Манифест- 32. Эхнатон. Романс

Оксана Самоенко
 Ты поднялся на небо, будучи одиноким.
О, ты, единственное Солнце, чьи лучи освещают лица.
Он поднялся высоко, никто не знает его облика.
Далёкий и, одновременно, близкий, не познаваемый для людей.
Ты распространяешь свою красоту по всем землям
Небо и земля пронизаны твоей красотой.
Ни один глаз не живёт, если не видит тебя.
Никто не живёт, если не видит тебя.
Бог вчерашнего  дня, который рождается сегодня.
Ты странствуешь по небу, чтобы создавать сроки жизни.
Чтобы оживлять людей и богов…
Ты пребываешь далеко, но лучи твои на земле.
Ты единственный, постоянный в своих восходах и закатах
День за днём без передышки.
Гимн Атону.
Эхнатон.

Нравится бюст, поставленный перед статьёй. Симпатичный юноша, похож на маму, как мне кажется. Просто комсомольский плакат моей юности. Целеустремлённая молодая гвардия строителей нового мира. Кабы знать, что будет потом.

Не вижу в  «Потом»   «классического треугольника», «мести Нефертити», прочих душераздирающих любовных историй. Иначе воспринимаю историю Аменхотепа IV.
 Не устаю повторять, что знания наши скудны и зависят от умонастроения толкователя  снов  о Египте.

  Воспитывался наследник в самой не обычной семье. Родители его  были тесно связаны с «азиатами», знали развитие религиозной мысли Месопотамии. Культура Египта влияла на неё  без сомнений.
  Милой девочке с вздёрнутым   носиком  было лет пятнадцать, когда она вышла замуж за Аменхотепа IV. Позже появился знаменитый синий парик Нефертити, уходящий корнями в историю «азиатов». Там есть изображение чего- то, вроде египетского  сфинкса с явным  женским  профилем  в короне или парике «от» жены Эхнатона, но намного старше самой египтянки.

Не могу разделить эти культуры полностью, как не могу согласиться с утверждением, что Эхнатон придумал свою религию «с потолка». Напомню Мардука, ставшего главным богом Вавилона, говорят, за тысячу лет до египетского реформатора.
Не было в Вавилоне, Ассирии единобожия, не было его и при Эхнатоне.
 Атон - главный бог, но от египетской Троицы царь не отказывался. По крайней мере, на первых порах.
 Бог- Отец. Богиня- Мать. Бог- Сын.
И Тия - мама Эхнатона и Нефертити - его жена, и Нефертари - жена Рамсеса II обожествлялись, приветствовались, как богиня Хатхор. Даже шесть дочерей Нефертити, как- то укладывались в эту систему.

Не меня одну поражает «современность»   древней культуры. Встречала подробную «распечатку» развития религиозных взглядов Эхнатона. Историки выступают против «модернизации», то есть, придания событиям давней давности современного звучания.

А нам больше ничего не остаётся.
Итак, юность моя, Эхнатон.

Родители Аменхотепа воспитывали его в русле  своих взглядов на роль  Египта в мире, его миссию, цели и задачи.
 Проще говоря, педагогический интерес остаётся.
   Молодой царь, лет в двадцать, заменивший отца на троне, вынес реформаторский  дух именно из  семьи. Оба родителя были живы, когда Эхнатон, может быть, на четвёртом году правления, послал жрецов Амона заготавливать камень для своих статуй.
 Царская власть к  его правлению  заметно ослабла, особого почтения жрецы к больному Аменхотепу III не имели,  жену его игнорировали.  А жреческая власть редко «ходит сама по себе».
  Она опирается на знать, военную аристократию. В другие времена, в другой стране подросший наследник престола, «вразумляя»  обидчиков своего величия,  не ограничивался ссылкой на каменоломни.

Как понять опору Эхнатона на людей не знатных и служивых? Которые ещё называли себя «сиротами» царя. Хочешь - не хочешь, в голове возникает сравнение с милостниками Андрея Юрьевича Боголюбского.

  Если верить той распечатке, к девятому- десятому году правления под запрет попало само имя Амона. Менялось даже тронное имя отца,  а разрушением или присвоением себе чужих построек грешили все цари. Сбивались одни имена, вводились другие.

 Красиво, монументально, но не моё. Досадно.

Следующие владыки  шли на самые разные придумки, пытаясь так запечатлеть свои имена, чтобы их невозможно было подправить. Не всегда удавалось.
 Эхнатону удалось. Говорю не о его «амарнском периоде», не о странных искажениях внешности, даже не о тёплых семейных сценах из жизни царской семьи.
 Есть такое понятие, как «губы Египта». Чьи- то нервные, чувственные каменные губы без лица. У меня дорисовывается « лицо»   XVIII династии. 
 Со временем Атон утрачивает человеческие черты.
 «Солнечный круг, небо вокруг - это рисунок мальчишки…»

Эхнатон перестаёт тратить золото  нубийских приисков на поддержание адекватных  азиатских правлений. С подачи Нефертити строит город Солнца из, сравнительно маленьких, блоков. Это  ускоряет и удешевляет строительство.

Странные изображения царя полностью подчинены традициям Египта. Творцом всего считался божественный гермафродит, да и солнце было одновременно, отцом и матерью всего сущего.

 И «раскол»  в семье, до сих пор будоражащий умы любителей душещипательных   историй,  произошёл именно на основе египетской религии. Нужен был Бог Сын. С этим царь не пожелал бороться. Не посчитал нужным менять принципы передачи власти.
 Может, не нашёл в себе сил.

Наличие главных и любимых жён тоже было обыденностью.  Появление светлокожей сириянки - жены  не стало  трагедией для Нефертити.

 Противоречия  властей усиливались. Заброшенные храмы «стояли пусты». В первую очередь сократились доходы жрецов. Потом это было расценено, как экономический упадок.  Духовная власть назвала новый культ далёким от народа.

Мол: «Служения проводятся в уединённых местах, содержание их  сложно для понимания простого человека».
 На самом деле, ритуалы выносились на открытые места. Чтобы Солнышко могло дотянуться ручонками до даров, прикоснуться,  «отведать».

 В самых престижных храмах Амона основные службы проводились в отдалённых залах, куда каждое утро приходил царь с дарами  за благословением  небесного отца.  Потом, благословлённый на новый день,  согбенно пятился к выходу. Царь сам заметал  свои следы на полу, посыпанном песком.
 На следующее утро такой пол показывал девственность покоя, куда не проник ни один злоумышленник, покушающийся на расположение  бога.

 Предполагается, что все солнцепоклонники тянулись  к солнцу, поднимая обе руки вверх. Оно благословляло каждого, ощутившего на своей коже прикосновение лучей светила.
 Вот и представьте себе египтян, возглавляемых царём, одновременно принимающих солнечные ванны.
 
Народ попроще находился   за пределами царской территории. Но, протянув в условленное время руки к Атону, он мог быть уверен в том, что, наравне с сыном божества, благословлён.

Соучастие. Сопричастность. Единение. Такие забытые и  опошленные понятия.

Сопротивление отодвинутого жречества, военной и гражданской аристократии росло, росло и ожесточение самого Эхнатона. Под запрет попало слово «бог». Его заменило слово «правитель».  Что это значило?
 Полнейшее слияние Эхнатона и Атона?

« Партия и Ленин — близнецы-братья —
Кто более матери-истории ценен?
Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия,
Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин».

 Этого богостроительства Владимира Маяковского сейчас уже никто и не поймёт. Большевики отвергли. Возможно,  поняли, что с такой идеологией очень быстро можно придти  к идее самодержавия.

Похоже,  Эхнатон туда и направлялся.   Ему нужен был сын. Говорят,  царь был сыном собственной сестры. Он пытался сделать наложницей одну из дочерей. Ждал наследника  от Кии. Женщина умерла во время родов. Или не смогла  разродиться. Почему- то считается, что там  тоже могла быть девочка.

А  Нефертити, «исчезнувшая» к тому времени с изображений, начала уже собственный «проект».  Так я понимаю знаменитый бюст работы Тутмоса. Каким- то образом восстановили этапы работы мастера. Что- то удалено, что- то наращено.
Своеобразный фотошоп. Фотосессия у профессионального мастера для плакатов  с изображением претендента на пост царя.
 Постепенно вырисовывался образ холодный и бесстрастный. Далёкий от всего человеческого. Властный и жестокий.  Такой себя видела жена гермафродита- богомола, назначенная им в соправители.
 Какая тут ревность?
И какая красота?
„Всегда надменна красота, но жестокость не красива».
 Лопе де Вега.

Эхнатон был увлечён «очень, очень любимой женой».

 Буду обонять  я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих,
Буду видеть я  красоту твою постоянно, ибо желание моё таково.
Буду я слышать   голос  твой сладостный, что летит,  словно ветер северный
Будет молодеть плоть моя  в жизни  от любви  твоей
Будешь  давать ты  мне в руках своих пропитание
Буду принимать я его, буду  им жить. 
Будешь ты возглашать имя моё в вечности, в бесконечности
И буду я ждать.

Известные строчки, как  смысл понять?   Если бы была возможность исследовать их так, как работали над стихотворениями Пушкина. Восстанавливалось     зачёркнутое,  прослеживалась   смена одного слова на другое. Постепенно вырисовывался ход работы, поиск самой точной эмоции.

  Или разобрать бы его по временнЫм вставкам, как летописи. Что было написано сразу, что появилось  позже.

«Будешь возглашать имя моё в вечности, в бесконечности».

 В Египте, действительно, верили в вечную любовь размером с Посмертье. Стихотворение написано старшим мужчиной, завещавшим любимой женщине заботу о своём  Будущем.  Пока «возглашают имя в вечности, в бесконечности, носитель имени жив и встреча с ним сбудется. Сейчас такое  ожидание   значит добровольный монастырь служения умершему. Тяжкая участь. Нам уже не понять  светлого предчувствия встречи  в  следующей жизни.

«Жизнь кончается не завтра».
Поэт внезапно оказывается в положении, завещанном любимой. Как относились простолюдины к несчастьям в царской семье?
Так ли это важно уже?
 Как сам реформатор воспринял череду смертей родных людей? Разочаровался ли он в Атоне?

 Я не могу воспринимать строчку «И буду я ждать» иначе, как первое появление в человеческой мысли  ощущения, пока не понятия, «Чистилища».
 Чистилища ожидания где- то там, в бездне «Срока сороков».

«И буду я ждать» дописано после смерти Кии. 


Что происходило потом?

 Говорят, царь  проявлял удивительное равнодушие к своему Посмертью. Не строил гробниц, а на саркофаге написал одно имя «Нефертити».
 Ей одной доверял своё будущее?
 Больше не было единомышленников?
 Верил в силы женщины?
 Шагнул в сторону права единолично назначать преемников?

Или ему было уже всё равно?

 Может быть, чувство к  женщине  выбилось  из планов Правителя, объединившего в себе земное и небесное?
 Вернуло его к земной составляющей?
 Человек, пожелавший стать богом, не справился с искушением, посланным Сверху?

Кто знает?
 Он уходил, согласно египетской традиции, к своему создателю.
 Только не в Подземелье, сливаясь с Осирисом.
 Эхнатон становился Атоном.
 Так ли важно, с  соблюдением, каких ритуалов,  он перейдёт в новое состояние, если само Светило  дало понять, что на земле царю делать больше нечего.

Вроде, два года при семилетнем Тутанхамоне правила загадочная  Нефефруатон, женившая его на одной из дочерей Нефертити.  Тронное имя- то это означает «возлюбленная мужем».
 Золотая маска несчастного царя инвалида  могла  принадлежать  Кие. Изображения возлюбленной Эхнатона переделывались. Так появились игривые картинки умершего  царя, целующегося с девочками, унаследовавшими от матери характерную форму черепа.

Вдова  Тутанхамона так долго выпрашивала у царя хеттов сына в мужья, что «жениха»,  наконец прибывшего на землю Кемета, убили.
 Интересно, смог бы он что- то изменить в событиях того времени, если бы соблюдались простейшие правила конспирации?

 Можно предположить отсутствие резких движений со стороны элит до обозначившейся угрозы хеттского вторжения?
Может быть, возможен был компромисс?
Или «точка кипения» забытых жрецов была такова, что погромы, исчезновение царских веточек, разрушение памятников приняли размашистый характер «Гласа народного»?

Ничего, доселе невиданного, не происходило. Погромы есть  в истории всех  стран. Чем страна старше, тем больше погромов.  Времена реформ обязывают.
 
И снова любопытное сравнение.
 В споре с волхвами, последним доводом Рюриковичей, вводивших христианство, был топор.
  Какой- нибудь служитель Перуна поднимет народ на восстание. Ещё боевой князь приедет, пробьётся через толпу к жрецу: «Кто таков? Почему не знаю?».
  Понял его иностранщину кудесник, не понял. Не княжеская проблема.  Хрясть топориком.
Вот вам  и  все перуновы чудеса божества,  не защитившего своего служителя.
 
Мы ничего не знаем о тех временах, кроме слов летописей, а слова те уже малодоступны для нашего понимания.

Мы ничего не знаем  о последних днях Эхнатона.
  Ничего не знаем о судьбе Нифертити.
 Кто такой Тутанхамон?
  Он мог быть племянником Эхнатона. Он мог быть внуком Эхнатона.  Мог быть сыном Эхнатона.
  А от кого?
 Антрополог  Ирина  Решетова  утверждает, что родители Тутанхамона не страдали генетическими заболеваниями, связанными с традицией кровосмешения. Сам   юноша имел их в большом количестве. А родители не болели.
 Так, кто его родители?
Не только «свеженькие» мумии  исследуются  на предмет  кровосмешения. Давние экспонаты музеев перепроверяются новейшими методами изучения.
 И   они не подтверждают теории кровесмешения.
 Болезни преследовали египтян всех  сословий. Не было близко - родственных связей.

 Мне в таких выводах чудится желание оградить, давно умерших людей, от досужего интереса.
 А, вдруг, правда?

Ещё интереснее, по крайней мере, для меня, является утверждение Ирины, что жители Фаюмского оазиса были такими, как на портретах Египта античного периода  и за 1000 лет до того.
 Фаюмский портрет, по крайней мере, его египетская часть, не являются результатом взаимодействия египетской и античной культуры.

 Мы многого не знаем и можем только бесконечно приближаться к истине.

Может, правда, Эхнатону не помешало бы    лишний раз махнуть топориком.
А  не тратить краткое время  Мессии на человеческие слабости.