Золото

Марина Веринчук
У Маруси в семье было ЗОЛОТО. Нет, не золото, а именно так  – с придыханием, и в полголоса – «ЗОЛОТО». Оно хранилось в батистовой салфетке, потом заворачивалось в хлопчатобумажное полотенце, затем в махровое полотенце, а уж потом в неприметную рогожку – вроде как никто не позарится.
Главным сокровищем золотого запаса были: бриллиантовое кольцо модного советского дизайна «Императрица» - один большой бриллиант и россыпь вокруг, кольцо было овальной формы, смотрелось дорого и изысканно. Дедушка подарил его бабушке на день рождения, а бабушка - Марусиной маме – на окончание института; еще был красивый сапфировый браслет, подаренный маме папой на второй день знакомства; кольцо с аметистом, меняющим цвет; дедушкина золотая звезда Героя Советского Союза; уродливые часы «Чайка» с золотым корпусом и браслетом; пять колец – с рубином, аквамарином, жемчугом, изумрудом, турмалином; невнятные гранатовые серьги с огромными «лапками» вокруг камня; ну и по мелочи- цепочки, и еще что-то,  какие-то кулоны, браслеты, что именно, сейчас и не вспомнится за давностью лет, но наверняка оно было важное важное и значимое. Все это богатство считалось главными семейными реликвиями. Золото несколько раз переезжало: как только семья меняла местожительство, золото меняло его тоже – по городам, весям и пригородам, запас  дробился и множился, расслаивался и пополнялся, потом коллекция воссоединилась, когда бабуля стала жить с Марусиной семьей. Это был золотой запас семьи, но никто никогда не надевал эти украшения, даже на праздники.  Было совершенно непонятно, почему.
Маруся прикасалась к золоту несколько раз – в детстве, когда бабушка раскрыла ей тайну пещеры Алладина, затем в 15 лет, когда мама подарила Марусе кольцо с рубином и двумя бриллиантиками, которое она, вопреки мнению мамы тут же надела, и потом уже не снимала никогда.
Когда Маруся училась в университете, мама пообещала ей «Императрицу», если  закончит обучение с красным дипломом.
Надо сказать, что кроме «Императрицы», дедушкиной звезды и маминого браслета девушку совершенно ничего там не заинтересовало.
Маруся спросила у мамы, почему она не носит ничего из «золота», мама туманно объяснила, что всему свое время. Понятно, подумала она, но почему не носить браслет, подаренный папой? Кольца, подаренные дедушкой? Часы, в конце концов? Почему все это лежит, завернутое в пять тряпочных слоев?
Потом семья несколько раз переезжала в Москве, золото хранилось в кладовке среди чемоданов, тюков и других вещей. Маруся задавалась вопросом – почему у таких памятных вещей такая беспамятная судьба. Когда она закончила институт, бабуля с мамой бросились на поиски золота из кладовки, чтобы вручить ей «Императрицу». Золота не было.
Стали искать. Вытаскивали чемоданы, развязывали тюки, распаковывали коробки. Маруся удивлялась, зачем в доме столько хлама? Папа никогда ничего не выбрасывал, кладовочные запасы носили имя «А вдруг пригодится?»
Его можно было понять – и бабушки и родители жили во времена тотального дефицита. Например, когда родители получили участок земли, папа сам стал строить дом, для его отделки он устраивал настоящую охоту – выяснял, где будут сносить старые дома, ехал туда, снимал окна и двери. Потом все они продолжали жизнь в семейном доме. А для отделки фасада Марусин папа охотился за пустыми деревянными ящиками в магазине, ломал их, разбирал их на маленькие дощечки, шкурил и прибивал к дому. Все, что давным-давно было пора выкинуть, складывалось в кладовку или на балкон. Поэтому неудивительно, что в кладовке ничего было нельзя найти – это был бермудский треугольник. Но «ЗОЛОТО»? Сестра Маруси периодически втайне от папы частями выбрасывала хлам. В большинстве случаев он ничего не замечал, но, если вдруг вспоминал, например, о каком-нибудь старом покрывале или фанерном ящике, и выяснял, что они вынесены на помойку, устраивал разнос сестре.
К процессу поиска подключилась вся семья. Когда была выпотрошена последняя коробка, снова принимались за первую. Золота не было. Мама и бабуля пили валокордин, папа страшно кричал на сестру. Он подозревал, что, выкидывая в очередной раз хлам, сестра ненароком выбросила и сверток с драгоценностями.
¬–  Если бы вы все не прятали, как куркули, а носили бы, все было бы на месте! –  кричала сестра в ответ.
Красивая посуда «для гостей», нарядные вещи «на выход», скатерти и постельное белье «девочкам на приданое», то есть Марусе и ее сестре – надо ли говорить, что большинство из этих вещей никогда не пригодилось?
***
На мамин юбилей Маруся с мужем купили ей красивое кольцо, очень похожее по дизайну на почившую в бозе «Императрицу».
Мама сдержанно похвалила подарок и тожественно унесла его.
– Мамочка, надень кольцо и носи его, попыталась сопротивляться Маруся.
– Всему свое время, – отвечала мама.
– Какое время, мама? Следующая жизнь? У меня новость – ее не будет, мама! Пришли голые и босые, уйдем такими же. А это все – просто дали поносить. Так носи! – пыталась достучаться Маруся.
В день своего сорокалетия Маруся получила подарок от мамы – свое же кольцо, подаренное маме, похожее на «Императрицу».
– Мама, это шутка? – спросила Маруся, с трудом сдерживая себя, чтобы не выйти из берегов.
– Ну если тебе не нравится, я подарю его твоей сестре, – парировала мама.
А «ЗОЛОТО» так и не нашлось. Только кольцо с рубинами и маленькими осколками бриллиантов Маруся так и носит на пальце вот уже много лет...