Информация и жизнь

Скорбатюк Юрий
"Компьютерные вирусы -
единственная форма жизни
которую мы создали к
настоящему моменту,
несет только разрушение.
Мы создаём жизнь по
образу и подобию своему."
(Стивен Хокинг)

Живое существо — это всегда информационная система. Это значит, что там, где нет работы с информацией, там нет жизни. Важнейшим свойством живого является работа с информацией. Однако, ученые, если и говорят о живом как информационной системе, обычно сосредоточиваются только на факте наличия генетической информации. На том, что всякий организм использует наследственную информацию для построения собственного тела и в дальнейшем дублирует эту информацию в новом существе.

Однако, каждое живое существо не только использует информацию для построения самого себя, но оно также и взаимодействует с миром на информационном уровне. Организм существует уже не просто как физический объект, который взаимодействует с другими объектами в соответствии с законами физики, организм начинает взаимодействовать с другими объектами информационно.

Первое отличие между физическим и биологическим: движение физических объектов обусловлено физическими законами, движение биологических объектов обусловлено не только физическими законами, но также правилами обработки информации, которые заложены в живые организмы.

Совокупность генов, или генетическая информация, регулирующая целенаправленную деятельность любой живой клетки, определяется не самими основаниями ДНК, а последовательностью их расположения. Именно эта информация, т. е. запись последовательности тех событий, которые должны произойти, чтобы вновь возникающие клетки могли вырасти, а затем вновь поделиться и т. д., – самый важный компонент живой клетки.

Работа с любой информацией предполагает принципы кодирования (т.е. семантику и семиотику информации), а также те эталоны или критерии, с которыми происходит сравнение поступающей информации. Поэтому в информационной системе должен присутствовать еще один — МЕТА УРОВЕНЬ, который задаёт семантику и необходимые эталоны. И обычно исследователи упускают этот уровень из виду, хотя он является крайне важным.

Если существование материального мира определяется только физическими законами, то этих законов недостаточно, чтобы материя перешла от механического взаимодействия к информационному.
Если мы предполагаем, что в основе всего существующего лежит только физика, только множество физических законов, то из этого множества не могут образоваться законы семантического уровня (потому что семантика и семиотика не детерминированы физикой).

А значит, живое не может возникнуть по принципу снизу-вверх. Семантика информации (а значит, и жизни) имеет свое начало на мета-физическом уровне. Другими словами, эволюционное возникновение живого из неживого невозможно. Не «маловероятно», как нас пытаются убедить, а именно невозможно в принципе.

Поэтому наука столкнулась с неразрешимой проблемой: с невозможностью вывести информационные процессы из чисто физических. К сожалению, новейшие исследования пытаются найти решение этой проблемы в русле эволюционной парадигмы и делают совершенно абсурдные попытки вывести семантику из физики. Но это уже агония эволюционизма.

ДНК не имеет механической или химической связи с белками, из которых состоит клетка. Т.е. ДНК не выполняет роль некоего физического рычага, влияющего на формирование белков. Связь ДНК и белков ЧИСТО информационная.
Генетический код — это семиотическая система, задающая «отношения между означаемым и означающим, каузальная связь между причиной и следствием закрепляется как смысловое отношение между означающим (кодон - антикодон) и означаемым (аминокислота)».

«Экспериментальные данные показали, что генетический код основан на произвольных или конвенциональных правилах в том смысле, что любой кодон может быть связан с любой аминокислотой, а это означает, что между ними нет детерминированной связи. Это резко контрастирует с традиционной парадигмой стереохимической теории, которая утверждает, что правила генетического кода определяются химией, а точнее, стереохимическим сродством между кодонами и аминокислотами».

Чтобы из неживых частиц сложился живой организм, частицы должны образовать собой систему, в которой самопроизвольно возникли две подсистемы — управляющая и управляемая. Незначительные изменения в первой подсистеме приводят к значительным  изменениям во второй (эффект бабочки). Многие думают, что именно здесь скрывается эмерджентный эффект, который и производит новые качества, и что именно так можно объяснить возникновение жизни.

Но нет: наличие двух подсистем еще не означает того, что система стала живой. Две подсистемы должны взаимодействовать не просто физически, но и семиотически -  информационно. Т.е. система должна усложниться настолько, что в ней одни физические элементы и процессы будут выполнять роль знаков других физических элементов и процессов. Таким образом, система перейдет к информационному взаимодействию. И этот переход невозможно объяснить эффектом бабочки или эмерджентным эффектом; это принципиально новый тип взаимодействия со своими законами и логикой.

Далее. Мало того, что система должна перейти к информационному взаимодействию, это взаимодействие должно происходить в двух направлениях:

В направлении внешней среды для обеспечения гомеостаза системы (гетерокатализ).
В направлении репликации имеющейся информации для обеспечения самовоспроизведения (автокатализ).
Тем самым обеспечивается телеологичность живой системы, ее способность действовать целенаправленно. А именно, в направлении поддержания самой себя, своего существования.

Феномен информации неотделим от целесообразной деятельности: любая информация всегда предназначена для определённой цели — для ее прочтения и осуществления. И это делает невозможным случайное возникновение информации: информация всегда существует только там, где есть информационные системы, могущие ее кодировать или декодировать, т.е. осуществлять целесообразную деятельность.

Софистическая уловка заключается в том, что термин «информация» в научном дискурсе используется в двух основных значениях:

1. в значении сведений,
2. в значении меры устранения неопределённости или меры упорядоченности.

Информация, с которой работает живая система, — это информация в первом значении, это сведения, которые используются организмами с определённой целью. Это информация, которая имеет смысл. Тогда как информация как «мера упорядоченности» — это просто научная абстракция для обозначения степеней оформленности; в такой информации нет никакого смысла и целесообразности.

Эти два значения термина «информация» совершенно несводимы друг к другу; их нельзя отождествлять. Живое имеет дело именно с осмысленной информацией, со сведениями, с данными, а вовсе не с мерой упорядоченности. ДНК — это не просто упорядоченная материя; в ДНК закодированы данные, имеющие определённые сведения и определённую цель.

Такая подмена значения термина «информация» происходит в научном дискурсе постоянно, создавая иллюзию того, что информация (а значит, и жизнь) может возникать самопроизвольно. Если очистить материализм от этой софистики, то он никак не сможет объяснить возникновение информации, с которой имеет дело жизнь.

Материализм, исходя из своих постулатов, должен объяснять переход материи от физического взаимодействия к информационному, однако, такой переход чисто логически невозможен, потому что информация никак не зависит от своего материального носителя и не возникает из него.

«Информация» в переводе с латинского – это введение в форму. Дух творит себе формы.

«Жизнь» – активная форма материи, являющаяся целью для самой себя, способная противостоять распаду за счёт совершения целенаправленных действий, посредством самостоятельной интерпретации, репликации и репарации информации, хранящейся в ДНК.

«Живые формы» - это открытые системы, способные осуществлять непрерывный обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой, которые самостоятельно воспроизводятся, регулируются, организуются и обновляются; это иерархические системы, поддерживающие свои внутренние условия (гомеостаз) и упорядоченность, адаптируясь к меняющимся условиям среды.

Биологи почему-то заявляют, что главная цель любого биологического существа – выживание, хотя эта цель заведомо недостижима. Но тогда возникает парадокс, ибо наличие целесообразности логически требует наличия цели, а «выживание» - это по сути временное состояние, которое всегда заканчивается смертью.

Чем отлична живая клетка от точно такой же, но умирающей или только умершей?  Физика и химия - идентичны, структура ещё не нарушена, в чём же фатальное различие? Наличие управляющих информационных команд является критически важным условием поддержания жизни - вне доступа  к центру управления и поддержания системы, любая био-конструкция начинает распадаться за считанные часы - второй закон термодинамики неумолим.

Поэтому материальная перспектива для любого живого объекта, если он потерял информационное управление, одна -  распад, разложение, хаос. Наглядный пример  -  апоптоз (др.-греч. — «листопад», от «падение») — регулируемый процесс программируемой клеточной гибели, в результате которого клетка распадается на отдельные апоптотические тельца.

Рецепторы смерти - трансмембранные белки , характеризующиеся наличием общей последовательности из 80 аминокислот в цитоплазматическом домене. Данная последовательность называется доменом смерти (death domain или DD) и является необходимой для трансдукции сигнала апоптоза. "Трансдукция" — это опосредованная фагами передача ДНК (программы действий) между клетками.

Биоэлектрические импульсы заставляют наш организм, состоящий из многих миллиардов клеток и десятков органов, совершать действия, как единой целое для достижения поставленных задач на протяжении всей жизни. А согласно "центральной догме молекулярной биологии" — обобщающему наблюдаемому в природе правилу реализации генетической информации, первоисточником управляющих информационных команд является ДНК. А само это правило было сформулировано Френсисом Криком ещё в 1958 году.

Чтобы ДНК работала, команда сложнейших молекулярных роботов, называемых ферментами, должна копировать, прочитывать и корректировать ее за доли секунды и с предельной точностью. Мощная система репарационных механизмов осуществляет непрерывную инспекцию состояния ДНК, распознавание повреждений и их удаление, тем самым поддерживая стабильность и сохранность генетической информации. Но сложнейшая биологическая система не может создаваться эволюционно - "шаг за шагом", аккумулируя полезные качества, потому что в незавершенном виде она не будет работать и отсеется естественным отбором.

Поэтому одним из основных атрибутов живой материи является генетическая информация, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию программы развития и функционирования живых организмов. В этой фразе ключевым термином является понятие "программа", ибо это слово (от греч. — пред, греч. — запись), в переводе означает «предписание», инструкция, то есть чётко заданная последовательность действий - конечная совокупность точно заданных правил.

Но никакие правила и инструкции не могут задаваться случайно, сами по себе, учитывая что их информационная емкость составляет объём порядка 800 Мб строго целесообразных, семантически организованных данных.
Очевидно так же, что в данной программе прописаны совершенно ясные и определённые цели, задачи и смыслы, ряд которых универсален для всех живых форм - это питание, размножение и самосохранение.

Закон органической целесообразности гласит: "целесообразность присуща всем видам. Она выражается в тонком взаимном соответствии структур и назначения биологических объектов, в приспособленности живых форм к условиям жизни, в естественной целенаправленности особенностей индивидуального развития, в приспособительном характере форм существования и поведения биологических видов."

Возникает логичный вопрос: как могло быть задано это предписание хронологически до момента начала процесса естественного отбора? А учитывая, что биологический механизм "упаковки" информации в ДНК/РНК является самым экономичным с точки зрения соотношения объёма данных к объёму, занимаемому в пространстве их материальным носителем, количество подобных вопросов только возрастает.

Ведь согласно гипотезе абиогенеза выходит, что первоклетка, не успев возникнуть, должна была САМА, без всякой "программы действий", начать "бесцельно" питаться, размножаться и самосохраняться не имея ещё ДНК/РНК в качестве носителя алгоритма реализации этих способностей.

В одной клетке человека 3 млрд. пар оснований, что соответствует примерно 800 Мб строго целесообразной информации. Т.е. в геноме одной клетки содержится 1300 романов "Война и Мир". А для построения кода ДНК нам понадобится сначала слепить кодоны, затем группы и гаплогруппы. То есть соединить алфавит в слова, слова в предложения, а предложения в осмысленный текст. Но, допустим, слепили и вот у нас есть готовая малюсенькая ДНК. 

Даже получив в результате триллионов случайных комбинаций на голой, безжизненной планете все эти компоненты и даже соединив их вместе в правильном порядке и получив работающую правильную ДНК, в которую уже записана правильная информация, мы, вообще-то, ничего не добьемся, потому что это будет равносильно наличию стопки чертежей на пустой стройплощадке - некому выполнять работу, некому даже прочитать чертежи…

Теперь нам нужен кто-то, то считает эту информацию и согласно записанной в ней инструкции, произведёт нужные действия, синтезирует белки и построит по ним первую клетку. То есть нужны рибосомы, причём не одна не две, а в «промышленных» количествах, транспортные РНК и так далее и так далее, целое строительно-монтажное управление с прорабами, инженерами и разнорабочими.

Кроме того, в только что образованном ДНК уже должна быть, помимо прочего, схема строительства и самих рибосом, белков, ферментов, рибоз, оснований, сахаров РНК-транспортов и так далее.

Этот вопрос являются коричневым пятном на грани бриллианта современной биологии по одной простой причине - информационно-программный фактор, хронологически предшествующий материальному воплощению био-объектов, не принято рассматривать, как решающий.

Однако, мы воочию наблюдаем, что абсолютно все живые формы управляются информационными командами, которые поступают в виде биоэлектрических импульсов из своего "центра управления". Если подняться выше и попытаться рассуждать о способе отражения реальности в человеческом сознании, то можно с удивлением обнаружить, что у нас вообще нет никакого иного способа оценивать окружающий мир, кроме как в виде информационных сполохов на "маленьком экране" в темноте черепной коробки, принесённых туда извне электрическими импульсами.

В этой логике "мышление" - представляет собой "процесс сравнения" имеющейся у субъекта информации с информацией поступившей к нему вновь.

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся в том, что весь окружающий мир, как и сама жизнь, по сути являются сгустками информационных потоков, которые посредством нашего мозга, как интерфейса между идеальным и материальным, отражаются в нём с той или иной степенью достоверности.

Проведите эксперимент: нарисуйте сторублевую купюру по памяти, а потом достаньте ее из кошелька и скопируйте. Видите разницу? Рисунок, сделанный в отсутствие оригинала, наверняка окажется ужасен в сравнении с рисунком, сделанным с натуры. Хотя вообще-то вы видели эту купюру не одну тысячу раз.

В чем проблема? Разве «образ» банкноты не должен «храниться» в «запоминающем регистре» нашего мозга? Почему мы не можем просто «обратиться» к этому «образу» и изобразить его на бумаге? Очевидно, нет, и тысячи лет исследований не позволят определить расположение образа этой купюры в мозге человека просто потому, что его там нет. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что процесс обработки и интерпретации информации в мозге носит совсем не тот характер, который используется компьютером.

Каждая концепция отражает самые передовые идеи породившей её эпохи. Как и следовало ожидать, всего через несколько лет после зарождения компьютерных технологий в 1940-х годах стали утверждать, что мозг работает, как компьютер: роль физического носителя играл сам мозг, а наши мысли выступали в качестве программного обеспечения.

Такая точка зрения достигла максимального развития в книге «Компьютер и мозг» 1958 года, в которой математик Джон фон Нейман решительно заявил, что функция нервной системы человека является «цифровой при отсутствии доказательств в пользу противного».

Благодаря последующим достижениям в области компьютерных технологий и исследования мозга, постепенно развивалось амбициозное междисциплинарное учение о человеческом сознании, в основе которого лежит идея о том, что люди, как и компьютеры — это информационные процессоры. Эта работа в настоящее время включает в себя тысячи исследований, получает миллиарды долларов финансирования, и становится темой для множества трудов.

Представление о человеческом мышлении как об устройстве обработки информации (ОИ) в настоящее время доминирует в человеческом сознании как среди обычных людей, так и среди ученых. Но это, в конце концов, просто еще одна метафора, вымысел, который мы выдаем за действительность, чтобы объяснить то, что на самом деле не понимаем.

Одно из предсказаний, которое в том или ином виде высказывали футуролог Рэй Курцвейл, физик Стивен Хокинг и многие другие, заключается в том, что если сознание человека подобно программе, то скоро должны появиться технологии, которые позволят загрузить его на компьютер, тем самым многократно усилив интеллектуальные способности и сделав возможным бессмертие.

К счастью, концепция обработки информации имеет не очень много общего с действительностью, так что нам не стоит волноваться о том, что человеческий разум это всего лишь программа на подобии той, что записана в ДНК.

Резюмируя, допустимо предположить, что нематериальная по своей сути информация (в отличие от своих материальных носителей), является главным атрибутом любой формы жизни за счёт основанных на её передаче процессов управления био-объектом. Парадокс, но поскольку информация нематериальна, существование загробной формы жизни никак не противоречит научным данным...

«Я полагаю, что невозможно провести различие между реальностью и информацией, нашим знанием о реальности. ... Возможно, это говорит о том, что реальность и информация - две стороны одной медали, что они в глубоком смысле неразличимы». (Нобелевский лауреат 2022 по физике Антон Цайлингер)


Литература:

1. "Моделирование эволюции. От неживого к живому", Роман Т. 2023 г.

2. КОРОГОДИН В. И., КОРОГОДИНА В. Л. "Информация как основа жизни". – Дубна: Издательский центр «Феникс», 2000. – 208 с.