Овощебаза

Евгений Косенко
Полуденный зной. Практически тропическая жара, духота, но температура всего 22 градуса. Казалось бы и не много, а дышать просто нечем. Скорей бы Осень думается мне, скорей бы наступила прохладная пора. Овощебаза - огромная территория в самом конце Левобережки, почти под Русановскими садами. Характерные для складов рампы у которых разместились фуры. Множество фур и много пустого, грязного места, ямы и колдобины заполненные водой. Машины приезжают, выгружаются, разворачиваются, грузятся и уезжают. Обычная складская картина большого размаха.

В самом конце базы, длинная рампа, вплотную к ней подогнан металлический контейнер, доверху наполненный непонятно чем, пустыми коробками, чтобы понять чем, нужно внутрь заглянуть. Слева масса пустых ящиков, тут же овощная свалка, где валяются гнилые овощи, арбузы, снова ящики и яркие оранжевые овощные сетки. Вонь стоит неимоверная, реальная вонь пропавших, скисающих овощей. И множество кусающихся уже мух, ос, пчел, все это летает вокруг. Чтобы хоть как нибудь привыкнуть, я вспоминаю село и запахи там, похожие запахи. Постепенно начинаешь привыкать, только под ноги нужно смотреть, везде грязь и лужи вонючей жижи.

На рампе стоят три женщины и один мужчина. Одна крупная, еще молодая с задорным характером и воинственным видом. Другая постарше, потише. Похоже здесь все свои. У рампы внизу сидят трое мужиков с тачками, перебирающих овощи. Все чего то ждут. Вдруг из черного жерла глубины овощебазы, появляется карщик на каре. Он вывозит на рампу десяток ящиков и оставляет их, возвращаясь быстро обратно. И в ту же минуту все набрасываются на эти ящики, кто что первым успевает схватить, то и его. Кто то два сразу тащит, кому то один всего достался. В считанные секунды все разобрано. Начинается сортировка, процентов 20 овощей подгнивших, остальные в прекрасном состоянии. Цветная капуста чуть слегка сверху с точечками, все в мусор. Баклажаны, свекла, картофель, морковь, кабачки. Здесь же люди ножами обрезают подгнившие части. Через некоторое время все это повторяется снова, вывозят красный болгарский перец и помидоры. И та же моментальная дележка, сортировка, отбор. Людей становится больше, я смотрю как бабулька восьмидесяти лет залазит в контейнер и отбирает себе там что то. Люди не брезгуют ничем. Всем надо жить и все хотят заработать.

То что годно, пакуется в ящики, ставится на тачки и вывозится на Левобережную, где идет стихийная уличная торговля. Целые арбузы вытираются тряпочками и продают. Я вижу ту бабулю что заскакивала в контейнер с гниющими овощами, она стоит с баклажанами прямо на улице, торгуется. Так делают и другие, с огурцами, помидорами. Перцы уходят на рынок по 140 гр за кг. Этот бизнес налажен у людей на постоянной основе.

Я когда прихожу в любимый наш Зеленый магазин Новус, там тоже овощи лежат с ярлыками в 40-60%, и совершенно не брезгую их покупать и беру, потому что они дешевле. А здесь товары выбракованные овощебазой, заранее отсортированным каналом уходят на рынок и стихийную торговлю. Предназначенные мусорному контейнеру, они никак туда не попадают, по дороге проворные руки разбирают их иногда в шуме и гаме. До конфликтных ситуаций не доходит, каждый понимает что в любой момент работники овощебазы могут выйти на рампу и всех прогнать, тогда не достанется никому.

С нагруженными тачками, пропахшие вонью люди, медленно бредут на автобусную остановку и едут на место торговли на Левобережной. И так каждый день они зарабатывают свой кусок хлеба. Те кто попроворнее, приезжают сразу на джипах и тоже пытаются отхватить свою часть, ведь овощебаза огромна, здесь много интересных мест. Тот кто пасется днями здесь, знает что где взять.

Многие не берут на продажу, а берут для себя, медленно закручивая зимние закрутки, совершенно бесплатно день за днем, не упуская ни одной возможности.