Блок. Демон Прижмись ко мне... Прочтение

Виталий Литвин
Демон («Прижмись ко мне крепче и ближе…»)
 






                Прижмись ко мне крепче и ближе,
                Не жил я — блуждал средь чужих…
                О, сон мой! Я новое вижу
                В бреду поцелуев твоих!
 
                В томленьи твоем исступленном
                Тоска небывалой весны
                Горит мне лучом отдаленным
                И тянется песней зурны.
 
                На дымно-лиловые горы
                Принес я на луч и на звук
                Усталые губы и взоры
                И плети изломанных рук.
 
                И в горном закатном пожаре,
                В разливах синеющих крыл,
                С тобою, с мечтой о Тамаре,
                Я, горний, навеки без сил…
               
                И снится — в далеком ауле,
                У склона бессмертной горы,
                Тоскливо к нам в небо плеснули
                Ненужные складки чадры…
               
                Там стелется в пляске и плачет,
                Пыль вьется и стонет зурна…
                Пусть скачет жених — не доскачет!
                Чеченская пуля верна.
                19 апреля 1910




Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     В примеч. К  III1  Блок писал: "Стихотворение написано под впечатлением смерти Врубеля; связь демонов  Лермонтова и Врубеля, намеки на которую есть в этих стихах, подлежит исследованию". Развитие этой  мысли – в статье Блока "Памяти Врубеля", особенно в первом ее варианте.
     "С Врубелем я связан жизненно",– писал Блок матери 8 апреля 1910 г. В. Альфонсов заметил, что под влиянием картины Врубеля "Демон поверженный" Блок "создал бессильного, по сути дела смертного Демона ... Демон обрел черты разочарованного любовника, слился с героем третьего тома" (Альфонсов В. Слова и краски. М.; Л. 1966. С. 44). 13 августа 1910 г.
     »

      Связь с «Демоном поверженным» Врубеля и Лермонтовым – ещё ярче в черновиках.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
                «Я вижу – в лиловом провале
                Лежу я один в забытьи,
                И губы, и очи устали,
                И сломаны руки мои…»
     »
 Изломанный, как Демон Врубеля, но вот строки Лермонтова, сравните пейзажи:

                «В полдневный жар в долине Дагестана
                С свинцом в груди лежал недвижим я;
                Глубокая еще дымилась рана,
                По капле кровь точилася моя.
                Лежал один я на песке долины;
                Уступы скал теснилися кругом,
                И солнце жгло их желтые вершины
                И жгло меня — но спал я мертвым сном…»

     А “слился с героем” – нет, у Блока это работает немного по-другому: один их двойников –  не слился, а стал Демоном. Так же, как уже в первом своем явлении, первый из двойников показал ему высадку ахейцев у Трои глазами самой Елены (…К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников («Зарево белое…»  [выделено Блоком]. Блок. Из дневника 18-ого года).
                «…Жги же свои корабли!
                Вот они — тихие, светлые, скорые —
                Мчатся ко мне издали.
                6 ноября 1901»


И не только «героя тома III». Перечитаем начало поэмы Лермонтова:

                «Печальный Демон, дух изгнанья,
                Летал над грешною землей,
                И лучших дней воспоминанья
                Пред ним теснилися толпой;
                Тех дней, когда в жилище света
                Блистал он, чистый херувим,
                Когда бегущая комета
                Улыбкой ласковой привета
                Любила поменяться с ним,
                Когда сквозь вечные туманы,
                Познанья жадный, он следил
                Кочующие караваны
                В пространстве брошенных светил;
                Когда он верил и любил,
                Счастливый первенец творенья!
                Не знал ни злобы, ни сомненья,
                И не грозил уму его
                Веков бесплодных ряд унылый…
                И много, много… и всего
                Припомнить не имел он силы!
II
                Давно отверженный блуждал
                В пустыне мира без приюта…»


«…когда в жилище света // Блистал он, чистый херувим» – явно «том I».
«…бегущая комета // Улыбкой ласковой привета //Любила поменяться с ним»  – здесь очевидная беззаконная комета «тома II».
«Давно отверженный блуждал // В пустыне мира без приюта…» – страшный мир его тома III.
«Когда сквозь вечные туманы, // Познанья жадный, он следил // Кочующие караваны // В пространстве брошенных светил…» – блуждания  (с) двойниками по “светилам” во всех трёх томах.
В нескольких строках вся история его “вочеловечевания”.

И ещё одно… Лермонтов. Демон. Глава XV – XVI:

«XV
                …Упала на постель свою,
                Рыдает бедная Тамара;
                Слеза катится за слезой,
                Грудь высоко и трудно дышит;
                И вот она как будто слышит
                Волшебный голос над собой:
                «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
                Твоя слеза на труп безгласный…
XVI
                Слова умолкли в отдаленье,
                Вослед за звуком умер звук.
                Она, вскочив, глядит вокруг…
                Невыразимое смятенье
                В ее груди; печаль, испуг,
                Восторга пыл — ничто в сравненье.
                Все чувства в ней кипели вдруг;
                Душа рвала свои оковы,
                Огонь по жилам пробегал,
                И этот голос чудно-новый,
                Ей мнилось, все еще звучал.
                И перед утром сон желанный
                Глаза усталые смежил;
                Но мысль ее он возмутил
                Мечтой пророческой и странной.
                Пришлец туманный и немой,
                Красой блистая неземной,
                К ее склонился изголовью;
                И взор его с такой любовью,
                Так грустно на нее смотрел,
                Как будто он об ней жалел.
                То не был ангел-небожитель,
                Ее божественный хранитель:
                Венец из радужных лучей
                Не украшал его кудрей.
                То не был ада дух ужасный,
                Порочный мученик — о нет!
                Он был похож на вечер ясный:
                Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..»

Сравните:

                «…Я не знаю, зачем на рассвете,
                В час, когда уже не было сил,
                Не погиб я, но лик твой заметил
                И твоих утешений просил?
                Я хотел, чтоб мы были врагами,
                Так за что ж подарила мне ты
                Луг с цветами и твердь со звездами —
                Всё проклятье своей красоты?
                1912 г.»

     Лермонтова Блок читал с детства. И его должно было поразить совпадение того, что с ним творилось в часы, «когда не было сил», с этими описаниями другого юного поэта («Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, над которой поэт работал в течение десяти лет — с 1829 по 1839 год.  Википедия. В 1829 году Лермонтову было 15 лет.)

     Да и сам он… Напомню, как он, кем он воспринимался людьми не ближайшего круга.

Анна Ахматова:
                «                …Он там один.
                На стене его твердый профиль.
                Гавриил или Мефистофель
                Твой, красавица, паладин?
                Демон сам с улыбкой Тамары,
                Но такие таятся чары
                В этом страшном, дымном лице:
                Плоть, почти что ставшая духом,
                И античный локон над ухом –
                Все таинственно в пришлеце.
                Это он в переполненном зале
                Слал ту черную розу в бокале,
                Или все это было сном?
                С мертвым сердцем и мертвым взором
                Он ли встретился с Командором,
                В тот пробравшись проклятый дом?
                И его поведано словом,
                Как вы были в пространстве новом,
                Как вне времени были вы, —
                И в каких хрусталях полярных
                И в каких сияньях янтарных
                Там, у устья Леты – Невы.»

Корней Чуковский:
     « …Никогда ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм. Трудно было в ту пору представить себе, что на свете есть девушки, которые могут не влюбиться в него.»

     Но девушки – эти жуткие создания, русские женщины Серебряного века, да та же Волохова – не влюблялись… Хотя и охотно проводили с ним время.  Даже спали в его “большой комнате”, в  его присутствии, под его чтение о «пузырях земли».
    
     В исходном стихотворении – две девушки. Одна – прижалась к нему, и он весь «в бреду поцелуев твоих», а о другой – «с мечтой о Тамаре» – (бес)смертно тоскует. Они даже похожи:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
                «
                Давно ее слышу и вижу (1)
                Она – измененная ты
                (ты – измененная страстью)

(1)  – Было начато:            
                У ней твои губы и плечи
                Твой взор, измененный
                »

     Но  наш демон, не отвлекаясь особо на «томления исступлений» первой, продумывает убийство жениха второй.