Мятежный храм

Игорь Муханов
Случилась эта история во время Гражданской войны, принёсшей на бурятскую землю, заселённую мирными людьми, разруху, голод и запустение.
В Бэрцинском дацане проходил трёхдневный хурал. Ламы, одетые в праздничные одежды, сидели в его главном храме и пели священные гимны. В окна заглядывало солнце, воздух наполнял голубоватый дымок, испускаемый множеством лампадок. Казалось, что лица будд и бодхисаттв улыбаются, радуясь праздничному дню. Дэважин – буддийский Рай – на телеге, запряжённой зелёным конём, спускался на бурятскую землю…
И вдруг, в самый разгар службы, на территорию дацана вошли вооружённые винтовками красноармейцы. Они искали беглого казака, который, по их мнению, прятался в этом дацане.
Бесцеремонно расталкивая верующих, находившихся на территории дацана, красноармейцы направились к главному храму, намеревались совершить в его стенах обыск. И, наблюдая за ними, гэсхэ-лама принял решение закрыть входную дверь…
Красноармейцы попытались взломать её прикладами, но не смогли. Крики и угрозы, обращённые к закрывшимся ламам, также не подействовали. И тогда красноармейцы обложили храм соломой и подожгли. Они надеялись, что ламы, наглотавшись дыма, сами откроют им дверь. Но настоятель дацана, всеми уважаемый человек, сообщил:
– Прервать праздничную службу считаю большим грехом, и поэтому продолжаю. Вы же самостоятельно должны выбрать, как вам поступить.
Дым, проникавший снаружи, стелился туманом и гасил лампады, одну за другой. Дышать становилось всё труднее. Но никто из лам не открыл входную дверь. Все остались сидеть на своих местах, согласные с мнением своего настоятеля. Закрывшихся в храме было свыше семидесяти человек. И пока ламы были живы, гимны, обращённые к буддийскому Раю, продолжали звучать…

*
На второй день хурала, придя на ещё дымившееся пепелище, прихожане с удивлением услышали голоса сгоревших лам, доносившиеся из воздуха. Ламы пели свои гимны, и радость духовного единения наполнила людей. Голоса лам были слышны и на третий, заключительный день хурала, после чего умолкли.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)