1 октября 1943 года

Олег Каминский
На снимке: пароход «Сергей Киров».

Североморский театр боевых действий:
Авиация Северного флота вела разведку и прикрывала наши суда в море.
В 7 часов 46 минут экипаж самолета А-20 «Бостон» старшего лейтенанта Наконечного Л.М. из 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка у порта Хоннингсвог безуспешно атаковал торпедой 6.000-тонный транспорт противника, в охранении сторожевого корабля и трех сторожевых катеров.
Вылетевший на крейсерство у побережья Норвегии другой «Бостон» целей не нашел и вернулся на аэродром с торпедой.
К Варде вышла подводная лодка М-119, а в Варангер-фьорд - подводная лодка М-172.
Кроме них на переходах в назначенные позиции находились подводные лодки С-55, С-102 и М-105, а подводная лодка Щ-402 возвращалась в базу.
По-прежнему не было связи с подводной лодкой К-1.
2 торпедных катера выходили в засаду к заливу Маотивуоно.
Траление мин осуществляли 4 тральщика и 2 катерных тральщика.
Дозор несли 9 кораблей и катеров.
Внутренние плавания на театре выполняли 10 кораблей и судов.
Группа немецких подводных лодок «Викинг» («Wiking») в Карском море несколько раз атаковала наш конвой ВА-18 с импортными грузами из США в составе 3-х транспортов: пароходов «Моссовет», «Сергей Киров» и теплохода «А. Андреев» под охраной тральщиков ТЩ-31, ТЩ-40, ТЩ-42, ТЩ-63 и минного заградителя «Мурман». Возле островов Известий ЦИК субмарина U-703 (Oberleutnant zur See Joachim Brunner) торпедировала и потопила транспорт «Сергей Киров» (4.146 брт). Погиб 1 человек, остальных моряков снял тральщик ТЩ-63. Две торпеды, выпущенные этой же подлодкой по транспорту «Моссовет», прошли мимо. Подлодка U-601 (Kapitаnleutnant Peter-Ottmar Grau) выстрелила 2 торпеды по минному заградителю «Мурман», но промахнулась. В свою очередь подлодка была подвергнута артобстрелу 130-мм ныряющими снарядами и атаке глубинными бомбами (сброшено 30 бомб) минным заградителем «Мурман», получив повреждения. Наконец в 19 часов 10 минут U-960 (Oberleutnant zur See Gunther Heinrich) произвела торпедную атаку сразу по двум целям – транспорту «А. Андреев» (2.487 брт) и тральщику ТЩ-896. Торпеды, выпущенные по транспорту, попали в льдину, а одна из торпед поразила ТЩ-896 (бывший рыболовный траулер РТ-308 «Красный онежанин», 611 брт) (капитан-лейтенант Голубец В.В.), который затонул со всем экипажем из 56 человек. После этого грузовой теплоход-лесовоз «Андреев» самовольно вышел из ордера конвоя и решил искать спасения в шхерах Минина. 
 
Балтийский театр боевых действий:
Авиация Балтийского флота вела разведку в Финском заливе.
Самолеты Ил-4 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка проводили торпедные атаки по кораблям противника. В 9 часов 50 минут экипаж лейтенанта Стешина Н.С. южнее о. Лемланд атаковал 5 транспортов. В 10 часов 25 минут экипаж капитана Васильева Г.Д. западнее маяка Ужава сбросил торпеду по одиночному немецкому 3.000-тонному транспорту «Ногат». В обоих случаях экипажи промахнулись.
Подводная лодка М-90 находилась в районе Гогланда, а подводная лодка М-79 - у западных берегов Ладоги.
В Кронштадт из полигона боевой подготовки возвратилась подводная лодка Л-3 и с острова Сескар - 3 морских охотника.
Противник на наших минах потерял катерный тральщик R-205.

Черноморский театр боевых действий:
Авиация Черноморского флота штурмовала врага в районе озеро Солёное - Веселовка, бомбила Тамань и Геническ, а также пристань Сенная, потопив 2 быстроходные десантные баржи, вела разведку в Чёрном и Азовском морях, прикрывала Геленджик, Туапсе и суда на переходах, вылетала на поиск подводных лодок и перехват самолётов неприятеля.
В воздушных боях сбито 2 вражеских самолета.
На позициях в море находились несколько наших подводных лодок: у Сулины – Щ-209, у Констанцы - Щ-202, у Тарханкута - С-33, у Евпатории - С-31, у Севастополя - М-117, у Ялты - М-55.
Подводная лодка М-54 возвращалась в базу.
2 торпедных катера вели поиск противника в районе Опук - Чауда.
В Осипенко прибыли 5 бронекатеров, 1 катерный тральщик, 2 сейнера и бензовоз.
Переход 22 судов обеспечивали 1 эсминец и 13 катеров.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1993 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...