Моей внучке Даше

Георгий Игнатенко
 
      С возрастом мы приобретаем опыт глубже и шире понимать окружающий нас мир. И тот инструмент , который был нам подарен родителями, школой , высшей школой и  жизненными событиями , понятно, совершенствовался. К  пенсионному периоду сформировалась система  восприятия, анализа и реакции на социальные процессы , протекающие вокруг нас. Казалось, что ты постиг все для оценки процессов. А, нет… Появляются внуки, которые неожиданно расширяют твой окружающий мир в новую сферу. Судьба, вероятно, так распорядилась. В детстве я получил очень скромный программный продукт на совершенствование, это касается литературы, истории. Я был лишен эмоциональных и нравственных ощущений  восприятия русской классики,  его сценического творчества. Однако, это не повлияло на мое формирование  технического специалиста – инженера физика. И этот упущенный раздел в моем нравственно-культурном воспитании  я  пополнял,  по возможности  взрослея.  И сейчас, когда мне почти 80, я осознаю свою бедность  в восприятии творчества сценического  искусства, частью которого стала моя любимая внучка Даша. Дашутка- уже три года актриса прославленного молодежного театра «Мастерская» СпБ. Столкнулся я с этим, когда Дарья, забрав документы после трех курсов бакалавриата  Государственного классического университета,   поступила в ГАТИ на факультет сценического искусства. Я, со своей убогой  закомплексованностью,  долго не мог понять мотивации Дашутки на такой «обмен»  в жизненной позиции. У Нее не было тщеславия «покрасоваться» на сцене, но она шла к ней со школы. Я уже оправдывался за свою убогость и закомплексованность – артист  для меня это марионетка, не создающая материальных ценностей, объект для развлечения публики, а затем , как средство воплощения   в массы идеологии властителей , нравственности  и культурно-духовного  просвещения. Именно, в этом бульоне оказалась моя внучка. Шутя – я комментирую пути на творческую сцену – вся молодежь лезет на сцену (телеканалы забиты разными  проектами), на производство материальных ценностей  и защиту отечества не торопятся. А почему..?  Оказывается, если повезет (а везет многим!) , можно быстро получить  материальное  благо и авторитет (и здесь телевидение в пропаганде на высоте…). А, вот с везением, вопрос сложный… Здесь и дар Божий, трудолюбие, пробивная способность, интеллект, порядочность , нравственность   и место в «бульоне». Параметров очень много для оптимизации процесса «триумфа», к сему, он носит вероятностный характер. Хочу чтобы «триумф» состоялся – это заслуженная актриса России, лауреат разных номинаций, категории творческой деятельности и т.д. продвижения в сценическом  искусстве. Но у Дашутки  триумф сейчас –это реализация задуманных , собственных проектов. И мне, как беспокойному деду, хочется помочь. Осознаю свою слабость и здесь , главное не навредить и не мешать . Но очень хочется быть полезным.. Ревниво слежу за исполняемые роли в театре: Маргарита («Мастер и Маргарита), Ирина (Три сестры…), Кашкина (Прошлым летом в Чулимске),» Попрыгунья»,» Варшавская мелодия», и др.  Очень хочу понять проекты по читке произведений. Недавно обнаружил в репертуаре Архангельского театра цикл читок по пьесе «Потеря равновесия» Александра Покровского, нашего современника, офицера подводника. Пьеса поставлена выпускником ГАТИ Владимиром Силаковым.
«Эта пьеса о том, как не потерять себя в условиях, невыносимых для жизни, но пригодных для существования, сохраняя тонкое равновесие на грани между жизнью и смертью. Кому как не людям в военной форме, несущим службу глубоко под водой, задаваться этими вопросами. Человек, поставленный в экстремальные условия ежедневной борьбы за “живучесть”, описанной в специальной инструкции, превращается в биологический автомат, четко выполняющий необходимые предписания и команды».
Это пьеса о моряках. Я с трепетом и восхищением  отношусь к этой профессии, особенно к подводникам. Так судьба распорядилась, связав родственными связями меня с этой категорией моряков – у меня зять капитан первого ранга Михаил . Родственные связи  у нас «завязались» , когда Он был еще лейтенантом, попросив руки нашей дочери, я с женой их благословили. Прошло много лет, Даша их дочь, моя любимая внучка, ей 27 лет. На протяжении это периода, продвижения по службе, росту званий, несению отцовских и семейных обязательств Михаил был для меня образцом скромности и порядочности морского офицера подводника и просто мужчины. Я горжусь за такой подарок судьбы.
 Прочитав у Александра Покровского  определение подводника и сравнивая  особенности характера моего Миши, они соответствуют изложенному.  Хочу, чтобы Даша прочла это определение и прониклась  к этому творчески.
  Наша драматургия ударилась  в политику или прилипла к Западу. Пересмотрев рекламные  зазывалы видных  театров Москвы и Санкт-Петербурга, я не обнаружил ни  одного спектакля  посвященного офицеру флота отчизны. Что-то пытался сделать  Владимир Силаков, но и он был социально болен – пытался пожалеть  моряков.
 Странно.. Неужели эта категория людей  не заслуживает творческого, сценического внимания  на подмостках  столичных театров  за их мужество, высокую нравственность  и удивительную скромность? О мужестве много сделал кинематограф , а вот о нравственности и скромности – увы! Мне кажется, эти составляющие на совести нашей драматургии,  театралов, сценаристов и каждого актера с высокой нравственностью.

К дню рождения, 12 ноября

Пусть золото Софита
Тебя надежно вдохновит,
Не будет символом кредита,
А окрыляет и бодрит.

А Жнец и Чтец, Тебе помогут
Проекты мужества создать
И не свалиться в мутный омут,
И славу творчества познать..