато меня там тянуло писать стихи. А по ночам не спалось – тревожили мысли об отлёте, о багаже.  Как уместить всё, что я хочу отвезти в Израиль?  Я ходила на почту. Отправила две бандероли в Каролино-Бугаз  -  книги  для Максима, для Нели Валентиновны, для  учителей.

   13.04.19. С утра у Кати было плохое настроение, правда, наши подарки ей понравились.  Мне позвонила Яна, мы встретились около магазина «Фора». И она отдала мне коробку с тортом и пригласила поехать к ней в гости. Мы отнесли торт (Аля спустилась и забрала увесистую коробку) и на машине поехали в село, где в прекрасном кирпичном особняке под сосновым лесом  живёт теперь Яна с новым мужем и шестилетней дочкой  Машей. Муж был на работе, а дочка – у своего отца. Яна  рассказала мне всё о себе, о своей жизни, об Ане Думик. Она меня поила кофе и чаем, показывала дом, рассказывала о планах, о бабушке Вале  - маминой маме, о своём несчастном брате, который родился от родителей, больных СПИДом, прожил меньше 20 лет и  умер несколько лет назад. Потом она отвезла меня домой.  Вечером пришла Аня, и мы отпраздновали день рождения Кати. Торт не ели – оставили на вечеринку 14-го. Ели салаты и яблочный пирог, который я испекла утром.

   15.04.19.  в 8.15 мы с Алей уже были у подъезда её дома на Подоле. Разбудили Аню, и пока она собиралась, Алечка быстро и ловко уложила все вещи в  дорожную сумку. На такси мы доехали до Борисполя и благополучно улетели. Дима встретил нас с Аней  на выходе из аэропорта.

  26.04.19. Аня улетела в Будапешт. Десять дней в Израиле ей очень понравились. Павлик и Артём повозили её по всем достопримечательностям. Дедушка прыгал с ней по дюнам в пустыне и свозил её в Иерусалим. Бабушка вкусно кормила. Оказывается, Израиль – это сороковая страна, где она побывала