Москва. Начало

Юрий Шель
Так интересно иногда вспомнить. Обернуться. И оттуда увидеть себя, сегодняшнего.

Один мой знакомый юрист решил попытать удачу в Москве. Так ему хотелось заработать денег... Он поехал подготовленным, взяв контакты тех, кто ему поможет. Приехал на свой машине. Снял квартиру. Не знаю, что там у него не пошло, но назад он вернулся через полгода со словами: "Никто нас там не ждет. Советую даже не рыпаться".

Второй приятель, адвокат, поехал по приглашению к своей бывшей однокурснице по юрфаку. Его родной дядя предоставил ему бесплатную квартиру в Тушино. Однокурсница дала клиентов. Но почему-то он приехал через десять месяцев со стоном:

"Я последнее время голодал. Ничего не заработал. Даже с девушкой не мог познакомиться без денег. На улице зимой выпил бутылку водки с уличной бабой, и она мне отдалась. Москва-очень жестокий город. Никому не советую".

А тут еще друг Кирилл, адвокат, тоже решил попробовать. Взял с собой все деньги - десять тысяч долларов. Снял квартиру в хорошем месте. Через полгода деньги закончились. Заработать не смог. Последние полгода по 12 часов без отдыха он сшибал в Москве таксистом. Вернулся ни с чем, разочарованный и уставший.

И тут получилось, что мой коллега Вадим из общей районной консультации Воронежа в беседе со мной вспомнил эти случаи. И говорит:

-Какие мы все-таки с тобой молодцы, что даже не пытались ехать в никуда. Умные учатся на чужих ошибках. У меня, например, здесь все хорошо. Новая квартира, гараж, машина, девушки. У тебя все также. Кроме девушек. Они все у меня, а ты семьей связан. Здесь я тебе не завидую.- Он засмеялся.- Ну, хотя бы в Москву,как дурак, не ломишься.

Я слушал его. Мне было неприятен его смешливый тон. И тут я зачем-то начал глупо спорить:

-Я и не собирался туда. Зачем? А если бы поехал, то не вернулся.

Вадим расхохотался:

-Ты такую сейчас фигню несешь. Ничего бы у тебя не получилось. Здесь мы по десять лет работаем. Все знаем. А там ты никто. Сбежишь через полгода, и будешь у меня денег взаймы просить. Готов с тобой поспорить на что хочешь.

Я был круглый идиот, что повелся. И в горячке говорю:

-Сколько там Кирилл взял с собой? Десять тысяч долларов? Я возьму десять тысяч рублей. Или у меня получится, или я там сдохну.
Вадим снисходительно посмотрел на меня. Так смотрят на непослушных детей.

Мы взялись за руки, разбили спор.

Через месяц я завершил свои дела в городе. Предложил своему знакомому юристу Валере попытать счастья вместе со мной в Москве.

В один из весенних дней я  честно взял с собой десять тысяч рублей, юриста Валеру, и мы поехали до Москвы.

С собой у нас была бумажка с тремя номерами незнакомых нам москвичей, которые, по доброте Валериных друзей, помогли бы нам помочь на первых порах.
Я с вокзала позвонил по всем трем телефонам. По двум номерам мне ответили, что помочь не смогут. А по третьему возмутились, что я вообще набрался наглости позвонить. И грубый мужской голос отчитал меня, что в Москве так не принято.

Начинали сбываться самые худшие опасения. Тогда в уличных телефонных будках лежали толстые справочники с желтыми страницами. Это были телефонные номера всяких организаций и всего остального.

Я открыл рубрику "Адвокатские консультации" и набрал номер из конца списка. Почему-то мне казалось, что в начале списка в Москве одни адвокаты-миллионеры, которые лишь посмеются надо мной. А вот в конце списка трубку взял мужчина с приятным голосом. Он сообщил мне, что ежемесячный взнос в коллегию пять тысяч рублей, и оформиться можно прямо сейчас. Когда я узнал, где они находятся, я испугался.

Был конец рабочего дня, а до адвокатской конторы надо было ехать пять станций на метро. Но я уже отдал Валере пять тысяч, чтобы он поискал нам комнату для жилья. У меня оставалась всего пятерка, и не было ни рубля на проезд. Скрипя сердце, я попросил у него тридцать рублей на метро. Он хотел мне дать тысячу, но я не взял. Принцип чистоты договора был принципом. Даже если никто не видит. Мне вообще было стыдно просить даже эти тридцать рублей.

В общем, я приехал. Меня коротко расспросили и приняли. Я отдал взнос за вступление, свою последнюю пятерку. И тут я у нового начальника коллегии спрашиваю:

-Не ли у Вас, уважаемый, работы для меня? Я готов за любые деньги.

Начальник был понимающим. Я думаю, мои слова "за любые деньги" были ему особенно приятны.
Он закинул ногу на ногу и важно изрек:

-Да, у меня есть серьезное дело. Человек арестован. Статья особо тяжкая, ему ничего другого не светит, кроме срока в десять лет. Так что сильно напрягаться не придется. В суд надо будет ходить раз в неделю. Вам завтра к зданию суда мать наркомана может поднести деньги. Но...

Здесь он сделал паузу:

- Сумма будет десять тысяч рублей до конца процесса. Готовы брать?

Он с сытой ухмылкой хорошо устроившегося человека посмотрел на меня.

Я понимал, что это мощное унижение. Такая работа стоит полмиллиона рублей. Но в той моей придуманной шкале ценностей мне необходимо было пройти через это, и обязательно показать начальнику с золотыми цепями на шее, на руках, с перстнями и дорогими часами, - тот результат, чтобы он поперхнулся.

Я вышел из коллегии вечером. Вокруг шумело незнакомое шоссе. У меня не было ни копейки. Я с сотового позвонил Валере. Он принес хорошую новость. Оказывается, он уже договорился с хозяйкой квартиры, что она с нас берет по пятерке, и мы вдвоем снимаем комнату на окраине Москвы.

Он продиктовал адрес. Я достал карту Москвы. До этой улицы надо было двигаться через всю Москву, с юга на север, двенадцать станций на метро, а пешком - двадцать шесть километров. Можно было еще вернуться, попросить у начальника на метро. Но я пошел. Пешком. Вечерняя и ночная Москва переливалась огнями, гремела, дымила машинами, веселилась ресторанами. В общем, жила.

Я вышел в 7 часов вечера, а из последних сил добрел на адрес квартиры в три часа ночи. Как Москва ночью не спит, так и Валера не спал. Он открыл мне дверь, завел в прокуренную насквозь большую комнату, а потом в смежную с ней нашу. И говорит:

-Все объясню утром. Сейчас - спать. Диван только один в комнате. Кто будет спать на диване?

Я настолько устал, что еще недавно готов был лечь на уличной скамейке. Поэтому сам ему предложил:

-Ложись на диван. Я на полу.

У меня не было подушки, одеяла, и из вещей - лишь маленькая дорожная сумка с двумя рубашками и нижним бельем. Костюм был на мне, и он был тоже один. Но зато я взял с собой три галстука. Это были самые бесполезные цветные веревки в моих условиях, как на необитаемом острове. Я снял костюм, брюки. Повесил их на спинку стула. Потом стянул грязные носки, и упал в трусах на деревянный пол. Я так устал, что даже не обратил внимания, что Валера захрапел так, что затряслись стены.

Утром я проснулся и пошел в туалет. В совмещенном санузле от сигаретного дыма не видно было ничего. Через минуту, задыхаясь, я вышел и столкнулся с хозяйкой. Это была женщина старше пятидесяти лет, с сигаретой в зубах, и желтым лицом. Ее лоб показался мне восковым. Она улыбнулась, и я с ужасом увидел, что у нее нет зубов.

-Меня зовут Таня,- сказала она.- Я сплю в соседней комнате. А вот лежит мой муж Алимардан, можно звать просто Али. Чайник поставить?

Я назвал свое имя и прошел на кухню. На кухне нечем было дышать. Потолки были черные. Чайник сожженный. И я вернулся в комнату.

-Валера, ты с ума сошел? Ты что за комнату снял? Где моя пятерка?

Валера ответил:

-Я заплатил ей вперед за следующий месяц. А где ты хотел в Москве так дешево снять комнату? Хорошо, что хоть эта согласилась. По-моему, она бухает, сигарет за вечер пачку выкурила. А с ее мужем я уже познакомился. Ему лет тридцать, и он азербайджанец.

Я одел свой костюм, и понял, что я сбегу отсюда через несколько дней. Хуже было нельзя.
Но надо было идти к суду, который, к счастью, был всего в километре от дома.

В девять утра меня уже ждала мать клиента и отдала мне десять тысяч рублей. Давно я не испытывал такого удовольствия. У меня были деньги на проезд, и на хлеб с водой.

Забегая вперед, скажу, что мне пришлось сходить в суд за эту десятку двадцать три заседания с 1 июня по 17 декабря 2010 года. А 17 декабря прокурор отказался от обвинения по моему клиенту и его выпустили из-под стражи.

-Сколько я Вам должна?-спросила меня потом в декабре эта женщина. Мне был странен вопрос, потому что мы с ней ни о каких деньгах не договаривались. Но она была счастлива.
-Сто тысяч.- выдавил я из себя.
-Вам сейчас отдать?-спросила она.

И я понял, что сильно продешевил. Оказывается, мой начальник после моей победы забрал, для себя любимого, с нее еще триста тысяч за такой результат.

Но это все было потом. А сейчас я пришел в суд. Увидел судью. Подзащитного в клетке, конвой.
 
Начинался мой первый день работы в московском суде. Это было 1 июня 2010 года.

После суда я сразу побежал в магазин. Купил бутылку перцовки за 200 рублей, колбасу, огурцы. Много баклажек минеральной воды.

Мы с Валерой нашли маленький пруд недалеко от дома, разложили стол, и я почувствовал, что мне стало легче.

Но я не ожидал другого горя. Когда мы легли спать, снова раздался оглушительный храп. Это была пытка. И следующая ночь, и дальше. Оказывается, у Валеры был сломан нос. Он хотел делать операцию по исправлению носовой перегородки, но когда пришел к врачу, то испугался. Потому что врач долбил нос предыдущему пациенту каким-то зубилом. И Валера сбежал.

-Как с тобой спит жена?-спросил я.
-А мы спали в разных комнатах. У нас дом большой на поселке,-ответил он.

Я ходил по Москве и искал беруши. Чтобы выдержали как много больше децибел шума. На Кутузовском девушка в аптеке нежно уточнила у меня:

-Вам для слоника?

Не знаю, что это значило, но она дала мне самые мощные. Следующие ночи я понял, что они слабо помогают. Тогда я пришел в строительный магазин и купил монтажный шлем, как у танкиста. Каждую ночь я вставлял в уши беруши, натягивал на голову ватный монтажный шлем, завязывал тесемки. А вокруг головы плотно перематывал полотенце и завязывал на узел. Так удавалось заснуть. Но через месяц я заметил, что голова ночью сильно потела и волосы начали выпадать.

Надо было срочно искать клиентов. Мы с Валерой ходили по каким-то харчевням, шаурмичным, и раздавали визитки. Иногда просто давали прохожим на улице. Наши московские сотовые телефоны молчали.

Потом несколько раз звонили киргизы, таджики и спрашивали:

-Брат, в ментовку друга забрали. Адвокат нужен.
-Пять тысяч готовь.
-Ты что, брат? Ну, тысячу найду или приходи, шаурмой угощу. Денег нет.

И вдруг-долгожданный звонок. Солидный голос спрашивает меня:

-Юрий Львович? Транспортная прокуратура Вас беспокоит. Не могли бы к нам подъехать на Казанский вокзал?

Ура! Наконец-то! Долгожданный клиент!

-Конечно, могу!
-Дело в том, что мы нашли труп на Казанском вокзале, а из всех документов у покойного только Ваша визитка. Так что приезжайте на опознание.

Я чуть не заплакал. Ну, почему так не везет?

Но.. Судьба любит терпеливых. Один мой редкий клиент Игорь после своего отличного приговора в феврале 2011 года захотел узнать, где я живу, и сам попросился в гости. Когда он зашел и увидел все это, то закричал:

-Где твои вещи? Забирай немедленно.

Вышла Таня:
-Если он уйдет, я его назад не пущу.

Игорь был изумлен:
-Ты себя в зеркало видела, курва? Уйди с дороги.

В припаркованный у подъезда таниной хрущевки свой мерседес он кинул мою сумку. Привез меня на Кантемировку в отличный высотный дом. И заплатил за меня хозяину квартиры шесть тысяч долларов за полгода аренды.

Игорь сказал:
-Поживи один. Здесь тихо и есть балкон. Подальше от быдла. Ты цены себе не знаешь.

Это было сказано так искренне, что я запомнил.

Когда я уже этой весной шел по аллее от дома к метро, то на земле я увидел монетку. Это была копейка 1945 года. Я верю в приметы и храню ее до сих пор. Победа.

И дальше все пошло лучше и лучше. Через два года мыканий по съемному жилью я купил свою первую квартиру.

Валера, с кем я приехал в Москву, разочаровался в столице и вернулся домой через полтора года.

У меня получилось... С тех пор прошло тринадцать лет. Я не вернулся. И..я обожаю Москву.